Файл: Тенденции изменения уровня концентрации на примере рынка хлористового калия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Покажем последствия этой меры графически (Рис. 10). В качестве примера возьмем ситуацию с «Уралкалием». Устанавливая верхнюю планку цены ниже монопольной, государство добивается тем самым расширения объема выпуска производителя, путем изменяется его предельного дохода.

Q

P

LRMC

D

MR

Рис. 10 Последствия установления «потолка цены» для «Уралкалия»

3475

2950

q2

q1

Снижая предельную цену до 2950 руб. государство изменяет предельный доход. Так как производитель становится «получателем цены», его предельный доход становится постоянным и совпадает с установленной ценой. Начиная с момента, когда выпуск станет больше этого объема (на рис.10 это q2), «Уралкалий» должен будет снижать цену в соответствии с функцией спроса, соответственно будет падать и его предельный доход. Поэтому на графике предельный доход превращается в ломаную линию. Из рисунка видно, что снижение цены с 3475 до 2950 руб. привело к росту выпуска.

Закон о защите конкуренции выделяет 2 группы норм, адресованных органам публичной власти – запрещающие нормы и обязывающие нормы.

Запрещающие нормы содержатся в ст. 15 и 16 Закона о защите конкуренции. Данные нормы содержат общий запрет на принятие актов и совершение органами публичной власти действий, негативно влияющих на конкуренцию, а также определяется перечень действий органов публичной власти, которые в силу закона являются негативными для конкуренции.

Так, ст. 15 Закона о защите конкуренции:

- запрещает органам публичной власти принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции[30];

- запрещает наделять органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;[31]

- запрещает совмещение функций органов публичной власти и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.[32]

Обязывающие нормы возлагают на органы публичной власти обязанность совершать действия определенного содержания.

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции[33]:

- устанавливает особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества;


- определяет виды такого имущества;

- очерчивает круг лиц, которые обязаны заключать гражданско-правовые договоры о переходе прав пользования и владения государственного или муниципального имущества исключительно на торгах;

- устанавливает перечень изъятий из нормы об обязательном заключении договоров на торгах.

Статья 18 Закона о защите конкуренции:[34]

- регламентирует особенности отбора финансовых организаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами естественных монополий;

- определяет конкретный перечень финансовых услуг, для оказания которых обязательно проведение открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Статьи 19,20,21 Закона о защите конкуренции:[35]

- содержат закрытый перечень целей, в соответствии с которыми федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы или организации, осуществляющие функции указанных органов, могут предоставить государственные и муниципальные преференции;

- устанавливают порядок предоставления таких преференций;

- оговаривают случаи изъятия из этих норм;

- определяют последствия нарушения требований о предоставлении преференций.

К федеральным законам, относящимся к антимонопольному законодательству, следует также отнести Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Кодексом определен порядок возбуждения и рассмотрения антимонопольными органами дел об административных правонарушениях, то есть о применении административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренной этим Кодексом.

Помимо Федеральных законов в антимонопольное законодательство входят акты Президента Российской Федерации, ряд постановлений Правительства Российской Федерации, на которые имеется ссылка в Законе о защите конкуренции и в других законах. В соответствии со ст. 2 Закона о защите конкуренции к антимонопольному законодательству относятся также нормативные правовые акты самого федерального антимонопольного органа, издание которых предусмотрено Законом о защите конкуренции, иными Федеральными законами и нормативными актами Правительства РФ. Среди таких нормативных правовых актов, входящих в антимонопольное законодательство, следует выделить акты федерального антимонопольного органа в форме административных регламентов.[36]


3.2 Стимулирующие меры

Помимо мониторинга ценообразования и сдерживания цен, в отрасли калийных удобрений конкурентная политика реализовалась по следующим направлениям:

- Поддержка сельского хозяйства и увеличение применения средств химизации в агропромышленности;

- Определение условий заключения договоров поставки в отношении объемов, сроков и цен для производителей сложных удобрений;

-Поддержка крупных компаний, входивших в список системообразующих предприятий во время экономического кризиса.

Однако все эти меры являлись паллиативными, не способные кардинально изменить конкурентную ситуацию в отрасли.

Здесь стоит отметить, что в добывающих отраслях, к которым относится рынок калийных удобрений, стимулирующие меры государственной конкурентной политики крайне ограничены. Например, полное устранение административных барьеров в данной отрасли невозможно из-за стратегической важности данного производства. Разукрупнение предприятий с целью создания конкурирующих структур еще более нежелательная мера, так как отрасль представлена крупными экспортерами сырья с уже налаженной цепью сбыта. Если разделить фирмы, весь механизм поставки собьется, что негативно скажется не только на государственном бюджете, но и на политическом положении страны на международной арене.

