Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Сущность конкуренции и конкурентоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, исходя из таблицы 2.7, можно представить описание сегмента для ООО «Торговый Дом «Северный».

Итак, сегмент, на который ориентирована политика ООО «Торговый Дом «Северный» – это активный покупатель, проживающий в шаговой доступности от магазина.

Основные сегменты покупателей представлены на рис. 2.2.

Рисунок 2.2. Сегментирование покупателей (по возрастному критерию)

В основном покупателями ООО «Торговый Дом «Северный» является население в возрасте от 18 лет, что связано с месторасположением филиалов в разных районах города.

Покупатели покупают одни и те же группы товара. Необходимо отметить, что группа покупателей в возрасте 18 – 35 лет, покупает помимо «обычной» продуктовой корзины продукты детского питания.

2.5 Анализ конкурентов

Проведем анализ и оценку конкурентов ООО «Торговый Дом «Северный».

Основными конкурентами ООО «Торговый Дом «Северный» являются:

1) Магазины «Вега» (12 филиалов по городу). Ассортимент значительно шире, но также и цены высокие.

2) Магазины «Каравай» (12 филиалов по городу). Ассортимент значительно шире, но также и цены высокие.

3) Магазины «Магнит» (10 филиалов по городу). Ассортимент значительно шире, цены ниже, акции и скидки, дисконтные карты.

4) Магазины «Пятерочка» (6 филиалов по городу). Ассортимент значительно шире, цены ниже, акции и скидки, дисконтные карты.

Проведем оценку конкурентов (табл. 2.8). Оценку конкурентов проводилась по пятибалльной шкале, в исследовании принимали участие эксперты отдела по надзору в сфере защиты прав потребителей Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благосостояния человека по Вологодской области (Роспотребнадзор).

Таблица 2.8

Оценка конкурентоспособности ООО «Торговый Дом «Северный»

Факторы конкурентоспособности

Вега

Каравай

Магнит

Пятерочка

Северный

Местоположение

Средне-удобное

4

Удобное

5

Удобное

5

Удобное

5

Удобное

5

Время работы

Удобное

4

Не очень удобное

3

Удобное

4

Удобное

5

Удобное

5

Парковка а/м

Удобная

5

Не удобная

3

Удобная

5

Удобная

5

Не очень удобная

4

Ассортимент

Широкий

5

Широкий

5

Выше среднего

4

Выше среднего

4

Высокий

5

Качество обслуживания

Высокое

5

Не очень высокое

4

Высокое

5

Высокое

5

Среднее

3

Цены

Высокие

3

Низкие

5

Средние

4

Высокий

3

Средние

4

Итого

26

25

27

27

26


Наибольшим преимуществом обладает магазины «Магнит» и «Пятерочка», по сравнению с рассматриваемыми конкурентами.

Среди позиций, по которым ООО «Торговый Дом «Северный» отстает от своих конкурентов, являются следующие:

- качество обслуживания;

- парковка а/м;

- цены.

Для анализа конкурентоспособности ООО «Торговый Дом «Северный» мы применим метод «4Р». Методика основана на сравнительном анализе организации и предприятий конкурентов по следующим факторам: продукт, цена, продвижение на рынке, регион и каналы сбыта.

Данная оценка проводилась экспертами Вологодского центра независимой экспертизы.

Таблица 2.9

Данные для сравнительного анализа результативности деятельности фирм-конкурентов

Критерий

Северный

Вега

Каравай

Магнит

Пятерочка

имидж фирмы

4

5

4

3

4

качество услуг

4

4

4

3

4

рыночная доля

3

5

5

4

4

рыночная цена

4

4

4

4

3

уровень обслуживания

3

4

4

3

5

1 – позиция очень плохая; 2 - плохая; 3 - средняя; 4 - хорошая; 5 - отличная.

Таким образом, мы видим, что лидером по оценкам результативности деятельности фирм-конкурентов оказывается ООО «Вега», показатель данной фирмы несколько лучше, остальных конкурентов.

Оценка возможностей ООО «Торговый Дом «Северный» позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рис. 2.4).

Рисунок 2.3. Многоугольник конкурентоспособности

Итак, исходя из представленных результатов, мы можем сделать вывод о том, что ООО «Торговый Дом «Северный» занимает примерно 15 % на рынке подобных услуг, но все же наблюдается низкий показатель по одному из критериев – рыночная доля. В ходе исследования мы выявили, что для ООО «Торговый Дом «Северный» необходима разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности в целом.


2.6 Анализ поставщиков и посредников

Анализируя продажи по группам товаров, можно выделить четыре основных группы покупаемых видов товара: молочная продукция, хлебные

изделия, мясные изделия, алкогольные напитки.

Молочная продукция в ООО «Торговый Дом «Северный» закупается на следующих предприятиях: Череповецкий Молочный Комбинат (ЧеМол), Шекснинский Молочный Комбинат (ШМК), ООО «Ампрод». Ассортимент у данных предприятий практически одинаковый. В таблице 2.10 представлен ассортимент по видам продаваемой продукции в ООО «Торговый Дом «Северный».

