Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Классификация и формат предприятий сетевой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Процессы глобализации экономики весьма серьезно влияют на формирование и развитие регионального потребительского рынка. Наибольшее влияние на структуру рынка имеют крупные сетевые компании, число которых постоянно растет. В связи с этим, в наше время особое значение приобретает исследование процессов экспансии крупных сетевых компаний на региональные рынки, а также проведение оценки положительных и отрицательных последствий данного процесса. Несмотря на его большое влияние, на экономику, до сих пор не уделялось должного внимания данному вопросу на уровне стратегических документов, проводимой экономической политики, а также при составлении различных целевых программ развития.

Целью написания настоящей работы является изучение сетевой формы организации бизнеса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить

следующие задачи:

  • провести анализ последствий экспансии различных сетевых компаний на региональный рынок за последние годы;
  • дополнительно проработать вопросы использования взаимосвязанных эффектов конкуренции и кооперации в процессе совершенствования инфраструктуры;
  • проанализировать и оценить возможные механизмы эффективного и конкурентоспособного развития и функционирования региональных сетевых бизнес-систем в условиях текущих процессов глобализации экономики.

Предметом настоящего исследования является сетевая форма организации бизнеса.

Объектом настоящего исследования являются крупнейшие торговые сети России (ТОП 15).

Таким образом, данная курсовая работа направлена на решение ряда задач по исследованию механизмов и последствий деятельности сетевых предприятий на региональном потребительском рынке.

Теоретическая и практическая значимость. В процессе исследования использовалась методология, основанная на совместном применении эволюционного и институционального подходов, формализованно-логического и эвристического методов исследования. В исследовании также использовались методы диалектического подхода, системного, ретроспективного, анализа.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1.История развития сетевых форм организации потребительского рынка

Современные глобальные розничные сетевые организации появились на российском рынке относительно недавно – в 90-е годы 20 века, однако, к этому моменту они прошли длительный путь своего развития на международных рынках.

Несмотря на сравнительно продолжительное время, прошедшее с 90-х годов, в литературе недостаточно рассмотрены вопросы, которые связанны с природой понятия «сетевая розничная торговля». По мнению большинства исследователей, которые так или иначе касались этой проблематики, торговой сетью принято считать некоторое количество магазинов, торгующих одинаковым товаром, ориентированных на один класс покупателей, имеющих единый ассортимент, цены и рекламную политику и объединяющую их инфраструктуру.

По нашему мнению, определение, данное выше не в полной мере раскрывает это понятие, так как в нем указывается ориентация всех торговых объектов сети только на один сегмент потребителей, в то время как структура сети может быть многоформатной и ориентирована на различные целевые группы потребителей.

Представляется целесообразным обозначить ряд принципиальных особенностей сетевой формы торговли[1]:

  1. единая для всех элементов (объектов) сети инфраструктурная сеть;
  2. единая для всех торговых объектов сети специализация по товарам;
  3. использование в торговой сети единого товарного знака;
  4. наличие единого органа управления, который осуществляет руководство всеми объектами сети.

Сетевую форму организации торговли эксперты определяют как один из способов управления и организации розничной торговли, в котором несколько торговых предприятий различного формата с одной и той же специализацией, имея единый торговый знак, используют общую инфраструктуру и управляются из единого центра. Кроме того, эти предприятия имеют единую стратегию развития сети, которая реализуется в рамках одной проводимой торговой политики. Сетевая розничная торговля представляет собой один из сектором рынка розничной торговли, который является совокупностью предприятий торговли различного формата и объединенных в единую сеть. При этом используются преимущества сетевой формы организации процесса торговли.


Первая розничная сеть в мире была основана в 1859 г. американской компанией «A&P». Она выступала импортером индийского чая (сейчас она называется – «Great Atlantic & Pacific Tea Company»). Компания открыла свой первый магазин в Нью-Йорке. Сеть развивалась быстрыми темпами и в 1876 г. насчитывала уже 67 магазинов. К началу же мирового экономического кризиса в 30-е года 20 века, ей принадлежало уже более 15 тыс. магазинов. Далее, во время Великой депрессии количество магазинов существенно сократилось, и к 1949 г. розничная сеть насчитывала менее 5 тыс. магазинов. Годовой оборот компании составил 2,9 млрд долларов. Таким образом, у сетевой организации розничной торговли - более чем вековая история развития[2]. В начале 20 века развитие розничных сетей распространяется на рынке Америки и начинается период их активного роста. Также появились первые филиалы американских компаний за рубежом.

Соединенные Штаты Америки считают не только местом появления сетевых форм организации бизнеса, но и других современных форматов торговли. В 1912 г. в Калифорнии открываются первые два магазина самообслуживания, это положило начало развитию современных форматов торговли. Спустя четыре года открывается первый супермаркет (предпринимателем К. Саундерсом), который послужил основой розничной сети. К 1923 г. она насчитывала уже 2 800 магазинов. В 1922 г. в США открывается торговый центр, а к 1930 г. первый гипермаркет.

В Европе первые розничные сети появились также во второй половине 19 века, однако было небольшое отставание от США.

Крупнейшая голландская розничная сеть «Ahold» была основана в 1887 г. и активно развивалась в первой половине 20 в. Она стала наиболее крупной в стране и к 70-м годам начала международную экспансию, приобретая торговые сети в Испании, США и Португалии. Уже во второй половине 90-х годов компания расширяет свои границы и поглощант сети в Латинской Америке, Центральной Европе и Азии.

