Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Классификация и формат предприятий сетевой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить, что цикл эволюции форматов сетевой торговли в России является более коротким, чем в европейских странах. Это объясняется тем, что в мире накоплен значительный объем знаний в розничных продажах, есть много удачных примеров организации практики ритейла, которые активно применяются ведущими отечественными предпринимателями.

На настоящий момент, гипермаркеты – это единственный формат, в котором зарубежные компании конкурируют с отечественными компаниями. Данный формат признан российскими и западными компаниями наиболее оптимальным для проведения региональной экспансии. Строительство гипермаркета в регионе позволяет сразу занять значительную долю рынка, при этом нет прямой конкуренции с местными компаниями, работающими в основном в форматах супермаркетов и дискаунтеров.

Супермаркет был первым форматом на российском рынке продовольственного ритейла, с которого начинается развитие работы сетей в России. Практически до последнего времени супермаркеты, несмотря на постепенное сокращение доли формата, сохраняли свое положение на рынке. Доминирование супермаркетов соответствует начальной стадии развития организованной розницы. Затем, по мере развития рынка на первый план выходят другие форматы торговли.

Тенденция роста формата дискаунтера появилась в конце 2009 года. На настоящий момент она становится все более выраженной - появляются даже гипермаркеты дисконтного типа. Рост продаж дискаунтеров в мире значительно превосходит темпы роста торговых точек, количество которых за последние пять лет возросло на 36 %, что является итогом продуманной ассортиментной политики. Повышенный спрос на товары под собственной маркой стимулировал ритейлеров наращивать количество позиций данной продукции. Норма для европейского дискаунтера – 50-60 %. Например, немецкая «Metro Group» в каждой стране ведет свою политику по собственным торговым маркам - в Британии на них приходится 30 % оборота, а в России ее собственные марки приносят лишь 7 % выручки.

Необходимо также отметить, что экспансия сетевых компаний обычно начинается со столичных городов из-за высокой плотности населения и высокой концентрации спроса. Еще одна причина - развитая информационная и транспортная инфраструктура. Далее сети продолжают свой путь в регион, что можно наблюдать в регионах нашей страны и в настоящее время.

Вместе с тем, серьезная доля сетевых компаний по-прежнему остается в крупных городах (Санкт-Петербурге и Москве), например сетевая компания «Real» (полное название ООО «Реал-Гипермаркет», является российским подразделением немецкой сети гипермаркетов «Real»). Данная сеть была образована в 1992 г. и представлена в шести странах Европы: в Германии, Польше, Румынии, Турции, России и Украине. Далее кратко приведем основные даты развития сети в мире.


1997 г. – выход на рынок в Польше;

1998 г. – выход на рынок в Турции;

2006 г. – выход на рынок в России;

2007 г. – выход на рынок в Румынии и приобретение французской сети «Geant» в Польше;

2008 г. – открытие штаб-квартиры на Украине;

2010 г. – открытие первого гипермаркета в Одессе;

2011 г. – открытие гипермаркета в п. Андреевке Московской области (на границе с Зеленоградом);

2012 г. – открытие гипермаркета в Ижевске и Москве (Щелковское шоссе, 100, ТЦ «Щелково»);

2013 г. – cеть «Real» была продана группе «Ашан» (Франция).

Первый гипермаркет сети «Real» в России был открыт в июле 2006 г. в Москве. 17 магазинов было открыто к 2013 г., четыре из которых функционируют в Москве, по одному в Санкт-Петербурге, Казани, Саратове, Тольятти, Нижнем Новгороде, Ярославле, Волгограде, Липецке, Иваново, Тамбове, Ростове-на-Дону, Зеленограде. Ижевске. В Казани и Тольятти гипермаркеты «Реал» «встроены» в моллы «Парк Хаус».

