Файл: Цели и задачи бухгалтерского учета (Проблемы бухгалтерского учета в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Актуализация задач бухгалтерского учета в новых экономических условиях

Вступление России в ВТО предъявляет к предприятиям такие требования, как наличие понятного и эффективного корпоративного управления и достоверной финансовой отчетности. Особые требования, предъявляемые к финансовой отчетности, связаны с тем, что именно на основании данной отчетности инвесторы, партнеры, конкуренты принимают решения в отношении взаимодействия с данным предприятием.

Общепринятой системой финансовой отчетности в странах, входящих в ВТО, являются Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Правила данной учетной системы дают возможность достаточно точно отразить реальное финансовое положение и результаты деятельности предприятия, на основании данной информации рынок и менеджмент предприятия получают сигналы о потенциальных изменениях в его судьбе.

В нашей стране сделано уже много изменений в направлении приближения бухгалтерской отчетности к формату МСФО. Важными событиями на этом пути, регулируемым программами реформирования бухгалтерского учета, были такие, как:

  • базирование национальных бухгалтерских стандартов на основных принципах и правилах МСФО;
  • обязательное составление отчетности в формате МСФО для банков;
  • принятие Закона о консолидированной финансовой отчетности и принятие международных стандартов.

Однако идея ВТО состоит в том, чтобы в стране достоверную информацию о себе сообщали не избранные экономические субъекты, а все, то есть чтобы было создано соответствующее информационное пространство — основа для конкуренции. Соответственно, для создания такого информационного пространства целесообразно осуществить полный переход на МСФО.

В то же время такой переход связан с определенными трудностями, главная из которых состоит в недостаточном распространении знаний МСФО и практики их применения. Тем не менее постепенное приближение к МСФО, которое происходит (с разной степенью активности) уже более 20 лет, создало условия для решительного шага — принятия МСФО в качестве национальных стандартов с 1 января, например, 2017 или 2018 года. Объявление о таком переходе могло бы заставить как регуляторов в области учета, так и предприятия усилить работу по переходу на МСФО и подготовиться к составлению отчетности по МСФО за 2017 или 2018 год, российские банки сумели сделать подобное в 2004-2005 годах. Возможны и более консервативные варианты, не предполагающие отказа от национальных стандартов учета и отчетности.


Таким образом, все множество возможных путей развития системы бухгалтерского учета в свете вступления России в ВТО и задачи обеспечения конкурентоспособности национальных предприятий в этих условиях, на наш взгляд, можно свести к трем.

    1. Переход на МСФО всех предприятий страны (не только в отношении консолидированной отчетности, но и отдельной отчетности), включая малые предприятия (для них предполагается переход на международные стандарты для малого и среднего бизнеса).
    2. Переход на МСФО всех предприятий, кроме малых.
    3. Сохранение национальных стандартов и их максимально полное приближение к МСФО. Рассмотрим некоторые аспекты каждого из

вариантов.

Первый вариант дает неоспоримое преимущество — создание равных учетных условий для всех субъектов экономики, а следовательно, увеличивает конкурентность рынка, обеспечивает равные «информационные» возможности. Негативный момент — возможность на первых этапах (в первые два-три года) получения финансовой отчетности не должного качества.

Второй вариант, по нашему мнению, менее эффективный, но он окажет определенное воздействие на информационное экономическое пространство и будет активизировать дальнейший переход и малых предприятий.

Успешность третьего варианта будет зависеть от степени соответствия национальных правил правилам МСФО и минимального отставания в принятии новых правил МСФО. При использовании данного варианта возможны даже некоторые отклонения от МСФО, но эти отклонения не должны касаться принципов МСФО. Все отклонения должны быть разъяснены, общеизвестны, легко устранимы (по описанным вариантам) при трансформации отчетности (в формат МСФО), их не должно быть многим более 10.