На рубеже 19 и 20 веков были основаны крупнейшие и старейшие немецкие розничные сети: в 1898 г. – «EDK», которая владеет сетью супермаркетов. В 1913 г. была основана «Aldi», которая объединила в свою сеть магазины-дискаунтеры. В настоящее время, обе компании входят в десятку наиболее крупных европейских розничных сетей, при этом ими были выбраны разные стратегии по завоеванию рынка в различных ценовых сегментах,

Большинство действующих в настоящее время сетевых организаций на потребительском рынке было основано одним либо несколькими учредителями одной компании. Изначально такими организациями были открыты первые магазины, в дальнейшем они расширяли свою сеть. Также применялись и альтернативные пути формирования сетей, используя при этом вертикальную и горизонтальную интеграцию нескольких фирм. Например, в конце XIX в. во Франции была создана первая розничная сеть, в которую объединялись на основе горизонтальной интеграции отдельные магазины для снижения издержек и оптимизации затрат. Однако, данное объединение существовало недолго и идея не получила развития в дальнейшем по следующим причинам:


  1. Из-за отсутствия единого центра было затруднено управление этой структурой.
  2. Не было произведено объединения капиталов, в этой связи чего не достигнут эффект масштаба.
  3. Не было выработано единой товарной и ассортиментной политики, что также существенно снижало эффективность бизнеса.

Массовое развитие сетевых форм торговли в Западной Европе происходит в 50-х гг. 20 века. Розничные торговые сети стали мощным конкурентом для разрозненных магазинов, поэтому спустя всего несколько лет сеть «Albert» в Нидерландах и сеть «Tesco» в Англии существенно потеснили независимые розничные предприятия с внутренних потребительских рынков.

В этой связи, в экономически развитых странах быстрый рост сетевых компаний путем географического расширения бизнеса становится единственно возможным путем их развития. Дальнейший выход розничных сетей за пределы национального рынка (на мировой рынок) приводит к появлению процессов глобализации торговой деятельности.

Использование информационных технологий послужило хорошей основой для развития логистических систем в торговле, оптимизации товарных потоков, снижение издержек. Сетевые магазины - это один из наиболее важных и значительных феноменов розничной торговли в XX веке[3].

Мировой (и российский) опыт подтверждает, что объединение магазинов в единую сеть является наиболее эффективным путем развития розничной торговли.

Далее следует кратко обозначить выделяемые экспертами преимущества сетевой торговли:

- с учетом территориальных сегментов целевого рынка возможно размещение товара с изменением пространства.

- возможно оперативное изменение ассортимента товаров и формирование конкурентоспособных цен исходя из потребительских предпочтений;

- значительные размеры сетей позволяют закупать значительные партии товаров, имея при этом максимальные скидки и экономию на транспортных расходах;

- привлечение квалифицированных специалистов позволяет избежать многих недостатков, которые характеры для отдельного розничного магазина.

- в организациях сетевой торговли возможно провести диверсификацию видов деятельности для целей повышения эффективности.

- снижение затрат в расчете на одну единицу товара за счет экономии на издержках для стимулирования сбыта, проведение закупок той рекламы, которая является наиболее выгодной для магазинов сети, а также распределяя расходы на большое количество товара.


- способность объединить функции как розничной, так и оптовой и торговли.

- определенная степень свободы, которая дается магазинам для организации лучшей стратегии конкурентной борьбы с учетом местных предпочтений.

В странах с развитыми экономическими системами торговые сети полностью владеют рыночном пространством. Несетевые торговые точки (маленькие магазинчики, лавки) занимают всего около 4 % рынка. В сравнении с европейской сетевой торговлей (она контролирует 70–75 % розничного товарооборота), в России ее доля на уровне 20–30 %[4].

Торговая сеть это гибкая, устойчивая структура взаимных связей фирм и головной корпорации, которая позволяет включать в себя новых партнеров. Торговую сеть характеризует высокая конкурентоспособность, которая обусловлена четкой организацией управления, хорошо выстроенной логистической схемой, объединяющей функции маркетинга, сбыта и некоторых других. Создание торговой сети - это логичный путь развития бизнеса в розничной торговле, который обеспечивает получение значительной прибыли и поддержания устойчивой позиции на рынке в условиях возрастающей конкуренции и глобализации торговой деятельности. Становление и развитие сетевых форм организации торговли в глобальной экономике обусловлено следующими причинами:

  1. Финансовая глобализация, которая делает необходимой проведение как совместной разработки, так и кооперирование производства и сбыта продукции, производящейся организациями многих стран, которые действуют на одном сегменте рынка;
  2. Информатизация, которая позволяет оперативно учитывать и планировать спрос и предложение в мировой экономике, а также управлять предприятиями в разных регионах и странах как единым комплексом;
  3. Быстрое расширение ассортимента продукции и альтернативных технологий, сокращением их жизненного цикла.
  4. Сокращение предприятий среднего размера, используя аутсорсинг, и освобождение от вспомогательного, обслуживающего и непрофильного производства.

Торговые сети характеризуются активным влиянием на формирование рынка, завоевание целевых для организации позиций. Сетевые компании имеют возможность по оперативному внедрению инновационных продуктов, процессов и услуг, для освоения новых рынков и завоевания новых сегментов рынка[5].

Таким образом, процесс эволюции зарубежных сетевых компаний потребительского рынка можно представить в виде последовательных этапов.