Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Сущность конкуренции и конкурентоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В развитии своей идеи о процессе «дифференциации продукта» как о естественной реакции конкурентов на не менее естественное проявление самой конкуренции Э. Чемберлен обосновывает растущее влияние на этот процесс неценовых факторов конкуренции, имея в виду обусловленное особыми свойствами (фабричная марка, своеобразие паковки) и индивидуальными особенностями качество товаров и рекламу.

Теории государственного регулирования экономики в рыночном хозяйстве имеют два направления. Одно из них опирается на учение Дж.М. Кейнса и его последователей. [8]

Чемберлин отказывается от чистой конкуренции как идеала экономической жизни и государственного регулирования. «Полное осознание того обстоятельства, что продукт всегда дифференцирован, раскрывает значение проблемы разнообразия и делает понятным, что чистую конкуренцию нельзя больше считать во всех отношениях «идеалом» для экономики благосостояния».

Развитие подобной точки зрения наблюдается у Й.Шумпетера. Шумпетер продолжил критику идеала совершенной конкуренции, начатую Чемберлином, на тех же основаниях – в реальности условия совершенной конкуренции отсутствую, и предопределенного состояния равновесия, особенно если речь идет об олигополии, на рынке тоже нет. Шумпетер выделил две стороны конкуренции – конкуренция организующая (или созидательная) и конкуренция дезорганизующая (или разрушительная) – явление, которое он назвал «созидательным разрушением». Рассматриваемая в качестве динамического процесса, конкуренция ведет к открытию нового товара, новой технологии, нового источника сырья или нового типа организации. Эта конкуренция, с одной стороны, обеспечивает существенное сокращение издержек и повышение качества продукции, но с другой стороны, «она угрожает существующим фирмам не незначительным сокращением прибылей и выпуска, а  полным банкротством» [12]

В последние годы новая оценка конкуренции была дана в работах современного американского экономиста, разработавшего теорию конкурентного преимущества, М.Портера. Он дал определение конкурентоспособности товара с точки зрения «ценности товара для потребителя». По его мнению, ценность любого приобретаемого товара прямо зависит от той прибыли, которую принесет его использование. «Эта величина предельна конкретна и может быть точно подсчитана.


2. Анализ конкурентной среды деятельности ООО «Торговый Дом «Северный»

2.1 Анализ внутренней среды

Торговый дом «Северный» был открыт в городе Череповце в 1990 году. Центральный офис компании располагается по адресу: 162600, Вологодская область, г. Череповец, ул. Гоголя, 58.

ООО «Торговый Дом «Северный» работает на рынке розничной торговли (продукты питания).

Сфера деятельности – оптовая и розничная торговля.

ООО «Торговый Дом «Северный» состоит из 30 филиалов, расположенных в разных частях города.

Организационная структура ООО «Торговый Дом «Северный» изображена на рис. 2.1.

Генеральный

директор

Бухгалтерия

Отдел кадров

Товаровед

Главный

бухгалтер

Бухгалтер

Коммерческий

директор

Начальник отдела

Кадровик

Склад

Начальник

склада

Кладовщик

Управляющие

филиалов

Продавцы

Продавцы-кассиры

Отдел продаж

Начальник отдела

Специалисты

Рисунок 2.1. Организационная структура ООО «Торговый Дом «Северный»

Из представленной схемы становится ясно, что на предприятии действует линейная организационная структура. В рамках данного предприятия это оправдано, так как оно небольшого размера, и усложнение организационной структуры не увеличит эффективность работы.

2.2 Анализ внешней среды

Торговля продуктами питания достаточно сложный, высокорискованный бизнес, основанный на четком представлении его менеджера (в данном случае – он же являлся и собственником) о постоянно меняющейся конъюнктуре рынка.

В первую очередь необходимо представлять схему поступления товаров на рынок, и принципы формирования цен. Для наглядности произведем укрупненную разбивку торговых организаций и торговых точек и дадим краткую характеристику принципов их функционирования (см. табл. 2.1).

Торговля продуктами питания является чрезвычайно трудоемкой деятельностью, требующей постоянной ориентации на конъюнктуру рынка, ежедневного обеспечения оборота продукции, ненормированного рабочего дня, особенно в праздничные и выходные дни, другой подход ведет к непременному банкротству.


Таблица 2.1

Классификация торговых организаций на рынке продуктов питания г. Череповца

Определение

Направление деятельности

Крупнооптовые фирмы

Закупка и поставка крупнооптовых партий продуктов питания российских и зарубежных производителей. Основными клиентами являются среднеоптовые фирмы. Низкий процент торговой наценки (порядка 5-10%), в работе упор делается на увеличение оборота продукции. Часто специализируются на одной или 2-х группах товаров, предлагая по ним широкий ассортимент. Имеют значительные объемы складских помещений, заинтересованы в оптовой продаже завезенного товара.

Среднеоптовые фирмы

Закупка и поставка среднеооптовых партий продуктов. Основными поставщиками являются крупнооптовые фирмы. Средний процент торговой наценки (порядка 10-15%). Могут специализироваться как на одной или 2-х группах товаров, так и иметь широкую специализацию, стремясь представить в ассортименте максимальный перечень товарных групп.

