Файл: Основные этапы формирования налогового учёта в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) зачет убытков одного члена группы в счет прибыли другого;

4) объединение налоговых обязательств, исчисленных каждой группой самостоятельно.

В зависимости от подхода к понятию «консолидированный налогоплательщик» все государства можно разделить на три группы [5, c. 97]:

1. Страны, в налоговом законодательстве которых не отражается наличие взаимосвязи между организациями. Т.е. все организации, входящие в группу, рассматриваются как самостоятельные налогоплательщики, результаты взаимоотношений между которыми представляются как отношения между независимыми налогоплательщиками.

2. Страны, в налоговом законодательстве которых отсутствует понятие «консолидированный налогоплательщик», однако наличие взаимосвязей не отрицается.

3.Страны, которыезаконодательно закрепляют понятия «консолидированный налогоплательщик»либо«консолидированнаягруппаналогоплательщиков».Приэтомпод «консолидированнымналогоплательщиком»понимаетсяединыйналогоплательщик.В даннойтрактовкебремяисполненияналоговыхобязанностей можетбытьвозложенона любогочленагруппы. Вовторомвариантеголовнаяорганизация получаетвозможность учитыватьприисчислениииуплатеналоговфинансовыйрезультатдеятельностивсех членов консолидации. В данном случае операции по передаче товаров, работ, услуг между организациями в целях налогообложения не рассматриваются.

Актуальностьвведенияинститутаконсолидированногоналогоплательщикасвязанас возможностью достижения положительного эффекта, как для государства, так и для иных субъектов экономических отношений.

Для государства:

– решается проблема трансфертного ценообразования на внутреннем рынке;

– сокращаются расходы в процессе налогового администрирования;

– упрощается налоговый контроль.

Для налогоплательщиков:

– используется возможность зачета убытков отдельных предприятий в рамках консолидированной группы;

– снижаются риски по трансфертному ценообразованию.

Кнастоящемувременивыработаныосновныепринципыфункционированияналогоплательщиков в рамках налоговой консолидации.

Среди основных можно выделить следующие:

1. Составлениеединойналоговойдекларациипутемпострочногосуммированияданных налоговых деклараций организаций, входящих в консолидированную группу налогоплательщиков.

2. Консолидированнаярасчетнаябазаопределяетсяпутемсуммированияпоустановленным правилам налоговойбазы по налогуна прибыльвсехорганизаций–участников консолидированной группы налогоплательщиков.


3. При составлении единой налоговой декларации по налогу на прибыль не включаются доходы и расходы по операциям между организациями –участниками консолидированной группы. При этом прибыли и убытки от операций между организациями–участниками не учитываются.

Необходимо отметить, что российскоезаконодательство, как изаконодательство ряда стран,предусматриваетоднимизусловийпризнанияобъединенияналогоплательщиков консолидированной группой в целях налогообложениярезидентство [6, c. 15].

Однакозарубежная практика показывает возможность распространения консолидации на объединения организаций, являющихся резидентами разных государств.

Так, в 2002 г. между 15 членами Евросоюза было достигнуто соглашение по вопросу о консолидированной налоговой базе для компаний, осуществляющих свой бизнес в рамках ЕС[20, c. 16].Это,однако,неозначаетполнуюунификациюналоговыхсистемгосударств–участниц.Составданнойсистемыпредполагаетвключениеследующихсоставныхэлементов:

–внутригосударственную налоговую систему государств–участниц;

–системуналогообложенияконсолидированнойналоговойбазы межгосударственных групп компаний;

– общие правила расчета и уплаты налога на прибыль для компаний, входящих в группу;

– общую систему налогового учета, позволяющую оптимизировать процесс налогового администрирования.

Однозначно, что уплата налога на прибыль консолидированной группы будет основыватьсянаданныхконсолидированнойналоговойотчетности,игосударствунеобходимо четкорегламентироватьпроцессисчисленияналога.Врезультатевозникаетнеобходимость формированиясистемыналоговогоучетадляконсолидированныхналогоплательщиков. Необходимость формирования системы налогового учета для консолидированных налогоплательщиков диктуется итем,чтоуправление финансовыми потоками организаций– участниковконсолидацииизединогоцентраозначаетналичиеединойналоговой базы для всех участников.

Есть мнения, согласно которым при разработке нормативного обеспечения системы консолидированногоналогоплательщиканеобходимоприблизитьпроцедурыконсолидации для расчета финансового результата в целях налогообложения к процедурам, используемым при подготовке консолидированной финансовой отчетности[5, с.84].

В качестве базы для анализа могут быть использованы подходы к консолидации, определенные и закрепленные как в национальных документах по бухгалтерскому учету (Методическиерекомендациипосоставлениюипредставлениюсводнойбухгалтерскойотчетности),атакжевстандартах финансовойотчетности,принятыхвмировойпрактике (IAS 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность»).


Налоговымзаконодательством Россииуже предусмотрен определенный механизм перераспределения доходов внутри группы компаний.

Главой25 НалоговогокодексаРФпредусмотреноисключениеизналоговойбазыпо налогунаприбыльдоходовввидеимущества,полученного материнскойкомпаниейот дочерней компании, или наоборот. Эта норма –эффективный инструмент перераспределения финансовых потоков внутри группы. В связи с применением с 2008 г. ставки 0% по дивидендам,выплачиваемымматеринскойкомпании,даннаянормасегодняможетиспользоваться без ограничений.