Как видно из представленных примеров, экспансия крупнейших мировых торговых сетей в России начинается именно с крупных городов, это Москва и Санкт-Петербург, постепенно переходя на более отдаленные регионы. При этом, подавляющая часть магазинов и концентрация торгового капитала остается в крупных городах, там же обычно располагается и их штаб-квартира. Поэтому эксперты говорят о центрально-радиальной схеме территориального размещения сетевых компаний на территории России. Почти все зарубежные сети имеют стратегическое «ядро» в Москве, а так называемые опорные узлы в крупных городах.

В числе основных причин экспансии розничных сетей на региональные потребительские рынки эксперты называют величину доходов жителей регионов и наличие подходящих площадей под магазины, степень развития транспортной инфраструктуры. Наиболее привлекательными для компаний сетевой торговли являются регионы с высоким уровнем оборота розничной торговли на душу населения и высокими показателями товарооборота на потребительском рынке. Это служит основанием для планирования высоких показателей выручки в ближайшее после запуска сети время. Поэтому, как уже было выше отмечено, наибольшая концентрация сетевой торговли в РФ приходится на столицы, крупные населенные пункты, административные центры. В последние годы торговые и торгово-развлекательные центры мировых брендов появились практически во всех крупных городах России.

В то же время, несмотря на неравномерную экспансию крупных сетевых компаний в регионы, приход сетевых ритейлеров приводит региональный потребительский рынок к серьезной системной трансформации, что отражается:


– в росте неравномерности товарооборота между центром и периферийными рынками в регионе;

– развитии торговой инфраструктуры, формировании новой системы транспортной логистики в регионе;

- в трансформации конкурентной среды и росте монополизации локальных рынков;

– формировании новых зон обслуживания;

– появлении новых стандартов обслуживания и потребления на в регионах расположения сетевых компаний.

В целом, как уже было отмечено выше, экспансия мировых сетевых компаний на региональные рынки имеет и положительные и отрицательные последствия. Значимую роль в минимизации негативных последствий экспансии сетевых компаний на региональные рынки играет механизм государственного регулирования, причем и на уровне страны и на уровне региона. Регулирование должно быть в первую очередь направлено на защиту и поддержку малых торговых предприятий, а также на реализацию необходимых антимонопольных мероприятий. В их числе - борьба с недобросовестной конкуренцией и монополизмом, осуществление контроля за качеством товаров и ценами; регулирование отношений с поставщиками.

Подводя итог сказанному, следует сделать еще раз отметить, что в настоящее время крупные зарубежные сети играют растущую по значимости роль на региональном потребительском рынке в России. Как уже было сказано выше, рынок нашей страны, несмотря на существующий рост конкуренции, является одним из наиболее привлекательных для глобальных розничных сетей из-за своих высоких темпов роста и большого потенциала. Одними из ключевых факторов развития торговых сетей в регионах являются величина доходов жителей регионов и наличие подходящих торговых площадей недвижимости. Крупнейшие розничные сети все больше контролируют значительные объемы финансовых и рыночных ресурсов в регионах.

В настоящее время все значительнее становится присутствие крупных зарубежных сетевых компаний на региональных потребительских рынках. Эта тенденция будет усиливаться, несмотря на влияние проводимой в настоящее время санкционной политики. Особенности территориального размещения ведущих сетевых компаний на внутреннем российском потребительском рынке обусловлена их распространением по направлению от центра к периферии. Значительная доля сетевой торговли по-прежнему остается в столицах, и крупных областных центрах. Это обусловлено значительной плотностью населения, высокой концентрацией спроса, а также высокой степенью развития транспортной инфраструктуры.


ГЛАВА 3. РОЛЬ СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИЗМЕНЕНИИ СТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА

3.1. Влияние сетевых компаний на структуру рынка

Региональный потребительский рынок является основой для развития таких отраслей экономики, как розничная торговля и общественное питание. Происходит это за счет появления крупных компаний сетевой торговли. На региональном потребительском рынке свою деятельность ведут более 50 сетевых организаций (различных уровней). Доля сетевой розничной торговли составляет 37 сетей. Сети розничной торговли крупнее, нежели сетевые организации в сфере общественного питания и оказания платных услуг населению. Они превосходят последние по целому ряду показателей. (годовой оборот, количество внутрисетевых организаций, количество работающих, величин прибыли в год, а также величина собственного капитала).

