Файл: Цели и задачи бухгалтерского учета (Проблемы бухгалтерского учета в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В МСФО (IFRS) 13 требуется исходить именно из рыночной ситуации. Первое, что следует сделать, — это выявить основной (или наиболее выгодный) рынок, на котором предприятие может свободно осуществить продажу. В МСФО (IFRS) 13 отмечено, что «поскольку различные предприятия (и направления бизнеса в рамках таких предприятий), осуществляющие различные виды деятельности, могут иметь доступ к различным рынкам, основные (или наиболее выгодные) рынки для одного и того же актива или обязательства могут быть разными для различных предприятий (и направлений бизнеса в рамках таких предприятий). Следовательно, основной (или наиболее выгодный) рынок (и, соответственно, участников рынка) необходимо рассматривать с точки зрения предприятия, учитывая, таким образом, различия между и среди предприятий, осуществляющих различные виды деятельности».

Таким образом, показав разные суммы в качестве справедливой стоимости одного и того же объекта, предприятия отражают свою реальную деятельность в условиях рынка. В условиях острой конкурентной борьбы, характерной для деятельности в глобализированной экономике, особенно при кризисных явлениях, важно, что в отчетности будут показаны оценки, являющиеся справедливыми именно для данного предприятия.

Важным также является и то, что правилами МСФО (IFRS) 13 установлен для определения справедливой стоимости приоритет основного рынка, а не наиболее выгодного. В пункте 16 МСФО (IFRS) 13 описана следующая последовательность при сборе информации для нахождения справедливой стоимости:

  • обращение к основному для данного актива или обязательства рынку;
  • при отсутствии основного рынка к наиболее выгодному для данного актива или обязательства рынку.

Поэтому, хотя может существовать и более выгодный рынок, пользователю будет представлена оценка, отражающая обычную для предприятия ситуацию, а поэтому наиболее вероятная.

В кризисных условиях оценка по справедливой стоимости наиболее точно отражает состояние дел, и именно она востребована пользователями, и именно она необходима для принятия управленческих решений менеджментом предприятия. В то же время могут возникать сложности с ее определением в ситуации сильной волатильности рынков[11].

Соответственно, требуется дальнейшая работа над методологией и методикой определения справедливой стоимости. Эта задача должна решаться бухгалтерами в тесном контакте с финансовыми аналитиками, участниками фондовых и товарных рынков, аудиторами и представителями различных форм и видов бизнеса. Данную задачу можно выделить как самостоятельную и рассматривать в рамках более широкой задачи — совершенствования оценки учетных объектов как в финансовом, так и в управленческом учете.


Все задачи следует решать во взаимной увязке и тесном контакте с пользователями отчетности, прежде всего аналитиками, аудиторами, представителями различных бизнес-структур.

2.2 Проблемы бухгалтерского учета в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 22.11.2011 г., устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Система законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете призвана обеспечивать единообразное ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых всеми организациями, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Основными задачами бухгалтерского учета в Российской Федерации являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости[12].

Общее методологическое руководство бухгалтерского учета в России осуществляется Правительством Российской Федерации. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:


  • планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
  • положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
  • другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета, которые не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина Российской Федерации.

Минфин Российской Федерации с учетом возложенных на него задач рассматривает и анализирует сводную бухгалтерскую отчетность федеральных органов исполнительной власти, осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, принимает меры по совершенствованию бухгалтерского учета, утверждает план счетов, типовые формы учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности, осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей; устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций; устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. Акты Минфина Российской Федерации имеют, как правило, межведомственное значение и служат методической основой ведомственного нормотворчества, регулирующего бухгалтерский учет.

В случае противоречий между нормами законодательства о бухгалтерском учете и ведомственными правовыми актами, регулирующими данную сферу, органы судебной власти и другие правоприменительные органы обязаны руководствоваться нормами, содержащимися в федеральных законах и других актах законодательства, а не нормами инструкций, положений, стандартов и т.п. Кроме того, каждый ведомственный акт должен быть принят в пределах компетенции издающего его органа, установленной законодательством.

Организации в Российской Федерации самостоятельно формируют свою учетную политику[13].

Основные требования к ведению бухгалтерского учета в Российской Федерации определяются по правилам ст. 8 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, которые конкретизируются в других, главным образом подзаконных, правовых актах.

Эти требования заключаются в следующем:

  • бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях;
  • имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;
  • бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов;
  • при этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;
  • в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Несмотря на то, что бухгалтерский учет в Российской Федерации поставлен на достаточно высокий уровень, он имеет и недостатки.

Во-первых, в построении Плана счетов слабо прослеживается логическая структура: раздел 1 «Внеоборотные активы» начинается с цифры 0, раздел 2 «Производственные запасы» - с цифры 1, раздел 7 «Капитал» - с цифры 8, что представляет собой проблему при изучении и понимании Плана счетов в целом[14].

Данную проблему можно решить следующим образом.