Каждый из этих вариантов даст возможность предприятиям повысить качество своего управления, так как информация, собираемая и генерируемая предприятием при составлении отчетности согласно МСФО, обладает уместностью при принятии решений. Кроме того, затраты предприятий на ведение учета и составление отчетности будут снижены, что при повышенной конкуренции в условиях ВТО является важным фактором. Отметим также, что хотя после вступления России в ВТО произошли некоторые негативные события, связанные с введением санкций в отношении ряда российских предприятий, а снижение цен на нефть привело к кризисным явлениям в российской экономике, все указанные выше варианты развития учета в стране актуальны. В настоящее время большинство стран мира в том или ином виде принимают МСФО, а их предприятия составляют отчетность в формате МСФО. Поэтому при развитии торговых, научных и даже культурных отношений между ними и их хозяйствующими субъектами подготовка финансовой отчетности согласно МСФО — важная составляющая успеха, партнерского и конкурентного взаимодействия.


Проанализируем задачи бухгалтерского учета и отчетности в условиях ВТО, а по сути, в условиях глобализации и ужесточения конкурентной борьбы. При любых вариантах дальнейшего развития отечественного учета и отчетности важнейшей задачей является создание таких правил (учета и составления отчетности), которые позволят выявить основные угрозы для развития предприятия, неопределенности и риски.

Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО, IASB) сделал попытку исследовать необходимость внесения каких-либо изменений в порядок признания и раскрытия допущения о непрерывности деятельности. Усиление конкурентной борьбы в условиях ВТО или в условиях экономических кризисов требует от предприятий исследования и доведения до экономического сообщества сведений о возможности продолжить свою работу в дальнейшем. В МСФО регламент в отношении данного допущения установлен в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и МСФО (IAS) 10 «События после окончания отчетного периода» (а также в Концептуальных основах), допущение упоминается в МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам».

В последние годы пользователи проявили заинтересованность в расширении снимающих неопределенность и уменьшающих рискованность раскрытиях, а СМСФО (а именно, Комитет по интерпретациям) был готов конкретизировать учетно-отчетные правила в этой области. Предлагалось в МСФО (IAS) 1 ввести раздел о непрерывности деятельности, освещающий вопросы подготовки, признания наличия значительных неопределенностей и раскрытия информации с подробным указанием всех необходимых сведений, которые следовало включить в отчетность.

Для помощи предприятию при выявлении факта существования значительных неопределенностей было сочтено необходимым привести перечень соответствующих факторов, проиллюстрированных примерами. Однако предложение по внесению подобных изменений в МСФО (IAS) 1 так и не было принято в 2013 году, а в 2014 году СМСФО прекратил работу по теме, касающейся принципа непрерывности деятельности.

Внимание данному вопросу было уделено разработчиками ГААП США. Совет по стандартам финансового учета (ССФУ FASB) в 2014 году изучал вопросы выявления неопределенностей, способных повлиять на невыполнение принципа непрерывности деятельности. В ГААП США в отношении данного принципа в ситуации, когда ликвидация экономического субъекта не является неизбежной, но есть значимые факты, указывающие на возможность прекращения функционирования, принято требовать от предприятия дополнительных раскрытий информации, разъясняющих пользователям, каким образом предприятие будет предотвращать ликвидацию (неизбежность ликвидации приводит к необходимости применения принципа ликвидации). Предприятиям рекомендуется действовать по следующей схеме:


      1. Выявление серьезных проблем и неопределенностей;
      2. Разработка мер по противодействию прекращения деятельности;
      3. Достоверное и полное сообщение в финансовой

отчетности сведений о первом и втором шаге.

Проблема выполнения допущения о непрерывности деятельности в России имеет отношение ко всем типам предприятий: к крупным, средним и малым, торговым, промышленным, сельскохозяйственным, кредитным.

Таким образом, для повышения прогнозной ценности финансовой отчетности в ней следует более полно и структурированно представлять сведения, подтверждающие действие допущения о непрерывности деятельности. Российским компаниям целесообразно в сложившихся экономических условиях расширить раскрытия, требуемые, согласно МСФО, за счет выполнения рекомендаций ГААП США для описания области, связанной с допущением о непрерывности деятельности, а в перспективе в РСБУ целесообразно усовершенствовать эти рекомендации с учетом особенностей экономической ситуации.

