Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Классификация и формат предприятий сетевой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На определенном этапе развития регионального потребительского рынка роль предприятий оптовой торговли существенно возросла. Они выступили промежуточным звеном между крупными поставщиками и большим количество растущих малых торговых предприятий, выполняя функцию концентрации по отношению к одним и функцию дифференциации по отношению к другим. В ходе дальнейшего развития роль оптовых предприятий стала уменьшаться. Это было связано с ростом концентрации торгового капитала в регионе и экспансии крупных сетевых отечественных и зарубежных компаний, которые, в силу своих масштабов деятельности и использования новых технологий «прямой логистики», перестали нуждаться в посредничестве предприятий оптовой торговли как промежуточного звена. Развитие сетевых компаний повлияло как на объемы оптовой торговли, так и на ее отраслевую структуру и структуру территориальной локации центральных и периферийных рынков.

Торговля в Красноярском крае обеспечивает сферу конечного потребления товаров населением общей численностью порядка 2 866,5 тыс. человек (данные на 1 января 2017 года).

Удельный вес занятых в торговле от общего количества занятых в экономике – 16,7 %.

Средняя заработная плата в январе 2017 г. в сфере потребительского рынка в крае составляет 22,3 тыс. рублей.

Край занимает лидирующие позиции и имеет большой потенциал для развития отрасли. В 2014 году доля оптовой и розничной торговли в формировании ВРП составила 9,1%.

Красноярский край с 2013 г. находится на первом месте среди субъектов Сибирского федерального округа по обороту розничной торговли.

Оборот розничной торговли по Красноярскому краю за период с января по февраль 2017 г. составил 74,3 млрд. рублей (индекс физического объема 87,9 %), в том числе: 35,5 млрд. рублей – пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия; 38,8 млрд. рублей – непродовольственными товарами.

Оборот розничной торговли на душу населения за период январь-февраль 2017 г. составил 25,9 тыс. рублей на человека, что на 10,4 % меньшечем за соответствующий период прошлого года (28,9 тыс. рублей)

Одним из показателей развития инфраструктуры потребительского рынка является обеспеченность населения площадью торговых объектов. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями является одним из критериев оценки уровня социально-экономического развития края, доступности товаров и качества жизни населения.

Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов в целом по Красноярскому краю на 01.01.2017 составляет 887,27 кв. метров на 1000 человек, что превышает норматив на 64,32 % (539,98 кв. метров на 1000 человек).


В отдельных муниципальных районах (городских округах) Красноярского края данный показатель ниже норматива, так как отделенные и труднодоступные территории зачастую характеризуются дефицитом, а порой и полным отсутствием торговых площадей. Как правило, магазины в населенных пунктах с численностью населения около 100-150 человек отсутствуют.

Еще одним важным обстоятельством является то, что сетевые процессы организации бизнеса предприятиями потребительского рынка, кроме проблемы неравномерности его развития, привели к ослаблению конкурентных позиций местных товаропроизводителей. Проведенные исследования показывают, что в различных сетях реализация местных товаров в товарообороте составляет в целом 30–40 %. В зависимости от группы товара доля может колебаться.

При этом нужно отметить, что доля местного товаропроизводителя в отечественных сетях высока, однако в международных сетях низка и продолжает снижаться. Необходимо учитывать, что доля этих сетей растет в условиях глобализации и вступления России в ВТО, что негативно сказывается на экономике региона местных товаропроизводителей, в первую очередь предприятий малого бизнеса, изначально ориентированного на местные рынки.

Основными проблемами, которые мешают наладить сотрудничество между товаропроизводителями и зарубежными розничными сетями, на наш взгляд, являются:

– плата за вход в сеть, за место на полке, за каждое новое наименование продукции или ассортимента;

– навязывание со стороны сетей невыгодных условий оплаты;

– жесткая ассортиментная матрица в отдельных розничных сетях, работающих в формате дискаунтера;

– необходимость поставки продукции на логистические центры сетевых компаний, которые расположены в других регионах;

– «нераскрученность» товарных марок местных товапроизводителей;

– нестабильность в ассортименте выпускаемой продукции, отсутствие на товарах штрих-кодов;

– слабая система логистики.

Сложившаяся ситуация приводит к разорению средних и мелких предприятий перерабатывающей промышленности, тем самым значительно ухудшая конкуренцию на региональном рынке и социально-экономические показатели развития региона. Многие российские предприятия пищевой промышленности встали перед выбором: или работать с сетевыми организациями с минимальной рентабельностью, согласившись на их условия, или закрыть предприятия. Другого выбора просто нет: доля независимых предприятий в общем обороте розничной торговли по тем группам товаров, которые представлены в розничных сетях, очень мала. В целом разрешение обострившихся проблем во взаимодействии предприятий-производителей Красноярского края с крупными торговыми сетями включает следующие составляющие:


– предупреждение чрезмерной концентрации в сфере розничной торговли продовольственными товарами;

– поддержание баланса крупных, средних и мелких форм розничной торговли;

– обеспечение сохранения разнообразия форм распределения товаров, форматов организации розничной торговли;

– поддержку малого бизнеса в сфере розничной торговли;

– снижение административных барьеров и административного регулирования в сфере розничной торговли, что способствовало бы развитию конкурентной среды и повышению эффективности бизнеса.

В отношении трансформации отраслевой структуры регионального потребительского рынка нужно отметить, что под воздействием экспансии сетевых компаний она также претерпела определенные трансформации. В частности, сетевые структуры постепенно стали охватывать сегмент общественного питания, развлечения и оказания платных услуг, доля которых на региональном потребительском рынке в последний период существенно выросла. Традиционный сегмент рынка, связанный с реализацией строительных материалов, также в последнее время стал трансформироваться частично в сетевые структуры. Доля товаров, которые традиционно позиционировались на рынке не через сетевые структуры, в последнее время в относительном выражении падает.

