Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 4
Далее более подробно остановимся на классификации хозяйственных средств. Хозяйственные средства могут быть классифицированы по двум основным признакам: в зависимости от вида и размещения, а так же в зависимости от источников формирования и целевого назначения. В зависимости от первого признака в составе хозяйственных средств выделяют две основные группы: внеоборотные средства или основной капитал и средства в обороте или оборотный капитал (Приложение Б). Особенность внеоборотных средств состоит в том, что они не исчерпываются в одном кругообороте средств, и, таким образом, могут быть использованы в нескольких производственных циклах. В составе внеоборотных средств выделяют основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в нематериальные ценности, капитальные и финансовые вложения, а так же отложенные налоговые активы.
Основные средства - это часть имущества предприятия, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев [18, с. 47]. Характерной особенностью основных средств является неизменность их материальной формы. Они изнашиваются постепенно, а их стоимость переносится на производимую продукцию и оказываемые услуги частями по мере их эксплуатации посредством процедуры амортизации. В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств», в их составе выделяют здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты [4] .
Нематериальные активы - это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход [5, с. 23]. В их составе необходимо отметить объекты интеллектуальной собственности, ноу-хау, деловую репутацию и организационные расходы. Характеристика основных объектов нематериальных активов представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Нематериальные активы*
Объект нематериальных активов |
Краткая характеристика |
Объекты интеллектуальной собственности |
Представляют собой исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности: изобретения, промышленные образцы, компьютерные программы, товарный знак и др. |
Ноу-хау |
Подразумевает такую информацию технического, организационного или коммерческого содержания, которая обладает фактической или потенциальной коммерческой ценностью в силу ее неизвестности другим лицам. Доступ к такого рода информации ограничен законом, а ее обладатель принимает необходимые меры по охране ее конфиденциальности. |
Деловая репутация |
Качественная оценка деятельности фирмы, а также действий ее владельцев, аффилированных лиц (способных оказывать влияние), дочерних и зависимых организаций |
Организационные расходы |
расходы, понесенные в процессе формирования компании: затраты по выпуску акций и облигации, расходы на юридические услуги, государственные сборы, расходы по продвижению на рынок и т. п. |
*таблица составлена по материалам источника [ 8]
Доходные вложения в материальные ценности связаны с их приобретением организацией и последующим предоставлением их другим организациям во временное пользование за плату. Капитальные вложения – это затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, прочие капитальные работы по ремонту и восстановлению основных средств [11, с. 19]. Что касается финансовых вложений, то в составе внеоборотных средств учитываются долгосрочные финансовые вложения, то есть инвестиции организации в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы на срок более одного года.
Как отмечалось ранее, в составе основного капитала выделяют так же отложенные налоговые активы, то есть часть отложенного налога на прибыль, которая должна уменьшить его в последующих отчетных периодах.
В свою очередь, оборотные активы (оборотный капитал) - совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих их непрерывный кругооборот [6, с.56 ]. В отличие от основного капитала, оборотные средства полностью потребляются в течение одного производственного цикла, а их стоимость полностью переносится на произведенную продукцию. Они находятся в постоянном обороте, в ходе которого изменяют свою форму с денежной на товарную и с товарной на денежную.
Оборотные активы включают в себя материально-производственные запасы, денежные средства, краткосрочных финансовые вложения и средства в расчетах (таблица 3).
Таблица 3 – Состав и структура оборотного капитала*
Виды оборотных средств |
Состав актива |
Материально-производственные запасы |
Включают в себя:
|
Денежные средства |
формируются из средств организации на расчетных и других банковских счетах, а остатков наличных денег в кассе. |
Средства в расчетах |
Формируются из совокупной суммы долгов сторонних юридических и физических лиц, а также собственников и работников предприятия (организации) перед ним, то есть дебиторская задолженность за произведенные работы, оказанные услуги, товары, по выданным авансам, полученным векселям, суммы, числящиеся за подотчетными лицами |
Краткосрочные финансовые вложения |
Включают вложения предприятия (организации) в краткосрочные ликвидные ценные бумаги, в предоставление займов другим хозяйствующим субъектам на срок, не более 1 года. |
*таблица составлена по материалам источников [6], [13]
Все вышерассмотренные объекты бухгалтерского учета составляют активы предприятий и организаций. Их пассивы формируются за счет хозяйственных средств, группируемых в зависимости от источников их формирования. Как следует из Приложения Б, в зависимости от указанного признака в составе хозяйственных средств можно выделить собственный капитал и заемный (привлеченный) капитал. По определению А.В. Зоновой, собственный капитал - это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами [12, с. 59 ]. Собственный капитал может включать в себя уставный, добавочный и резервный капитал, а так же состоять из фондов специального назначения и нераспределенной прибыли. Краткая характеристика основных составляющих собственного капитала представлена в таблице 4.