Рынок Красноярского края активно насыщается розничными торговыми сетями. На местные рынки выходят как федеральные сети, которые имеют свои торговые точки в любом широкомасштабном городе России, так и открываются локальные торговые сети. Повсеместно открываются торговые объекты современных форматов и прогрессивных форм обслуживания (гипермаркеты, супермаркеты, магазины-дискаунтеры, магазины формата кэш энд керри, торгово-развлекательные комплексы).

Следует отметить, что с каждым годом все больше товаров в крае реализуется через розничные торговые сети, так как сети являются одним из крупных и современных сегментов рынка, что соответствует стратегии развития торговли.

В 4 квартале 2016 г. на долю розничных торговых сетей приходится в среднем по краю 18,4% общего объема оборота розничной торговли (в 4 квартале 2015 г. – 16,3%).

В целях развития региональной товаропроводящей инфраструктуры и улучшения доступности для населения свежих продуктов министерством промышленности, энергетики и торговли Красноярского края совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований края организуются ярмарки и расширенные продажи с режимом работы – не менее двух дней в неделю, на которых представлена, в основном, продукция краевых сельхозтоваропроизводителей, в том числе граждан ведущих личные подсобные хозяйства. Данные мероприятия позволяют населению приобретать свежую и качественную продукцию по ценам ниже рыночных на 10-15%, и являются дополнительными каналами сбыта для краевых товаропроизводителей.


За период с 01.01.2017 по 31.03.2017 проведено 1067 мероприятия (ярмарки, расширенные распродажи, мини-базары), что на 0,5 % больше запланированных (1062).

При этом нужно отметить, что увеличение доли сетевых компаний на региональном потребительском рынке существенным образом изменяет или трансформирует его структуру. Данная трансформация происходит по пяти основным направлениям:

1. Изменение соотношения оптового и розничного предприятия на региональном рынке, предполагающее изменение роли оптового звена регионального потребительского рынка.

2. Изменение отраслевой структуры регионального потребительского рынка.

3. Изменение соотношения крупных и мелких торговых предприятий в регионе и форм их кооперации.

4. Трансформация транспортной и информационной инфраструктуры регионального потребительского рынка.

5. Изменение территориальной локации элементов регионального потребительского рынка, формирование новых сервисных зон.

Изменения в указанных направлениях структурной трансформации регионального потребительского рынка происходит в той или иной степени интенсивно.

Важным из представленных направлений, на наш взгляд, является процесс воздействия сетевых компаний на трансформацию оптового регионального рынка, а именно изменение отраслевой структуры оптового рынка и объемов оптовой торговли.

Оптовая торговля играет ключевую роль на региональных рынках. Предприятия оптовой торговли связывают заключительную стадию производства готовой продукции предприятий и начальную стадию реализации этой продукции на рынке, доводя ее до потребителя.

Зачастую, отдельный производитель продукции не способен взять на себя функцию доведения своей продукции до конечного потребителя из-за самых разных причин. В первую очередь это связано с увеличенными издержками на освоение нового вида деятельности, увеличением оборотных средств и связанных с этим транспортных и складских расходов, которые необходимы для доведения продукции на рынки других регионов.

Опыт экономически развитых стран показал, что выполнению этой задачи в большей степени способствуют независимые оптовые предприятия, которые являются эффективными структурами, которые способны осуществлять распределение целого ряда разнообразных и конкурирующих между собой товаров и услуг. Существование оптовой торговли объясняется тем, что она способна в нормальных рыночных условиях наиболее эффективно осуществлять распределение товаров и услуг между производителем и потребителем, выполняя при этом функцию обратной связи между ними, обеспечивая минимизацию издержек и снижение конечной цены.