Необходимо построить План счетов так, чтобы первая цифра номера счета синтетического учета соответствовала номеру раздела, как это указано в табл. 2.1.

Таблица 2.1 - Пример построения Плана счетов бухгалтерского учета

Наименование счета

Номер счета

Номер и наименование субсчета

Раздел 1 «Внеоборотные активы»

Основные средства

10

По видам основных средств

Амортизация основных средств

11

Доходные вложения в материальные ценности

12

По видам материальных ценностей

Нематериальные активы

13

По видам нематериальных активов и по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Амортизация нематериальных активов

14

15

Оборудование к установке

16

Вложения во внеоборотные активы

17

  • Приобретение земельных участков.
  • Приобретение объектов природопользования.
  • Строительство объектов основных средств.
  • Приобретение объектов основных средств.
  • Приобретение нематериальных активов.
  • Перевод молодняка животных в основное стадо.
  • Приобретение взрослых животных.
  • Выполнение научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ.

Отложенные налоговые активы

18

Такое построение позволит логически структурировать План счетов, что в дальнейшем облегчит его понимание и поможет избежать механических ошибок и недочетов при отражении хозяйственных операций в учете.

Во-вторых, немаловажной проблемой является классификация основных средств по амортизационным группам в зависимости от срока полезного использования.

Проблема заключается в том, что срок полезного использования можно определить не по всем основным средствам.


Такая классификация является недостаточно всеобъемлющей, чтобы служить основанием для включения объекта основных средств в определенную амортизационную группу. На мой взгляд, основные средства необходимо классифицировать не только по сроку полезного использования, но и по дополнительным критериям, например, по их первоначальной стоимости.

Это позволит организации начислять амортизацию на объекты основных средств более рационально, что будет способствовать оптимизации доходов и расходов, и, следовательно, оптимизации налогообложения.

Заключение

Подводя итог, назовем наиболее актуальные задачи бухгалтерского учета и отчетности в современных условиях:.

    1. Нацеленность учетных правил на возможность выявления основных угроз для развития предприятия, неопределенности и рисков.
    2. Обеспечение качества и содержания учетно- отчетной информации на уровне, позволяющем завоевать доверие ее внутренних и внешних пользователей.
    3. Методологическое и методическое обеспечение достоверности отчетных данных.
    4. Приоритетность использования для формирования отчетной информации оценки по справедливой стоимости и дальнейшая работа над правилами ее определения в условиях волатильности рынков, турбулентности экономики.

Все эти задачи взаимосвязаны и должны рассматриваться прежде всего с позиции пользователей, принимающих решения в ситуации нестабильности мировой экономики и высокой энтропии национальной рыночной среды.

Проблема заключается в том, что срок полезного использования можно определить не по всем основным средствам.

Такая классификация является недостаточно всеобъемлющей, чтобы служить основанием для включения объекта основных средств в определенную амортизационную группу. На мой взгляд, основные средства необходимо классифицировать не только по сроку полезного использования, но и по дополнительным критериям, например, по их первоначальной стоимости.

Это позволит организации начислять амортизацию на объекты основных средств более рационально, что будет способствовать оптимизации доходов и расходов, и, следовательно, оптимизации налогообложения.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации, принят Государственной Думой 16.07.1998 г. № 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон №129-ФЗ от 21.11.96 г. (в ред. от 28.11.11 г.).
  3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон №402-ФЗ от 06.11.13 г. (в ред. от 28.12.03 г.).
  4. Большой бухгалтерский словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт но­вой экономики, 2012. 574 с.
  5. Когденко В.Г, Мельник М.В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 10. — С. 2-15.
  6. Кузьмин А.Ю. Моделирование курса рубля в целях совершенствования макроэкономической политики России // II Международная научная конференция «Развитие современной России: проблемы воспроизводства и созидания», сборник научных трудов. Под ред. РМ. Нуреева, М.Л. Альпидовской, Д.Е. Сорокина. — М. : Финансовый университет. — 2015. — С. 445-453.
  7. Кутер М.И.Введение в бухгалтерский учет. Краснодар, Просвещение-Юг, 2012. 512 с.
  8. Оломская Е.В. Организация взаимодействия бухгалтерского и налогового учета: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12 Краснодар., 2015. 224 с.
  9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н (с изменениями и дополнениями).
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 г. № 26н (с изменениями и дополнениями).
  11. Рожнова О.В. Виртуальная отчетность // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 14 (308). — С. 11-18.
  12. Рожнова О.В. Справедливая стоимость в ситуации значительного снижения масштаба деятельности // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. — 2013. — № 9 (77). — С. 13-18.
  13. Рожнова О.В., Федорчукова С.Г Виртуальная экономика как среда функционирования российского машиностроения // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. — 2014. — Т. 5. — № 1. — С. 26-28.
  14. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: Учебное посо­бие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2012. 638 с.
  15. Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. Проф. Я.В. Соколова. — М.: Финансы и статистика, 2014. — с.52