Файл: Выбор стиля руководства в организации (Формирование эффективного стиля руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • указания: когда исполнители незрелые, заметна высокая ориентация на задачу и низкая — на взаимоотношения;
  • продажи: когда уровень зрелости исполнителей средний, и они ориентированы на задачу и на взаимоотношения;
  • ориентации на участие в принятии решений: когда зрелость исполнителей можно охарактеризовать как умеренно высокую, ориентация на взаимоотношения высокая, а на задачу — низкая;
  • делегирования: когда уровень зрелости исполнителей высокий, а вот ориентация на задачи и взаимоотношения низкая.[30]

Американские исследователи Р. Хаус и Т. Митчелл (R. House, T. Mitchell, 1974) выделили четыре типа руководства:

  • поддерживающее руководство: дружеское отношение руководителя к подчиненным, интерес к их потребностям и статусу;
  • директивное руководство: четкая регламентация действий подчиненных, контроль за выполнением задания;
  • разделяемое руководство: стремление консультироваться с подчиненными и учитывать их предложения;
  • руководство, ориентированное на достижение: акцент на высококачественное выполнение задания.[31]

Р. Блейк и Дж. Мутон (R. Blаке, J. Mouton, 1969) выделяют пять стилей руководства:

  • любезный: уделяется большое внимание удовлетворению потребностей людей, что создает благоприятную почву для создания в коллективе комфортной и дружелюбной атмосферы;
  • безразличный: прилагается минимум усилий для достижения необходимых производственных результатов;
  • диктаторский: человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени, главное — производственный результат;
  • статус-кво: балансирование между необходимостью в достижении производственных результатов и поддержанием на удовлетворительном уровне морального настроя рабочих;
  • групповой: производственные успехи определяются командной работой сотрудников, взаимоотношения между которыми основаны на взаимозависимости.[32]

Р. Танненбаум и У. Шмидт (R. Tannenbaum, W. Schmidt, 1973) выделили в континууме руководства — от ориентации на вышестоящего руководителя до ориентации на подчиненных — семь стилей, согласно которым управляющий:

  • индивидуальные действия в пределах зоны свободы;
  • делегирование полномочий группе;
  • постановка проблемы и ожидание предложений по ее решению;
  • принятие решений с возможной корректировкой по совету исполнителей;
  • выдвижение идей и обсуждение их в группе;
  • убеждение подчиненных в правильности принятых решений;
  • единоличное принятие решения и информирование об этом сотрудников.[33]

Таким образом, можно сделать вывод, что под стилем управления можно понимать способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также образец поведения руководителя независимый от конкретной ситуации управления. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников.

Хотя несмотря на все разнообразие классификаций стилей руководства описанного в литературе – оптимального стиля управления не существует и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.[34]

От руководителя любого коллектива требуется профессионализм, ум и определенные навыки. Перед руководителем компании, даже самой маленькой очень часто встает вопрос — какой стиль руководства наиболее эффективен? Ответ на этот вопрос, попытаемся раскрыть в третьей главе.

Формирование эффективного стиля руководства

Руководителю сложно выбрать стиль руководства, чтобы он удовлетворял всех работников коллектива. Стиль работы складывается постепенно и подсознательно, пока не определиться вся совокупность способов поведения с работниками, позволяющих находить наиболее эффективные и грамотные решения. Становление стиля управления это всегда сложный и долговременный процесс. Руководителю требуется много времени, для ознакомления с деятельностью организации, а особенно для оценки профессионального уровня своих подчиненных. Руководителю необходимо знать и уметь грамотно подойти к каждому из своих подчиненных, вовремя поощрить или наказать в случае необходимости.[35]

Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценить и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит также от подготовки и поведения подчиненных.

Руководителю необходимо иметь в соответствии занимаемой должности знания в области экономики, техники, психологии, организации производства и управления. Они должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы на производстве. Знания зависят от тех функций управления, которые требуются для осуществления квалифицированного руководства.


Чем крупнее подразделение, которым управляет менеджер, тем большим общим комплексом знаний он должен обладать. Объем необходимых менеджеру знаний в различных областях науки зависит от того, каким участком работы он управляет. Так, для руководителей технических служб наиболее важным является наличие у них глубоких технических знаний, для начальников цехов - знаний организации производства и управления. Однако и тем и другим руководителям необходимо иметь достаточные экономические знания.[36]

Практика показывает, что не все даже высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями, могут успешно руководить.

Менеджеру необходимо иметь организаторские способности. Ведь управление заключается, прежде всего, в руководстве людьми.

Интересны высказывания по этому вопросу А.Файоля. Значение различных способностей (а соответственно и знаний) менеджеров для выполнения разного вида работ на производстве он изобразил графически (Рис.1). А.Файоль считает, что чем выше ранг менеджера, тем большее значение для него имеют административные способности. Роль технических способностей при этом уменьшается.[37]

Успех на поприще управленческой работы во многом определяется аналитическими способностями, гибкостью в отношениях с людьми, а также ответственным отношением к работе, предприимчивостью. Способности каждого менеджера лучше всего проявляются на практической работе. Только здесь можно проверить, как он может использовать имеющиеся возможности, преодолевать трудности и добиваться успеха.

Под “внешними данными” руководителя понимаются такие черты, как тактичность, уравновешенность, самообладание и т.п. Не менее важны и индивидуальные качества менеджера, такие, как честность, порядочность, человечность, справедливость и т.д. Эти личные качества менеджера помогут ему завоевать авторитет, как среди своих подчиненных, так и среди всего коллектива предприятия, а наличие авторитета является первым и наиболее важным условием для успешного руководства предприятием.

