Файл: Тенденции изменения уровня концентрации на примере рынка хлористового калия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Меры по защите конкуренции состоят в пресечении действий, нарушающих нормы законодательства о конкуренции, они предусматривают ответственность за данные нарушения.

Другими словами, конкурентная политика включает две группы методов: активные, нацеленные на создание и усиление конкуренции на рынках, и защитные, предназначенные для предотвращения ее ограничения.

Сфера активных методов охватывает различные меры по стимулированию входа на рынки (устранение административных барьеров, снижение или отмена таможенно-тарифных ограничений на пути импорта, субсидирование определенных категорий продавцов). К активным методам относятся также меры по защите прав собственности и контрактных прав.

К защитным методам относится пресечение и предупреждение ограничений конкуренции. В первую очередь эта задача решается с помощью антимонопольного законодательства, предназначенного для предотвращения ограничений конкуренции со стороны крупных компаний. Однако в России значительная часть ограничений конкуренции возникает из-за деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому здесь важную роль играют антикоррупционное законодательство и законодательство о государственной службе.

Различие между активными и защитными методами конкурентной политики с точки зрения влияния на поведение участников рынка состоит в том, что первые делают конкуренцию более выгодной, а вторые снижают привлекательность ее ограничения. В определенном смысле можно сказать, что активные методы влияют на структуру стимулов ex ante, а защитные - ex post. Конечно, такое разграничение весьма условно, поскольку главная цель защитной политики заключается не в наказании за ограничение конкуренции, а в его предотвращении. Это можно сделать посредством формирования ожиданий участников экономических обменов, включая предполагаемые издержки в результате выявления нарушений установленных норм и применения санкций (административного, гражданско-правового или уголовного характера). Вместе с тем предлагаемое разграничение может быть полезным: действительно, если активные методы нацелены на то, чтобы стимулы к успешной конкуренции подавляли стремление к ее ограничению, то при использовании защитных методов в качестве инструмента подавления акцент делается на применении санкций[13].

Основы российской политики защиты и развития конкуренции заложены в Конституции Российской Федерации[14]. В ст. 8 сформулированы общие гарантии единства (целостности) федерального рынка и поддержки конкуренции, а также равенства участников рынка независимо от формы собственности. Статья 34 устанавливает право каждого участвовать в экономической деятельности и запрет деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В совокупности ст. 8 и 34 содержат необходимые правовые условия для потенциального существования товарных рынков в состоянии конкуренции. Статья 71 относит к предмету ведения Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, что в том числе предполагает установление правил защиты и развития государством экономической конкуренции. Наконец, ст. 74 устанавливает пределы осуществления органами власти своих полномочий в регулировании товарных рынков.


Помимо норм Конституции антимонопольное законодательство основывается на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – К РФ). Согласно ст. 1 ГК РФ признается равенство участников гражданского оборота, принципы свободы договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по территории Российской Федерации. Важное значение для антимонопольного законодательства имеет ст. 10 ГК РФ. Она запрещает участникам гражданского оборота использовать свои права в целях ограничения конкуренции, злоупотреблять доминирующим положением на рынке. Ст. 1033 ГК РФ также неразрывно связана с нормами антимонопольного законодательства о запрете недобросовестной конкуренции и о запрете антиконкурентных соглашений.[15]

Таким образом, государственная политика защиты и развития конкуренции представляет собой целый комплекс мер. Они предусматриваются и реализуются во всех секторах экономики и направлениях государственной политики (например, в налоговой политике) и направлены на создание проконкурентных основ функционирования экономики, а также поощрение конкуренции методами государственной промышленной, налоговой, бюджетной, внешнеэкономической и политики[16].

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА КАЛИЙНЫХ УДОБРЕНИЙ

2.1 Степень отраслевой концентрации

Прежде всего, необходимо оценить уровень экономической концентрации на данном рынке.

Самым простым показателем концентрации является число фирм на рынке. До последнего времени на территории России функционировало 2 крупных производителя калийных удобрений: ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит». Компании совместно разрабатывают второе в мире по величине Верхнекамское месторождение калийномагниевых солей в Пермском крае. Недавно на рынке появился третий производитель хлористого калия ОАО «Еврохим».

В 2014 году на долю этих компаний приходилось почти 15% мирового («Уралкалий» — 7,6%, «Сильвинит» — 7,2%) выпуска хлористого калия. В России на долю «Уралкалия» приходилось 52% выпуска, а «Сильвинит» производил 48%.


Коэффициент рыночной концентрации (CRn) определяется как сумма долей на рынке производства хлористого калия определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке

Индекс рыночной концентрации Херфиндаля – Хиршмана (HHI) является суммой квадратов долей, занимаемых на рынке реализации хлористого калия всеми действующими на нем продавцами.

Рассчитаем соответствующие показатели:

Индекс Холла-Тайдмана (НТ) рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм рынка следующим образом:

где Ri - ранг фирмы на рынке (самая крупная фирма имеет ранг 1); yi - доля фирмы.

Максимальное значение индекса Холла-Тайдмана равно единице (в условиях монополии). Минимальное значение равно 1/N, где N - число фирм в отрасли. По своему действию данный показатель сходен с индексом Херфиндаля-Хиршмана, однако к достоинствам индекса Холла-Тайдмана следует отнести возможность ранжировать фирмы по степени значимости, что способствует более глубокому анализу отрасли.[17]

Значения данных показателей позволяет сделать вывод о том, что в России рынок реализации хлористого калия является высококонцентрированным. Так как рынок образуют 2 фирмы, которые реализуют почти всю продукцию, данная ситуация называется олигополией, а если быть точнее, дуополией.

2.2 Характеристика участников рынка

Спрос на калийные удобрения увеличивается с каждым годом, и оба производителя этого сырья разрабатывают эффективные программы развития мощностей.