Таблица 2.10

Ассортимент молочной продукции

Виды молочной продукции

ЧеМол

ШМК

Ампрод

Молоко

5

2

2

Кисломолочные продукты

9

4

1

Сметана

2

2

2

Творог

1

3

2

Масло

4

2

1

Сырки

7

-

-

Как видно из табл. 2.10, у ЧеМол ассортимент продукции самый широкий и разнообразный. Продукция ЧеМол является самой дорогой и самой востребованной в ООО «Торговый Дом «Северный».

Структура продаж молочной продукции в ООО «Торговый Дом «Северный» представлена в таблице 2.11.

Таблица 2.11

Структура продаж молочной продукции, в %

Производитель

Молоко

Кисломол. продукты

Сметана

Творог

Масло

Сырки

ЧеМол

50

50

20

20

60

100

ШМК

30

40

70

65

38

-

Ампрод

20

10

10

15

2

-

Итого

100

100

100

100

100

100


Самый большой объем продаж молочной продукции у Череповецкого

Молочного Комбината, это зависит от обширности ассортимента товаров, от рекламы проводимой ЧеМол на телевидение, автотранспорте. Молочная продукции в ООО «Торговый Дом «Северный» более востребована покупателями.

Поставщиками мясных изделий для ООО «Торговый Дом «Северный» являются: Череповецкий Мясокомбинат (ЧМК), Вологодский Мясокомбинат (ВМК), Сокольский Мясокомбинат (СМК). Ассортимент мясной продукции по видам представлен в таблице 2.12.

Таблица 2.12

Ассортимент мясной продукции ООО «Торговый Дом «Северный»

Виды мясной продукции

ЧМК

ВМК

СМК

Вареная колбаса

18

12

-

Копченая колбаса

13

5

9

Сосиски

6

1

-

Мясо варено - копченое

2

4

-

Объем продаж мясной продукции представлен в таблице 2.13.

Таблица 2.13

Объем продаж мясной продукции, в %

Производитель

Вареная колбаса

Копченая колбаса

Сосиски

Мясо варено – копченое

ЧМК

70

60

90

20

ВМК

30

30

10

80

СМК

-

10

-

-

Итого

100

100

100

100

Как иллюстрируют данные таблиц 2.12 и 2.13, самый высокий объем продаж, самый широкий и разнообразный ассортимент у ЧМК, это приводит к тому, что продукция ЧМК более востребована покупателями ООО «Торговый Дом «Северный». Череповецкий мясокомбинат пользуется заслуженной репутацией в г. Череповце.

Хлебо-булочные изделия ООО «Вальс» закупает на следующих предпряитиях: Череповецкий Хлебокомбинат (ЧХК), Хлебозавод в д.Починок (ХЗП), Ярославский Хлебокомбинат (ЯХК). Ассортимент хлебобулочных изделий, реализуемых в ООО «Вальс», представлен в таблице 2.14.

Таблица 2.14

Ассортимент хлебобулочных изделий в ООО «Торговый Дом «Северный»


Виды хлебобулочных изделий

ЧХК

ЯХК

ХЗП

Батон

4

2

2

Хлеб

2

1

2

Булочные изделия

2

-

4

Объем продаж хлебобулочных изделий представлен в таблице 2.15.

Таблица 2.15

Объем продаж хлебобулочных изделий, в %

Производитель

Батон

Хлеб

Булочные изделия

ЧХК

70

60

20

ЯХК

20

15

-

ХЗП

10

35

80

Итого

100

100

100

Анализируя данные, представленные в таблицах 2.15 и 2.16, самый разнообразный ассортимент хлебных товаров у ЧХК. Превосходство по объему продаж у ЧХК, хотя у ЧХК цены выше по сравнению с другими производителями, череповецкий хлеб пользуется большим спросом. Качество продукции у ЧХК значительно лучше по сравнению с другими производителями.

Алкогольные напитки подразделяются на слабоалкогольные и крепкие алкогольные. Производителями крепких алкогольных напитков являются: Череповецкий ликеро-водочный завод (ЧЛВЗ), завод сортовых водок г. Вологда (ЗСВ), Великого Устюга. Слабоалкогольные напитки поставляются с пивоваренных заводов г. Череповеца, г. Санкт – Петербурга, г. Калуга.

Ассортимент крепких алкогольных напитков представлен в таблице 2.17.

Таблица 2.17

Ассортимент крепких алкогольных напитков

Виды продукции

ЧЛВЗ

Вологодский ЛВЗ

Великий Устюг

Водка

5

4

8

Бальзам

2

-

-

Настойка

8

-

-

Объем продаж крепких алкогольных напитков представлен в таблице 2.18.

Таблица 2.18

Объем продаж крепких алкогольных напитков, %

Производитель

Водка

Бальзам

Настойка

ЧЛВЗ

55

100

100

ЗСВ

30

-

-

Великий Устюг

15

-

-

Итого

100

100

100