Файл: Тенденции изменения уровня концентрации на примере рынка хлористового калия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики конкурентная политика является неотъемлемой частью государственной экономической политики, которая способствует развитию конкуренции на рынках, стимулирует создание и развитие конкурентной среды и конкурентных механизмов, обеспечивает равные конкурентные условия. Кроме того, конкуренция является весьма ценным институтом и механизмом регулирования социальных отношений, так как она выполняет регулирующую, мотивационную, распределительную, контрольную и охранительную функции.

В настоящее время в Российской Федерации все большую значимость приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности органов государственного управления в сфере развития конкуренции на отечественных рынках. Неразвитое состояние конкурентной среды способствовало утверждению Программы развития конкуренции в Российской Федерации в 2015 году. Это, в свою очередь, подчеркивает актуальность данной темы.

Одним из важнейших направлений экономической политики России являются расширение имеющихся сравнительных преимуществ в базовых секторах экономики. Подобные преимущества означают, что страна в этой отрасли занимает значительную долю мирового рынка в мировом производстве и мировой торговле. Именно этим отраслям необходимо уделять повышенное внимание при формировании конкурентной политики. Однако большую часть этих рынков составляют промышленные сектора экономики, где при определении стратегии их развития конкурентная и промышленная политика вступают в конфликт. Поэтому универсальные инструменты конкурентной политики в данном случае могут привести к отрицательным эффектам.

Одним из примеров рынка, подпадающего под данные характеристики, является рынок минеральных удобрений. Этот рынок уже страдал от несовершенства государственных мероприятий по развитию конкуренции, что привело к негативным последствиям: диспаритету цен на внутреннем и внешнем рынках, формированию дефицита сырья для производства минеральных удобрений[1]. В работе будет проанализирован один из сегментов этого рынка – отрасль калийных удобрений. Именно этот сегмент демонстрирует устойчивый рост производства в последние годы, что может быть результатом продуманной конкурентной политики государства.

Объектом данного исследования выступает рынок минеральных удобрений в Российской Федерации.

Предметом исследования является конкурентная политика государства в отрасли хлористого калия.


Целью данной работы состоит в том, чтобы проверить, является ли государственная конкурентная политика определяющим фактором в динамичном развитии отрасли (на примере рынка хлористого калия) и если является, выявить ее особенности.

Для того, чтобы достичь цели исследования, необходимо решить следующие задачи.

  • Сформулировать сущность и цели конкурентной политики
  • Выявить условия эффективной конкуренции
  • Проанализировать состояние конкуренции на рынке калийных удобрений за последние 7 лет.
  • Оценить необходимость регулирования отрасли
  • Проанализировать воздействие конкурентной политики государства, направленной на улучшение конкуренции в отрасли.

Значение проводимого исследования заключается в том, что оно позволит выявить эффективные компоненты государственной конкурентной политики исходя из особенностей конкуренции на конкретном рынке. Кроме того, опыт регулирования конкуренции в исследуемой отрасли может быть использован и на других отечественных рынках. А тот факт, что по данной проблеме не было проведено ни одно исследования, подчеркивает научную новизну работы.

Методология исследования заключается во вторичном анализе статистических данных, представленных на официальных сайтах компаний и Федеральной антимонопольной службы, и анализе российского антимонопольного законодательства.

В работе были использованы материалы отечественных исследований по проблемам конкуренции, конкурентной политики, а также зарубежные публикации по данной тематике. Статистические данные были получены из материалов Федеральной антимонопольной службы. В работе также использованы законодательные акты Российской Федерации, материалы аналитической российской периодической печати и учебной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ АНАЛИЗА ОТРАСЛЕВОЙ КОНКУРЕНЦИИ

1.1 Модель эффективной конкуренции

Прежде чем формировать конкурентную политику, необходимо рассмотреть различные подходы к оценке эффективности рыночных структур. В условиях глобализации, информатизации и ряда других факторов стандартные неоклассические подходы к теории конкуренции нуждаются в пересмотре.


Д. Кларк еще в 1940 году предложил концепцию работающей конкуренции. Он выделил две разновидности конкуренции. Во-первых, чистая конкуренция, которая делится на совершенную и несовершенную. Во-вторых, промежуточная или гибридная конкуренция, которая делится на два типа. Первый тип характеризуется выпуском стандартизированной продукции при незначительном числе самих производителей. При втором типе изготавливается нестандартизированная продукция, когда главным фактором конкурентоспособности является высокое качество.[2]

У. Шеферд считал, что для нормального функционирования рыночной экономики важна не совершенная, а эффективная конкуренция. Таким образом, в качестве реальной модели конкурентного рынка им была предложена концепция «эффективной конкуренции».

Данная концепция базируется на трех предпосылках[3]:

  1. Наличие не менее 5 сопоставимых по размеру и ряду других параметров конкурентов, что снижает вероятность сговора между компаниями и установления с их стороны контроля над рынками;
  2. Отсутствие доминирующего положения, определяемое долей каждой компании в размере 10-40 %;
  3. Свобода входа на рынок, что усиливает конкурентное давление на его участников.