В отчетности, на наш взгляд, должен присутствовать отдельный пункт — допущение о непрерывности деятельности, — позволяющий составить представление о том, почему компания считает, что допущение выполняется; какие имеются проблемы; какие пути их решения выбраны. То есть до пользователя должны быть доведены результаты расширенного SWOT-анализа непрерывности деятельности.

Возможно, затраты на формирование отчетности в этом случае несколько возрастут, но полагаем, что такой анализ создает информационную платформу для повышения эффективности управления предприятием и необходим управляющим не меньше, чем пользователям отчетности. Кроме того, важным направлением будущих исследований в области допущения о непрерывности деятельности является изучение влияния на его применение модели учета по исторической стоимости и модели учета по справедливой стоимости, а также виртуализации отчетности[9].

Следующая задача — завоевать доверие пользователей. Решение данной задачи необходимо для того, чтобы в условиях ВТО (а также и в условиях современной экономической ситуации) предприятие могло повысить свою инвестиционную привлекательность и тем самым получить конкурентное преимущество. Для этого в случае третьего варианта необходимо при создании правил учета (изменении старых на новые) сочетать:

  • простоту, которая требуется для правильного выполнения и понимания, со сложностью, диктуемой задачей как можно более достоверного отражения реальной деятельности предприятия, отнюдь не являющейся простой;
  • стабильность правил с требованием их постоянного изменения;
  • ограниченность информационного объема отчетности с необходимостью для лучшего понимания ситуации приводить детальные разъяснения;
  • создание единых правил формирования отчетности для всех отчитывающихся субъектов с присущей им индивидуальностью, которую априори невозможно описать единым правилом.

Еще одной не менее важной задачей является обеспечение достоверности отчетных данных. Данная задача должна решаться как на уровне составителей отчетности, так и на уровне ее аудита. Чтобы российские предприятия могли использовать финансовую отчетность в качестве инструмента успешного ведения конкурентной борьбы, она должна реально отражать ситуацию. Решение этой задачи требует не только эффективного внешнего аудита, но и действенной постоянной работы служб внутреннего аудита. Для получения достоверной учетной информации требуются:

  • соответствующие принципы и правила учета и отчетности;
  • осознанная менеджментом и собственниками необходимость следовать данным правилам;
  • реально независимый и качественный аудит отчетности.

Во всех трех случаях также необходимо решение задачи с увеличением раскрытий в отчетности, которые принято называть нефинансовыми. Эти раскрытия должны с одной стороны дополнить финансовую отчетность, позволить увидеть предприятие с разных сторон его деятельности. Любому предприятию для победы над конкурентами выгодно довести до сведения возможных инвесторов и партнеров свои сильные стороны. Предприятие должно, по крайней мере, дать информацию о своих действиях в области социальной ответственности, экологической политики, инноваций[10].

Такая информация должна быть структурирована определенным образом. Хотя подобные задачи уже довольно давно находятся в центре внимания экономического (и в том числе научного) сообщества, они до сих пор не нашли однозначного решения. Соответственно, целесообразно при третьем варианте разработать стандарт по раскрытию дополнительной информации. В условиях кризисных явлений значимость подобных сведений не уменьшается, именно в этот момент новое предприятие имеет возможность заложить основы своей деловой репутации, а старое — улучшить ее.

В третьем случае развития учета наиболее актуальной является задача использования для формирования отчетной информации оценки по справедливой стоимости. Как отмечается в МСФО (IFRS) 13, эта оценка основана на рыночном подходе и делает возможным корректное сравнение финансового положения и результатов деятельности различных предприятий инвесторами.

Справедливая стоимость отличается от оценки самой компании. В МСФО справедливая стоимость определяется как оценка рынком и не учитывает специфику компании. Если бы предприятие само устанавливало цену, по которой оно могло бы реализовать актив (передать обязательство), оно должно было бы принимать во внимание свои условия.