Таблица 4 – Формирование собственного капитала*
Составляющие собственного капитала |
Краткая характеристика |
Уставный капитал |
сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации. В зависимости от формы организации может иметь различный вид и источники формирования (акционерный капитал, складочный капитал, паевой неделимый фонд) |
Добавочный капитал |
стоимость имущества, внесенного учредителями (акционерами) сверх зарегистрированного уставного капитала, а также начисления, образующиеся в результате дооценки имущества в результате переоценки, безвозмездно полученное имущество |
Резервный капитал |
Страховой капитал организации, выделенный из чистой прибыли для покрытия возможных балансовых убытков и других потерь |
Нераспределенная прибыль |
Чистая прибыль, оставшаяся после осуществления всех необходимых выплат (налог на прибыль, уплата дивидендов и др.). Формируется нарастающим итогом и при ликвидации организации подлежит распределению между участниками. Используется для покрытия убытков организации. |
Фонды денежных средств |
Финансовые ресурсы, обеспечивающие снижение финансового риска хозяйственной деятельности (резервы по сомните5льным долгам, резервы под обесценивание ценных бумаг); обязательны для организаций с высоким уровнем риска (банки, страховые организации). |
Далее рассмотрим основные объекты бухгалтерского учета, составляющие заемный (привлеченный) капитал. Как видно из Приложения Б, в составе заемного капитала выделяют долгосрочные и краткосрочные обязательства, кредиторскую задолженность и обязательства по распределению. Характеристика данных объектов бухгалтерского учета представлена в таблице 5.
Таблица 5 – Объекты бухгалтерского учета, составляющие привлеченный капитал
Вид обязательств |
Краткая характеристика |
Долгосрочные обязательства организации |
Представляют собой задолженность банкам по долгосрочным кредитам (более, чем на 12 месяцев), задолженность другим организациям по ссудам, займам, предоставленным на длительный срок |
Краткосрочные обязательства |
Краткосрочные кредиты банков, ссуды и займы, предоставляемые на срок, менее 12 месяцев, с обязательным возвратом в течение установленного срока |
Кредиторская задолженность |
задолженность данной организации другим организациям, возникшая в результате приобретения у них материальных ценностей, а так же вследствие совершения нетоварных операций |
Обязательства по распределению |
задолженности рабочим и служащим по заработной плате, внебюджетным фондам и налоговым органам по платежам в бюджет, появившиеся в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. |
Как следует из представленного выше определения объекта бухгалтерского учета, состав и структура хозяйственных средств предприятий и организаций обуславливается особенностью хозяйственных процессов, основными из которых являются снабжение, производство и реализация продукции. В свою очередь, хозяйственные процессы включают в себя отдельные хозяйственные операции, содержание которых сводится к движению и смене формы хозяйственных средств. Таким образом, хозяйственные операции так же являются объектом бухгалтерского учета и в зависимости от степени их влияния могут быть дифференцированы на три группы [18, с. 64 ]:
- увеличивающие собственный капитал организации, включающие в себя операции, в результате которых уменьшается или остается неизменной сумма обязательств организации (например, безвозмездное получение имущества от другой организации по договору дарения);
- уменьшающие собственный капитал, включающие операции, в результате которых увеличивается или не изменяется сумма обязательств организации (например, начисление налога на прибыль);
- не оказывающие влияние на величину собственного капитала, включающие операции, в результате которых происходит одновременное уменьшение или увеличение активов организации и ее обязательств (например, перечисление в бюджет суммы налога на прибыль).
2.2. Метод бухгалтерского учета и основные его элементы.
Предмет бухгалтерского учета может быть исследован с помощью специально разработанных способов, в совокупности образующих метод бухгалтерского учета. По определению В. И. Богаченко, метод бухгалтерского учета – это совокупность всех приемов и способов, с помощью которых в бухгалтерском учете отражается движение и состояние хозяйственных средств и источников их образования [6, с. 143]. Отдельные способы исследования являются элементами метода бухгалтерского учета. К ним относятся документация, инвентаризация, оценка и калькуляция, счета бухгалтерского учета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность. Рассмотрим каждый из элементов метода бухгалтерского учета более подробно.
Документация - это способ первичной регистрации хозяйственных операций и обоснования правильности бухгалтерских записей [7, с. 18 ]. В бухгалтерском учете каждая хозяйственная операция должна быть оформлена соответствующими бухгалтерскими документами в той последовательности, в какой они совершаются. В результате обеспечивается непрерывный учет всех объектов бухгалтерского учета, а все бухгалтерские записи, произведенные на основании документов, имеющих доказательную силу, приобретают юридическое обоснование. Кроме того, бухгалтерские документы обеспечивают осуществление контроля правильности, законности и целесообразности каждой хозяйственной операции, а так же текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организаций и сохранностью собственности, поскольку они подтверждают материальную ответственность работников за доверенные им ценности.
В свою очередь, бухгалтерский документ представляет собой письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственной операции, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности [14, с. 28]. Форма бухгалтерского документа определяется совокупностью и расположением в нем его реквизитов, которые могут быть как обязательными, определяющими содержание отражаемых хозяйственных операций и придающими документам доказательную силу, так и дополнительными. Обязательными реквизитами бухгалтерского документа являются наименование и дата составления документа, наименование организации, составившей документ, содержание и измерители хозяйственной операции, наименование должностных лиц, ответственных за ее совершение и правильность оформления документа, и их подписи.