Если сравнивать две компании, то преимуществом «Уралкалия» перед «Сильвинитом» является большая прозрачность компании. Если „Сильвинит” раскроет всю картину доходов и покажет реальных собственников, например, при размещении акций, это позволит привести капитализацию в соответствие с реальными доходами, а также значительно сократить дисконт (40%), с которым компания торгуется по сравнению с более прозрачным Уралкалием.[18]

Более того, «Уралкалий» является лидером среди мировых горно-химических компаний, если сравнивать его по такому показателю как рентабельность. "Уралкалий" состоит из двух рудников и пяти обогатительных фабрик, расположенных в городе Березняки Пермского края. Компания разрабатывает Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей, общие запасы которого являются вторыми в мире и оцениваются в 3,8 млрд тонн. Запасы "Уралкалия" составляют 22% мировых, и при текущем уровне добычи их хватит на 200 лет.


Производственные мощности компании составляют 5,5 млн тонн, или 10% мировых. Поставки на экспорт осуществляются через собственный терминал, расположенный в морском порту Санкт-Петербурга, а для доставки калия до порта компания использует собственный парк из 4600 специальных вагонов.

"Уралкалий" является одним из самых низкозатратных производителей в отрасли. Его отличают огромные запасы, и часть из них может быть быстро пущена в добычу. Кроме того, компания реализует серьезную инвестиционную программу.

Таким образом, до 2012 года в данной дуополии «Уралкалий» являлся фирмой-лидером. Издержки на производство у «Сильвинита» превышали издержки «Уралкалия». Но ситуация изменилась в 2012 году, когда для последней настал тяжелый период.

2.3 Анализ развития конкуренции на рынке хлористого калия

Как уже было сказано, в 2012 году позиции «Уралкалия» как фирмы – лидера пошатнулись. Первым ударом стала авария на Первом руднике, дававшем 10% добычи. Несмотря на то, что это был один из старейших рудников, и выработка запасов на нем приближалась к 80%, инвесторы весьма негативно отреагировали на это известие.

Это можно объяснить тем, что большинство людей по их отношению к риску можно назвать рискофобами, которым необходимо получать, пусть и меньшую, но гарантированную величину дохода.

Ситуация также осложнилась тем, что в результате катастрофы пострадали железнодорожная ветка и объекты энергетики города, восстановление которых было возложено на компанию. В 2015 году на эти цели "Уралкалий" был вынужден потратить 7,8 млрд руб.[19]

Продемонстрируем ситуацию на графике (Рис.3):

L

L1

К2

К1

K

E2

E1

Q2

Q1

ф.о.1

ф.о.2

Рис.3 Снижение выпуска фирмы вследствие увеличения стоимости капитала

Общие издержки фирмы составляют:

, где

w – расходы на труд;

L – объем используемого труда;

r – стоимость капитала;

K – объем используемого капитала.

После аварии функция общих издержек будет иметь вид:

, где а – процент поврежденного оборудования, который необходимо заменить

Как видно из графика, авария привела к снижению выпуска.

Второй удар нанес мировой финансовый кризис. Чистая прибыль скатилась к 286 475 тыс. долларов против 882 798 тыс. в 2014-м. Выручка упала с 2 526 452 тыс. долларов до 1 064 917 тыс.[20]


Исходя из вышеперечисленного, издержки на производство у «Уралкалия» существенно возросли, достигнув в численном выражении размер издержек второго олигополиста. Данная ситуация на рынке может быть описана с помощью модели дуополии Курно, так как фирмы стали на рынке равноправными игроками.

Для упрощения ситуации предположим, что спрос линеен.

При решении задачи на максимум прибыли каждый дуополист рассматривает объем поставок конкурента как заданный и при такой предпосылке принимает решение о собственном объеме поставок:

Приравняв частные производные к нулю, получим кривые реакции

Равновесие в дуополии Курно определяется в результате решения системы линейных уравнений и имеет вид:

Данная точка является равновесной по Нэшу: ни одному из олигополистов невыгодно в одностороннем порядке менять параметры равновесия.

Проиллюстрируем эту ситуацию графически, учитывая, что издержки у фирм одинаковые.

В случае равных издержек производства формулы упрощаются, принимая вид:

I

II

q2a

q2b

q2c

q*2

q1

q2

q*1

q1c

q1a

Рис.4 Функции реакции и равновесия в модели дуополии Курно.

В соответствии с уравнениями на графике построены линии реакции дуополистов (Рис.4)[21]. Точка их пересечения определяет рыночное равновесие, поскольку указывает на те объемы индивидуального предложения, в изменении которых не заинтересован ни один из конкурентов.

Допустим, фирма I намерена производить q1a единиц продукции. Ее прибыль будет максимальной, если объем выпуска фирмы II будет q2a единиц. Но при выпуске фирмой I q1a единиц фирма II в целях максимизации своей прибыли будет предлагать q2c единиц. В ответ на это фирме I придется увеличить свой выпуск до q1c единиц. Тогда в соответствии со своей линией реакции фирма II перейдет к выпуску q2b единиц и так будет продолжаться, пока не установится равновесие при q*1,q*2. Подставив значения q*1и q*2 в функцию отраслевого спроса, можно найти цену равновесия.

Таким образом, в 2015 году каждое предприятие произвело примерно 2,6 млн. тонн хлористого калия, стоимость поставки тонны которого составляло примерно 3500 рублей.

Начиная с 2016 года «Уралкалий» расплатился с долгами и постепенно вышел из кризиса, вновь превратившись в фирму-лидера. Это позволило фирме сменить тактику поведения. Теперь ситуацию на рынке можно описать с помощью модели Штакельберга. Рассмотрим подробнее данную модель.