При выполнении этих условий достигается конкурентный баланс, при котором ни один из соперничающих субъектов не имеет возможности, заняв доминирующее положение, надолго захватить контроль над рынком. Подобная сбалансированная конкуренция открывает простор для инноваций, эффективности и справедливости.[4]

Именно эта концепция будет взята за основу при анализе специфики конкурентной политики.

1.2 Индикаторы результативности деятельности фирм

К основным индикаторам можно отнести:[5]

- Рентабельность (прибыльность);

- Рыночная доля и ее рост;

- Эффективность;

- Конкурентоспособность;

- Качества товаров и услуг и технологические преимущества.

С оценкой результативности деятельности фирм непосредственно связаны параметры, которые характеризуют рыночные структуры, сложившийся на них уровень концентрации и конкурентную ситуацию.

Показатели уровня концентрации можно разделить на прямые и косвенные. Значение прямых показателей непосредственно показывают степень влияния фирмы на рынок, а косвенные показатели характеризуют рыночную ситуацию в целом. Примерами прямых показателей являются индекс Тобина, индекс Лернера, а косвенных – индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации, дисперсия рыночных долей, индекс Холла-Тайдмана.


Показатели эффективности выступают в качестве параметров, служащих оценке усилий и отдельных компаний. Выделяют несколько наиболее известных показателя. При технической эффективности обеспечивается выход на максимально возможный уровень выпуска продукции при любой комбинации ресурсов для данной технологии. Согласно концепции Х-эффективности, предложенной в 1966 г. Х. Либенштайном[6], в долгосрочном равновесии на конкурентном рынке каждая фирма производит продукцию с издержками, соответствующими минимальному значению кривой долгосрочных средних издержек. Согласно критерию аллокационной эффективности, конкурентная рыночная система обеспечивает оптимальную аллокацию ресурсов.[7]

1.3 Теория конкурентной политики государства

Конкурентную политику государства можно определять по-разному. Российское законодательство определяет конкурентную политику как комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.[8]

Согласно определению ОЭСР[9], конкурентная политика направлена на поддержку и продвижение конкурентного процесса. Под конкурентным процессом понимается процесс, который обеспечивает эффективное производство и распределение продукции и услуг во времени посредством воздействия на инновационное развитие и приспособление к технологическим изменениям.

Формирование и реализация государственной конкурентной политики должны осуществляться на двух уровнях пирамиды государственного управления (рис. 1)[10].

Политический уровень: определение ценностных целей

Управленческий уровень: определение операционных целей

Объект управления

Рис.1. Пирамида государственного управления

На политическом уровне задаются ценностные цели конкурентной политики. Четко определенные ценностные цели показывают, во имя чего реализуется конкретная политика. (Рис.2) [11]


Цели конкурентной политики

Положительный внешний имидж России

Прогресс российского рынка

Качество экономического развития

Повышение конкурентоспособности российского бизнеса на внутреннем и внешнем рынках

Выравнивание условий конкуренции

Иннова-ционное развитие

Операционные цели

Увеличение числа хозяйствующих субъектов

Повышение качества предоставляемых товаров, работ, услуг

Управление пропорциями развитости

Ценностные цели

Инвестиционная привлекательность

Совершенствование мер по стимулированию конкуренции

Открытие новых знаний: ресурсы, технологии, рынки

Совершенствование мер по защите конкурентных отношений и интересов участников рынка

Рис. 2. Цели конкурентной политики

На управленческом уровне решается способ достижения заданных ценностных целей. Соответственно, возникают операционные цели, которые служат лишь средством реализации целей, определенных на политическом уровне. К операционным целям можно отнести развитие конкурентной среды, защита конкурентных отношений, предотвращение и пресечение антиконкурентных действий, регулирование действий естественных монополий.

Политика поддержки конкуренции обычно включает в себя [12]:

- Политику регулирования монополистической деятельности;

- Политику осуществления контроля над ограничениями конкуренции (вертикальными ограничениями);

- Политику в области слияний и поглощений;

- Предоставление прямой или косвенной помощи компаниям со стороны государства и его органов.

Меры государственной конкурентной политики также можно классифицировать следующим образом: стимулирующие меры (меры по созданию и развитию конкуренции), ограничительные меры, а также меры по защите конкуренции.

К мерам, стимулирующим создание и развитие конкуренции, можно отнести различные налоговые преференции и льготы, предоставление кредитов и льготные условия кредитования, устранение административных барьеров, разукрупнение предприятий с целью создания конкурирующих структур, а также ряд других мер.

Ограничительные меры, которые должны носить дополнительный характер по отношению к развитию конкуренции, — это, в частности, действия антимонопольного органа, осуществляемые с целью контроля за экономической концентрацией.