Рис. 1. График способностей руководителей для выполнения разного вида работ на производстве.[38]

Учитывая сформулированные требования при рассмотрении кандидатуры на должность менеджера любого ранга следует попытаться ответить на следующие вопросы:

Имеет ли претендент достаточную для той должности, на которую он выдвигается, теоретическую подготовку: технические, экономические знания и общее развитие?


Обладает ли достаточным опытом практической работы в данной отрасли, на каких должностях и сколько времени он работал, насколько успешно справлялся с работой?

Трудолюбив ли, насколько добросовестно относится к работе, имеет ли чувство долга и ответственности?

Умеет ли понимать людей и сможет ли подбирать подходящих к работе и друг к другу сотрудников?

Какими обладает способностями воздействовать на людей, создавать дружный и сплоченный коллектив?

Умеет ли срабатываться с людьми?

Обладает ли достаточной энергией, твердой волей, решительностью, стойкостью и спокойствием?

Проявляет ли интерес ко всему новому, может ли изыскивать резервы в производстве и проявлять инициативу в их использовании?

Обладает ли способностями правильно распределить функции и ответственность между собой и подчиненными?

Дисциплинирован ли он сам и умеет ли поддерживать дисциплину среди подчиненных?

Обладает ли достаточными нравственными качествами: честностью, правдивостью, простотой, скромностью, мужеством?

Не проявляет ли наклонностей к карьеризму?

Справедлив ли он, способен ли проявлять заботу о людях или больше думает о себе?

Какое впечатление остается о нем у общающихся с ним людей, возбуждает ли он к себе симпатию и доверие своим тактичным поведением, благожелательным отношением, выдержкой или вызывает раздражение излишней болтливостью, резкостью, грубостью и т.д.?[39]

Умеет ли организовать свою работу, уделять время для перспективных вопросов или способен заниматься только текущей работой?

Насколько упорно работает над повышением своей квалификации?

Обладает ли достаточным здоровьем и физической выносливостью, работоспособностью?[40]

Конечно, трудно себе представить, что можно найти людей, которые удовлетворительно отвечали бы на все представленные вопросы. Ведь каждый человек, обладая определенными положительными качествами, вместе с тем имеет и какие-то недостатки. С этим приходится считаться при подборе менеджера. Однако если заранее видно, что данный товарищ не обладает достаточными качествами, чтобы успешно справиться с возлагаемыми на него обязанностями, то, конечно, лучше воздержаться от его назначения и попытаться подобрать другого, более подходящего для данной должности.

Следует учитывать и потенциальные возможности каждого человека. Например, если работник, которого выдвигают на новую работу, трудолюбив, добросовестно и ответственно относится к выполняемой работе, систематически и успешно повышает свою квалификацию, но имеет несколько недостаточную теоретическую подготовку или опыт практической работы, то его при отсутствии более подходящих кандидатур можно назначить на новую работу. В таком случае все же есть уверенность, что через некоторое время он сможет быть полноценным менеджером, ну а первое время ему придется больше помогать.[41]


В настоящее время существуют несколько типов руководителей: собственники, которым принадлежат пакеты акций, и наемные руководители, получающие заработную плату. Соответственно при такой расстановке сил правильно вести себя, не знает никто. Ошибки совершают как одни, так и другие.[42]

Если хозяин компании начинает «заигрывать» со своими работниками, последние сразу чувствуют это и «садятся ему на шею». Если постоянно демонстрирует силу и власть - теряет хороших сотрудников, которые подыскивают новое место работы и увольняются. Хозяин определяет политику компании, ее концепцию, перспективы развития, и хотя ему не грозит увольнение, он постоянно должен думать о том, чтобы организация работала успешно, принося прибыль. В то же время нанятый сотрудник отрабатывает свое рабочее время и уходит домой, причем получает заработную плату, даже если компания терпит убытки.[43]

Сказать определенно, кому труднее, а кому легче - хозяину или наемному менеджеру - нельзя. У каждого есть преимущества и трудности.

Стрессовое напряжение в процессе трудовой деятельности возникает не только у собственника, который рискует своими деньгами, или руководителя, несущего нелегкое бремя власти и ответственности, но и у сотрудника, вынужденного подчиняться и исполнять распоряжения.

Подчиненный должен научиться смотреть на ситуацию и действия руководства позитивно - стараться понимать своего шефа, принимать его решения. Ведь и начальник – человек, способный ошибаться.

Но на практике управления все не так просто. Обычно подчиненный вынужден подстраиваться под руководителя, приспосабливаться к его настроению и недостаткам характера, уступать ему, всячески показывая свою лояльность и расположение.[44]

Здесь уместно привести случай из практики психолога. К специалисту обратился молодой сотрудник с жалобой на проблемы психологической несовместимости с начальником. Его руководитель предпочитал такие способы управления, как крик и нецензурная брань. На совещаниях и в процессе работы он обращался с сотрудниками не иначе, как на повышенных тонах, не просто ругая, но и оскорбляя их. Каждый день молодой человек, уходя с работы, испытывал унижение. В результате подавленного эмоционального напряжения через некоторое время у него повысилось артериальное давление, появилась постоянная головная боль. Чтобы сохранить чувство собственного достоинства и здоровье, следуя совету психолога, он принял решение написать заявление об уходе.[45]