Файл: Предмет и метод бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как отмечалось выше, первичные документы оформляются в момент совершения хозяйственной операции и могут быть приняты к учету, если они соответствуют форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации. Формы таких первичных документов не могут быть изменены. Формы первичных документов, не содержащихся в указанных альбомах, разрабатываются организацией самостоятельно, при этом они должны содержать все обязательные реквизиты.

Инвентаризация – это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. [6, с. 145]. Таким образом, к основным целям инвентаризации могут быть отнесены [14, с. 33]:

  • выявление фактического наличия имущества;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверка полноты отражения в учете обязательств.

Основные виды инвентаризации рассмотрены в таблице 6. Количество инвентаризаций и даты их проведения, а так же перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации определяется руководителями предприятий и организаций самостоятельно, за исключением случаев, когда ее проведение является обязательным. Это [9, с. 46]:

  1. Выкуп, продажа и передача в аренду имущества, а так же преобразование государственного или муниципального предприятия;
  2. Составление годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
  3. Смена материально-ответственного лица (на день приемки-передачи дел)
  4. Выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  5. Стихийные бедствия или чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями;
  6. Ликвидация (реорганизация) организации.

Таблица 6 – Виды инвентаризации*

Вид инвентаризации

Краткая характеристика

В зависимости от степени охвата проверкой имущества

Полная инвентаризация

охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации.

Частичная инвентаризация

охватывает один или несколько видов имущества и обязательств (только денежные средства, материалы и др.).

В зависимости от признака внезапности

Плановая инвентаризация

Проводятся периодически в заранее установленные сроки

Внезапная инвентаризация

Проводятся неожиданно для материально-ответственного лица с целью установления наличия ценностей по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.


*таблица составлена по материалам источника [8]

Инвентаризация проводится специально формируемыми инвентаризационными комиссиями, состав которой утверждается руководителем организации. В состав инвентаризационной комиссии могут входить представители администрации организации, специалисты различных ее подразделений, и прежде всего, представители бухгалтерской службы, а так же представители службы внутреннего аудита организации и независимых аудиторских фирм. Отсутствие хотя бы одного из членов инвентаризационной комиссии может служить основанием для признания инвентаризации недействительной.

Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственного лица, а по ее результатам оформляются инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее, чем в двух экземплярах. Указанные документы должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами, а затем сданы в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения заносятся в сличительную ведомость, в которой указываются фактическое наличие средств по данным инвентаризации), наличие средств по данным учета и результаты сравнения - излишек или недостача. При этом инвентаризационной комиссией должны быть выявлены причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляются протоколом, утверждаемым руководителем предприятия, затем результаты инвентаризации отражаются на счетах бухгалтерского учета.

Оценка – это способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение [18, с. 66]. При этом существуют различные способы оценки имущества. Так, оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется на основе фактически произведенных расходов на его покупку, которые могут включать в себя затраты на приобретение имущества, проценты по кредитам, комиссионные вознаграждения, таможенные пошлины, затраты на транспортировку, хранение и доставку и другие затраты, связанные с приобретением имущества. Оценка безвозмездно полученного имущества осуществляется по его текущей рыночной стоимости, которая формируется на основе цены, действующей на дату оприходования данного вида имущества или аналогичного ему имущества. Имущество, произведенное самой организацией, оценивается по стоимости его изготовления, которая формируется из затрат на сырье, материалы, топливо и других затрат, понесенных в связи с изготовлением объекта имущества. Имущество, оплаченное неденежными средствами, оценивается по стоимости переданных или подлежащих передаче ценностей, определяемой исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.


Исчисление оценок осуществляется посредством калькуляции. Калькуляция - это способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции и выполненных работ [5, с. 59 ].

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих на отчетную дату имущественное и финансовое положение организации, а так же финансовые результаты ее деятельности за отчетный период [7, с. 32]. Основным отчетным документом является бухгалтерский баланс. Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки и обобщения выраженного в денежной оценке имущества организации по составу и размещению, а так же по источникам его формирования [9, с. 48]. Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: актива и пассива. Он имеет вид двухсторонней таблицы, левая часть которой называется активом баланса и отражает состав, размещение и использование имущества организации. Правая его часть – пассив баланса – отражает обязательства за полученные ценности или ресурсы организации.

Каждый вид имущества, отраженный в активе и пассиве баланса, именуется статьей баланса. Итоги актива и пассива должны быть равны, поскольку указанные части баланса показывают одно и то же имущество, сгруппированное по различным, отмеченным ранее признакам: в активе – по вещественному составу и функциональной роли хозяйственных средств, в пассиве – по источникам формирования имущества. Учитывая, что каждый вид имущества поступает в организацию из определенного источника, общая сумма имущества по составу и размещению обязательно должна быть равна общей сумме источников имущества. Итоги по активу и пассиву называются валютой бухгалтерского баланса и могут быть выражены следующим уравнением [12, с. 61]:

(1)

