Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Сущность конкуренции и конкурентоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2016 году промышленное производство выросло на 4,7% к уровню 2015 года. На протяжении всего года опережающими темпами росли обрабатывающие производства, за год прирост составил 6,5 процента. Лидером роста является машиностроение. За 2016 год прирост производства в сельском хозяйстве на фоне низкой базы прошлого года и очень удачного урожая составил 22,1%, что в значительной степени перекрыло падение 2015 года [12].

Основным фактором посткризисного восстановления экономики остается потребительский спрос. В 2016 году оборот розничной торговли увеличился на 7,2% (в 2015 году – на 6,3 процента), объем платных услуг увеличился в 2016 году на 2,9% (в 2015 году – на 1,5 процента).

Потребительский спрос почти полностью был основан на снижении чистых сбережений населения и высокой доступности потребительского кредита.

По данным Росстата за последние 2 года денежно-кредитные условия стабилизировались, сохраняя основную ставку рефинансирования.

На официальном сайте Череповца опубликованы данные, характеризующие социально-экономическое развитие города в 2016 году.

Доходы населения: за январь-август 2016 года средняя начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий города составила 32 719 рублей, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года она выросла на 17,0%.

В январе-августе 2016 года в г. Череповце родилось 2 806 детей, умерло 2 694 человека, естественный прирост составил 112 человек; в город прибыло 3 944 человека, выбыло – 3 539 человек. Миграционный прирост составил 405 человек.

Численность населения города за январь-август 2016 года увеличилась на 517 человек и составила на 1 сентября 2016 года 315 163 человек, среднегодовая численность населения – 314 905 человек.

В целом, анализ демографической среды свидетельствует о том, что, несмотря на естественную убыль населения во всех городах и районах Вологодской области, в том числе и в г. Череповце, количество потенциальных потребителей достаточно стабильно, что является благоприятным фактором.

Ситуация на рынке труда в 2016 году продолжила улучшаться. Численность граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости населения на 01 октября 2016 года составила 216 человек, что на 24,5% меньше, чем на 01 октября 2016 года. Из них численность безработных – 204 человека (267 человек в 2016 году). Численность безработных, которым назначено пособие по безработице – 194 человека (80,2% к уровню прошлого года). Уровень зарегистрированной безработицы от экономически активного населения на 01 октября 2016 года равняется 0,9% (1,3% в 2016 году).


Согласно статистическим данным, уровень жизни в г. Череповце растёт, увеличивается средняя заработная плата, значит и платёжеспособный спрос возрастает, что можно рассматривать как положительную тенденции.

Таким образом, можно отследить положительное влияние экономической среды в ООО «Торговый Дом «Северный» в целом.

Экспертная оценка социальных факторов представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Экономические факторы макроокружения

Факторы

Мера влияния

Итого

Угрозы

Возможности

-50

-40

-30

-20

-10

0

+10

+20

+30

+40

+50

Увеличение платёжеспособного спроса

+40

Рост уровня инфляции

-20

Повышение таможенных пошлин, акцизы

-10

Преодоление мирового экономического кризиса

+30

Повышение цен поставщиков

-10

Вступление в ВТО

-10

Сезонность продаж

+20

Итого

+40

В целом экономические факторы имеют положительное влияние на перспективы развития предприятия: стабильный экономический рост экономики России в целом, а также Череповца в частности позволяют прогнозировать наличие платежеспособного спроса в отрасли.

3) Социальные факторы

Среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий города Череповца за 2016 год составила 99 568 человек, увеличение по сравнению с 2015 годом составило 0,8%; среднесписочная численность работников предприятий промышленного производства составила 56 317 человек (56,6% среднесписочной численности работающих на крупных и средних предприятиях города), увеличившись по сравнению с 2016 годом на 712 человек или на 1,3%.


За 2016 год средняя начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий города составила 29 240,38 рубля, по сравнению с уровнем 2015 года она выросла на 12,2% (26 051,19 рубля). Реальная заработная плата работников крупных и средних предприятий за 2016 год составила 102,6 % к 2015 году.