Торговые точки на оптовых рынках

Специализируются на отдельных группах товаров, концентрируя возможности на предоставлении покупателям наиболее низких цен. Реализация продуктов оптом (от 1-й коробки), часто в дополнении к этому используется розничная торговля. Наценка на товар порядка 10 %.

Торговые точки на мелкооптовых и розничных рынках.

Большое внимание уделяется предложению покупателям широкого ассортимента продукции, в рамках нескольких (реже 1-2-х) групп товаров Наценка на товар порядка 15 %.

Торговля с лотков и палаток.

Ограниченный ассортимент продукции, незначительный объем оборотных средств, в основном, товар поступает с оптовых рынков или доставляется среднеоптовыми фирмами. Наценка на товар порядка 20- 25 %.

Магазины

Закупка товаров в пределах нескольких тысяч рублей мелкими партиями (от коробки). Высокая наценка, широкий ассортимент продукции. Часто предпочитают работать с отсрочкой платежа. Имеют ограниченные транспортные средства, и при выборе поставщиков уделяют большое значение доставке продукции в магазин. Наценка от 25 до 50 %%.

Еще одним существенным препятствием в осуществлении торговой деятельности является сложность взаимоотношений между торговыми предприятиями и контролирующими органами, в частности СЭС, налоговой инспекцией, пожарной инспекцией, и всевозможными инстанциями, для которых превышение полномочий является скорее правилом, чем исключением. 


Наиболее характерными для рассматриваемой отрасли являются:

Политические риски (особенно в плане неблагоприятного изменения налогового законодательства);

Коммерческие риски (в первую очередь торговые – возможность убытков, связанных с неплатежами или отсрочкой платежей за товар (в особенности при поставках продукции в магазины), потери при мошеннических операциях возможных при оптовых покупках товара на базах и складах и т. д.);

Производственные риск (поломка оборудования, транспорта, порча сырья, являются факторами, способными уничтожить торговую фирму; внедрение нового оборудования может быть неподъемным бременем для фирмы, не располагающей большим объемом свободных средств);

Финансовые риски (в частности инфляционные и валютные);

Риск банкротства (Малое предприятие не имеет достаточного запаса прочности для маневров, нейтрализующих негативные и нулевые результаты рисков, и способных в решающий момент преломить ситуацию).

Для развития, вызванного изменением требований рынка, многие оптовые компании расширяют штат сотрудников, осваивают новые технологии учета и хранения товаров, изменяют мотивацию работников, разрабатывают новые маркетинговые и рекламные приемы расширения рынка сбыта продукции и т.п. Все это повышает затраты предприятия и соответственно растут цены на его товары и услуги с одной стороны, а с другой стороны – пересматривается политика крупных производителей, стремящихся удешевить свою продукцию, налаживая прямые поставки в розничный ритейл. 

2.3 Анализ влияния макрофакторов

Внешняя среда организации косвенного воздействия – это политические факторы, факторы демографического, природного, научно-технического характера, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события и другие факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них.

Наиболее популярным инструментом для анализа данных факторов является PEST-анализ. Экспертами выступили сотрудники крупных сетей по продаже продуктов питания Вологодской области: руководитель ОАО «Пятерочка» г. Череповец, руководитель ООО «Магнит» г. Вологда, маркетолог из центра маркетинговых исследований «Норт-Лайн».

Проведем анализ макроокружения с использованием PEST-анализа.

1) Политические факторы.


Политическую компоненту макроокружения организации на данный этап времени в целом по стране можно охарактеризовать как относительно стабильную.

Таблица 2.2

Политические факторы макроокружения

Факторы

Мера влияния

Итого

Угрозы

Возможности

-50

-40

-30

-20

-10

0

+10

+20

+30

+40

+50

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Изменение в законодательстве (Закон о запрете продажи алкогольных напитков в ночное время)

-40

Ужесточение налогообложения

-20

Ужесточение государственного контроля за оборотом алкогольной продукции

-30

Итого

-90

Деятельность ООО «Торговый Дом «Северный» осуществляется в соответствии с нормами российского законодательства о предпринимательской деятельности, нормативными документами в области обеспечения качества продукции, защиты прав потребителей и т.п. Данные нормативные акты выполняют такие задачи, как защита фирм от нечестной конкуренции, потребителей от нечестных методов торговли и интересов общества от некорректного поведения участников рынка в целом.

В настоящее время состояние политической и законодательной среды в России в целом и в Вологодской области в частности достаточно стабильно.

Таким образом, политические факторы отрицательно сказываются на деятельности ООО «Торговый Дом «Северный».

2) Экономические факторы.

Экономическое развитие России в 2016 году было достаточно устойчивым. По оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП составил 4,3%, что соответствует динамике 2015 года. Со стороны производства динамика ВВП в 2016 году обусловлена, прежде всего, ростом обрабатывающих производств, строительства, небывало высокими темпами в сельском хозяйстве.