Если говорить о формировании эффективной системы консолидированного налогового учета, то в качестве приоритетных задач следует выделить:

– необходимость обеспечения преемственности данных налогового учета при совершении операций между участниками консолидированной группы налогоплательщиков;

– применение единой учетной политики для целей налогообложения в рамках консолидации, которая обеспечивает единообразие учета аналогичных объектов на счетах налогового учета организаций – участников консолидированной группы.

Разработка системы консолидированного налогового учета будет служить достижению следующихцелей: формированиеналоговогополяврамкахконсолидации;образование системы договорных отношений внутри группы; формирование методики учета хозяйственныхопераций;выбороптимальноговариантаорганизациихозяйственнойдеятельности; формирование налоговой модели в интересах консолидации.

Основная задача при постановке налогового учета консолидированных налогоплательщиковсостоитввыявлениинаиболееперспективной моделиведенияналоговогоучета, учитывающей сочетание сразу нескольких видов деятельности.

Для формирования системы налогового учета, что в принципе прописано в налоговом законодательстве России(ст. 313 НК РФ), необходимо разработать иутвердитьследующие основные положения и документы:

– учетная политика консолидированного налогоплательщика для целей бухгалтерского и налогового учета;

–договоры иконтракты,действующие посостоянию насоответствующий налоговый период;

– бухгалтерские регистры;

– график документооборота.

На практике приняты следующие способы организации налогового учета:

1)ведениеучетаврегистрахбухгалтерскогоучетаспоследующейкорректировкой бухгалтерских показателей;

2) группировка данных в специальных налоговых регистрах;

3)одновременноеотражениеобъектовихозяйственныхоперацийвбухгалтерскоми налоговом учете.


При использовании первого способа данные налогового учета формируются на основе бухгалтерскихпроводок.Использоватьданныйспособконсолидированныеналогоплательщики могут при условии внесения в регистры бухгалтерского учета дополнительной корректировочной информации, влияющей на величину налоговой базы.

Второйспособпредполагаетсозданиеобособленнойсистемыналоговогоучетадля формирования отчетных данных, отражаемых в декларации по налогу на прибыль. Такая системадолжнавключатьнаборналоговыхрегистров,предусматривающихотражение операций тем или иным способом. При этом часть информации может быть основана на данных бухгалтерского учета (например, доходы от реализации товаров). Другая часть должнаотражатьсясучетомкорректировкиданныхбухгалтерскогоучета(например, нормируемыерасходы).Третьячастьинформациигруппируетсянезависимоотспособа отражения в бухучете (например, проценты за кредит).

Применение третьего способа в рамках построения налогового учета для группы консолидированных налогоплательщиков невозможно в связи с большим объемом информации [6, c. 18].

При формировании модели налоговогоучетадлягруппы консолидированных налогоплательщиков необходимо учитывать взятый за основу тип консолидации (Приложение).

Такимобразом,прирешениипроблемыорганизацииналоговогоучетаконсолидированного налогоплательщика можно рекомендовать разработку следующих моделей налогового учета:

1)построение налогового учета на основе разработки единой методики учета для всех организаций, входящих в консолидированную группу, формирование единой учетной политики для целей налогообложения;

2)консолидированный налоговый учет организуется на этапе определения налогооблагаемой базы;

3)налоговый учет сводится к формированию единого регистра учета финансовых результатов.

Независимо от избранной модели построения системы консолидированного налогового учета необходимо, чтобы данная модель обеспечивала прозрачность внутригрупповых налоговыхотношенийдляналоговыхоргановикакследствиеспособствоваласнижению налоговых рисков.

В любом случае при проведении совместной политики в области налогообложения необходимоучитывать максимальновозможнуюстепеньунификации налоговыхсистем,с одной стороны, с другой – не всегда совпадающие интересы стран–участниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.


Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством.

Налоговый учет является системой учета не только по отдельным налогам, для исчисления которых он применяется в соответствии с действующим налоговым законодательством, а единой системой учета по всем налогам.

Налоговый учет в России развивается по предложенной и обоснованной модели формирования, состоящей из трех основных этапов: начального, этапа становления и заключительного этапа.

Налоговый учет ведется по каждому налогу отдельно, однако цели и правила ведения налогового учета для всех налогов одни.

Целями ведения налогового учета являются:

– формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

– обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет конкретных налогов.

Налоговый учет в идеале имеет трехуровневую структуру:

– 1 – уровень первичных учетных документов;

– 2 – уровень налоговых регистров;

– 3– уровень налоговой декларации по конкретному налогу.

Одной из тенденций современного экономического развития является интеграция международных экономических систем. Интеграция российской экономики в мировое хозяйство связана с выходом российских организаций на международные рынки, приходом иностранных компаний, а также созданием на территориях государств–партнеров подразделений действующих организаций. Также растет количество разнообразных объединений в виде холдингов, корпораций, ассоциаций и т.д., в том числе между организациями, являющимися резидентами разных государств.

Рост количества международных интегрированных корпоративных структур связан с очевидными экономическими преимуществами их функционирования, в частности, высокой конкурентоспособностью и снижением транзакционных издержек от взаимодействия между предприятиями, входящими в единую группу.

Как показывает практика, система взаимоотношений между такими объединениями и государством носит двойственный характер. С одной стороны, следствием интеграционных процессов является монополизация сфер и отраслей деятельности, что приводит к необходимости государственного воздействия путем разработки мер антимонопольного характера. С другой – вследствие системообразующего характера их деятельности возникает необходимость государственной поддержки и дальнейшего развития такого рода интеграции.