И наконец, необходимо отметить влияние сетевых компаний на трансформацию основных форматов торговли, которая выражается в появлении и доминировании новых форматов и в вытеснении уже сложившихся форматов.

В результате можно выявить основные тенденции, характерные для российского потребительского рынка:

1. Возникновение предприятий новых форматов началось в период либерализации потребительского рынка.

2. Последующее развитие конкуренции на потребительском рынке привело к ускоренному вытеснению старых организационных форм новыми формами сетевых организаций.

3. Распространение новых форматов предприятий потребительского рынка происходило волнообразно, причем основные волны двигались от элитных сегментов к массовому потребителю.

4. Созданные форматы предприятий розничной торговли и общественного питания (за исключением гипермаркетов) пока не отличаются особой четкостью, то есть строгим соблюдением каких-либо единых параметров.

5. Освоение рынка ведущими компаниями сопровождается прогрессирующей диверсификацией существующих форматов. Следует отметить, что, несмотря на значительное увеличение доли современных форматов предприятий потребительского рынка, доля торговых объектов «старого типа» сохраняется на уровне 75 %. Прогнозируется, что в ближайшие два-три года современные сетевые магазины вполне могут консолидировать примерно 50 % всей розницы страны.


Увеличение количества предприятий современных форматов происходит быстрее, чем структурный рост розничной торговли в целом (так, в 2010 г. прирост составил 49,4 %). Однако на российском потребительском рынке в структуре розничной торговли продовольственными товарами доля современных форматов составила лишь 32,6 %, значительно уступая многим экономически развитым странам, где она превосходит 70 %.

Кроме интенсивного обновления форматов предприятий потребительского рынка происходит еще изменение и появление новых форм торговли. Так, например, в последнее десятилетие активно развиваются внемагазинные формы торговли, такие как реализация товаров через торговые автоматы, работающие в круглосуточном режиме в местах массового скопления людей внутри и вне магазинов, колледжей, административных зданий, предприятий, больниц и т. д. Торговые автоматы являются важнейшим каналом продаж некоторых категорий товаров, особенно безалкогольных напитков.

Новой формой организации торговли, оказывающей влияние на развитие потребительского рынка региона, является создание интернет-магазинов, которые оказываются достаточно эффективными, развиваясь не как обособленное подразделение, а используя инфраструктуру и организацию существующего предприятия торговли. Основной товар, которым торгуют интернет-магазины, – это время покупателя. Для конечного потребителя преимущества интернет-торговли неоспоримы: в области темпоральности транспортировки, сохранения качества товара, удобств расчетов. Уже появился целый класс потребителей, предпочитающих не тратить времени на посещение магазинов, совершая покупки через Интернет. Специалисты оценивают долю продаж интернет-магазинов в составе оборота розничной торговли менее чем в 1 % от суммарного оборота. Однако нельзя недооценивать роли новых форм торговли в развитии ее функций.

Таким образом, сетевые компании оказали значительное влияние на трансформацию регионального потребительского рынка в различных направлениях, в том числе вызвали изменение соотношения оптового и розничного предприятий на региональном рынке, предполагающее изменение роли оптового звена регионального потребительского рынка; оказали влияние на изменение отраслевой структуры регионального потребительского рынка, а также изменение соотношения крупных и мелких торговых предприятий в регионе и форм их кооперации; способствовали трансформации транспортной и информационной инфраструктуры регионального потребительского рынка, а также изменению территориальной локации элементов регионального потребительского рынка, формированию новых сервисных зон.


В целом, следует отметить, что структурная трансформация рынка происходит как в горизонтальном так и в вертикальном направлениях (оптовое звено потребительского рынка). В целях устранения существующих противоречий необходимо осуществление структурно-функциональной модернизации регионального потребительского рынка при обеспечении баланса интересов субъектов различных уровней в развитии современных форматов организаций потребительского сектора, в создании благоприятных условий для предприятий разных размеров и организационно-правовых форм, что обусловлено необходимостью покрытия спроса и удовлетворения потребностей всех социальных групп населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процессы глобализации, происходящие в мировой экономике за последние десятилетия, определяют все возрастающее влияние, которое приобретают сетевые компании на региональный потребительский рынок. В настоящей работе были проанализированы причины и последствия данного явления.

Полученные результаты дают обновленные представления об особенностях организации региональных рынков и их трансформации под влиянием сетевых организаций. На практике это поможет в формировании устойчивых воспроизводственных комплексов в региональной экономике, а также повышении эффективности региональной специализации и уровня жизни в регионе в целом.

В данной работе был сделан основной акцент на выявлении особенностей изменений потребительского регионального рынка под влиянием крупных международных сетевых компаний. Кроме того, был проведен анализ этапов трансформации регионального потребительского рынка в условиях внешнего воздействия и дана их характеристика по критериям концентрации спроса и предложения. Дополнительно, выявлено влияние экспансии сетевых компаний на развитие малого бизнеса в сфере розничной и оптовой торговли в регионе.

В процессе исследования использовалась методология, основанная на совместном применении эволюционного и институционального подходов, формализованно-логического и эвристического методов исследования. В исследовании также использовались методы диалектического подхода, системного, ретроспективного, анализа.

В целом, полученные в данной работе выводы имеют важное значение, так как проведенное исследование позволило выявить существующее несоответствие между структурой регионального потребительского рынка и его функциями, а также обосновать необходимость модернизации рынка.