В вышеприведенной формуле экономические ресурсы организации рассматриваются как ее активы, отражающие общую стоимость ее имущества в наличии и обороте. Если рассматривать экономические ресурсы организации с точки зрения финансирования ее активов физическими и юридическими лицами, балансовое уравнение может быть записано следующим образом [12, с. 61]:

(2)

Различают различные виды бухгалтерского баланса. Все они более подробно рассмотрены в Приложении В. Однако, независимо от вида баланса, при его составлении необходимо исходить из ряда требований, основными из которых являются [9, с. 49]:


  • правдивость, то есть все показатели баланса должны быть подтверждены советующими бухгалтерскими документами и записями на бухгалтерских счетах;
  • реальность, то есть оценка статей баланса должна соответствовать действительности;
  • единство, то есть бухгалтерский баланс должен формироваться на основе единых принципов учета и оценки;
  • преемственность, то есть каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего;
  • ясность, то есть форма баланса должна обеспечивать доступность понимания представленной в ней информации всеми ее пользователями.

Поскольку бухгалтерский баланс обобщает информацию об активах и пассивах организации на определенную дату, он не позволяет учитывать текущие изменения находящихся в непрерывном движении объектов учета. С этой целью используют систему счетов бухгалтерского учета. Счет бухгалтерского учета – это способ группировки, текущего (повседневного, непрерывного) учета и контроля объектов бухгалтерского учета в целях получения необходимых данных [боч, с. 36]. Бухгалтерский счет имеет вид двусторонней таблицы, левая часть которого именуется дебетом, а правя – кредитом. При этом по отношению к балансу выделяют три основных вида бухгалтерских счетов: активные, пассивные и активно-пассивные. На активных счетах отражается имущество предприятия, а на пассивных - способы формирования этого имущества (обязательства организации). Активно-пассивные счета предназначены одновременно для учета имущества и обязательств организации.

Записи на счетах бухгалтерского учета начинаются с отражения начального остатка или сальдо. Если счет активный, сальдо записывается в дебет счета, если пассивный – в его кредит. Далее отражаются все операции, приводящие к изменению остатка. На активных счетах увеличение начально сальдо отражают по дебету, уменьшение – по кредиту. На пассивных счетах наоборот, увеличение остатка отражается по кредиту, уменьшение – по дебету. Если сложить суммы всех операций, записанных на сторонах счета, то получаются обороты. Итоговая сумма, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом, по кредиту счета – кредитовым. В конце установленного периода подсчитываются отдельно дебетовый и кредитовый оборот, а затем выводится конечное сальдо. При этом могут быть использованы следующие формулы [11, с. 56]:

  1. если счет активный

(3)

2) если счет пассивный

, где (4)


С кон – конечное сальдо;

Снач – начальное сальдо;

Од – оборот по дебету;

Ок – оборот по кредиту

Поскольку активно-пассивные счета могут иметь дебетовое, кредитовое, а так же развернутое (одновременно дебетовое и кредитовое) сальдо, для определения конечного сальдо по данному счету обычно пользуются следующим правилом: к начальному сальдо прибавляют месячный оборот по той стороне счета, где отражено начальное сальдо, и вычитают месячный оборот по противоположной стороне счета. Положительная разность составит конечное сальдо, которое будет отражено на той же стороне счета, где и начальное; а отрицательная разность — что сальдо перейдет на противоположную сторону счета по отношению к начальному. Если по активно-пассивному счету нет начального сальдо, то конечное сальдо определяется сравнением месячных оборотов и отражается на той стороне счета, где оборот больше.

Для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского счета используют принцип двойной записи, суть которого состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается на бухгалтерских счетах дважды: по дебету одного счета и кредиту другого, корреспондирующего с ним счета в одной и той же сумме [15, с. 51]. В свою очередь, корреспондирующими являются счета, которые взаимодействуют друг с другом в одной и той же хозяйственной операции. Взаимодействие указанных счетов обозначается бухгалтерской проводкой. Бухгалтерская проводка – это указание дебета и кредита корреспондирующих счетов и суммы хозяйственной операции [7, с. 43].

В результате применения принципа двойной записи обеспечивается системность бухгалтерского учета. К роме того, она имеет большое информационное значение, поскольку позволяет получать необходимую информацию об имуществе организации и источниках его формирования, а так же контролировать процесс движения хозяйственных средств. Двойная запись так же обеспечивает возможность выявления ошибок в счетных записях. Как уже отмечалось, каждая сумма отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот по дебету всех счетов должен быть равен обороту по кредиту этих счетов. Нарушение равенства свидетельствует о допущении ошибок в записях, которые должны быть найдены и исправлены.

Резюмируя все вышесказанное в данной главе курсовой работы, еще раз отметим, что предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятий и организаций. Предмет бухгалтерского учета детализируется через его объекты, к которым могут быть отнесены хозяйственные средства, источники их формирования и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Исследование предмета бухгалтерского учета осуществляется посредством применения соответствующих приемов и способов, в совокупности образующих метод бухгалтерского учета, составными элементами которого являются документация, инвентаризация, оценка и калькуляция, бухгалтерский баланс и отчетность, счета бухгалтерского учета и двойная запись.