Таблица 2.4

Социальные факторы макроокружения

Факторы

Мера влияния

Итого

Угрозы

Возможности

-50

-40

-30

-20

-10

0

+10

+20

+30

+40

+50

Снижение уровня безработицы

+20

Отношение к труду и отдыху

+30

Миграционный прирост населения

+20

Изменение предпочтений (здоровый образ жизни)

-20

Итого

+50

В целом ситуация в социальной сфере оказывает позитивное влияние на деятельность предприятия.

4) Технологические факторы.

Факторы технологической составляющей макроокружения раскрывают новые возможности для повышения эффективности деятельности ООО «Торговый Дом «Северный».

Таблица 2.5

Технологические факторы макроокружения

Факторы

Мера влияния

Итого

Угрозы

Возможности

-50

-40

-30

-20

-10

0

+10

+20

+30

+40

+50

Развитие технологий, освоение новых технологий производства

+20

Обновление основных производственных фондов предприятия

+20

Итого

+40


Таким образом, технологические факторы несут дополнительные возможности дальнейшему развитию предприятия.

Важно следить за динамикой технологических изменений, так как существует угроза потери рынка, если немного отстать от существующих тенденций.

На основе данных таблицы составим Pest-анализ отрасли:

Таблица 2.6

PEST-анализ отрасли

Факторы политической компоненты

Мера влияния

Факторы экономической компоненты

Мера влияния

Изменение в законодательстве (Закон о запрете продажи алкогольных напитков в ночное время)

-40

Увеличение платёжеспособного спроса

+40

Ужесточение налогооблажения

-20

Рост уровня инфляции

-20

Ужесточение государственного контроля за оборотом алкогольной продукции

-30

Повышение таможенных пошлин, акцизы

-10

Преодоление мирового экономического кризиса

+30

Повышение цен поставщиков

-10

Вступление в ВТО

-10

Сезонность продаж

+20

Итого

-90

Итого

+40

Факторы социальной компоненты

Факторы технологической компоненты

Снижение уровня безработицы

+20

Развитие технологий, освоение новых технологий производства

+20

Отношение к труду и отдыху

+30

Обновление основных производственных фондов предприятия

+20

Миграционный прирост населения

+20

Изменение предпочтений (здоровый образ жизни)

-20

Итого

+50

Итого

+40

В целом по результатам PEST-анализа можно сделать вывод о том, что руководству ООО «Торговый Дом «Северный» необходимо постоянно контролировать состояние внешней среды и отслеживать происходящие в ней изменения с тем, чтобы своевременно реагировать на возможности и угрозы.

На основе PEST – анализа можно сделать вывод, что в макроокружении на данный момент больше возможностей, чем угроз (на 40 баллов).


2.4 Анализ влияния микрофакторов

Анализ конкурентоспособности предприятия предполагает оценку и выявление основного сегмента.

Таблица 2.7

Сегментирование потребителей ООО «Торговый Дом «Северный»

Показатели

Критерии

Сегментация частных потребителей

Социально-демографические признаки

Возраст

10-17

18-35

36-55

56-65

66-85

Пол

Муж

Жен

------

----------

--------

Доход

2000 - 4000

4001 -8000

8001 - 25000

25001-55000

И выше

Род занятий

Безработный

ИТР

Предприниматель

Служащий

Учащийся

Географические признаки

Расположение региона

Ближнее зарубежье

Дальнее зарубежье

Территория России

Сельская местность

Областные центры, районные центры

Численность и плотность населения

5000 - 25000

25001-100000

100001-500000

500001-700000

Более 70000

Природно-климатические особенности

Низкие температуры

Умеренные зоны

Высокое содержание влажности

---------

----------

Потребительские привычки

Частота обращений

Регулярная

Специальная

-----------

---------

---------

Искомые выгоды

Качество услуг

Качество обслуживания

Престиж

Экономия

----------

Тип потребителя

Непотребляющий

Ранее потреблявший

Потенциальный потребитель

Впервые потребляющий

---------

Степень потребления

Слабый потребитель

Умеренный потребитель

Активный потребитель

---------

--------