Еще одной возможностью увеличения числа игроков на рынке является проведение аукционов и лицензирование участков недр, переведенных из нераспределенного фонда недр в распределенный фонд недр. Однако до последнего времени эта мера не рассматривалась как реально осуществимая.

Еще с советских времен лицензионные участки распределялись между «Сильвинитом» и «Уралкалием» по территориальному принципу. Считалось, что непрофильным компаниям, занимающимся производством удобрений, невозможно начать с нуля калийное производство.

Действительно, перед компаниями в первую очередь встает две сложные проблемы – большие капитальные затраты и длительные сроки окупаемости. Для того чтобы построить новый калийный рудник мощностью 2 млн. тонн конечной продукции, необходимо в среднем пять-семь лет и 2 млрд. долларов.[37] Компаниям, которые не имеют в новом для себя районе присутствия абсолютно ничего, придется самостоятельно решать множество организационных и технических проблем. Например, остро встает проблема нехватки персонала, количество которого для работы на шахте и на фабрике должно достигать порядка двух – трех тысяч, а практически все трудовые ресурсы близлежащих населенных пунктов уже заняты на двух действующих предприятиях. Таким образом, придется либо переманивать сотрудников с помощью более высокого уровня заработной платы у «Сильвинита» и «Уралкалия», либо завозить персонал из других мест, что, учитывая его огромное количество, крайне проблематично. Кроме того, нужно будет создавать собственные строительные мощности и завозить технику, придется решать проблему с подключением к электросетям и с вывозом продукции, так как железнодорожная ветка от Перми до Соликамска и Березников, являющаяся тупиковой, полностью загружена продукцией действующих предприятий.


Несмотря на все выше перечисленные проблемы, существует один фактор, который их перевешивает. Все последние годы производство хлористого калия отличается высокой рентабельностью. Калийный бизнес является одним из самых прибыльных в российской экономике (по удельным показателям). А после того, как с 2012 года цены на калийные удобрения начали стремительно расти, государство перешло к решительным мерам.[38]

В конечном счете, 12 марта 2014 года федеральными властями был проведен аукцион по продаже участков Верхнекамского калийного месторождения, несмотря на просьбу муниципалитетов Березников и Соликамска заменить аукцион на более субъективный конкурс. В результате жесточайшей конкуренции три выставленных лота были проданы многократно дороже первоначальной стоимости. Данная ситуация стала беспрецедентным для мирового калийного рынка событием: у десятилетиями не менявшегося круга производителей появился серьезный конкурент – ОАО «Еврохим». В результате бывшая дуополия столкнулась с ростом локальной конкуренции за промышленные и сырьевые ресурсы, персонал, не менее серьезны долгосрочные стратегические последствия.

3.3. Рекомендации по совершенствованию

Ситуация на рынках сырьевых экспортно-ориентированных товаров характеризуется значительным ростом спроса. Длительное недоинвестирование в поисково-разведочные работы во всех сырьевых отраслях привело к отсутствию достаточного, а в некоторых отраслях полного отсутствия, количества разведанных и предлагаемых к разработке запасов.

Это приводит к тому, что компании, даже при наличии значительных объемов финансовых ресурсов, не могут позволить себе проведение крупномасштабных работ в данной области. Таким образом, это ограничивает вход на рынки новых участников и сокращает возможности для развития существующих.

Одним из путей решения данной проблемы может быть поиск и разведка новых источников сырья в рамках государственных целевых программ, которые могут финансироваться за счет реализации лицензий на разработку разведанных запасов.

Кроме того, необходимо выделять больше ресурсов на долгосрочное освоение и разведку месторождений, формирование слоя компаний по разведке и подготовке месторождений, восстановление государственных институтов геологоразведки перспективных территорий.


Бороться с излишними административными барьерами можно через укрепление судебной власти и связанных с ней учреждений для более эффективного судебного решения и разрешения коммерческих споров, установление однородных, основанных на демократических правилах процедур для лицензирования, регистрации и контроля.

Из более универсальных мер можно предложить совершенствование существующих механизмов применения норм антимонопольного законодательства, разработка комплекса мер по борьбе с коррупцией, усиление ответственности за нарушения антимонопольного законодательства путем применения экономических санкций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуемый в данной работе рынок калийных удобрений всегда являлся высококонцентрированным. Проблемой для развития конкуренции на данном рынке является непрогнозируемый платежеспособный спрос сельскохозяйственных товаропроизводителей, что объясняется несовершенством проводимых мероприятий по их государственной поддержке.

Важным направлением регулирования данного рынка являются ограничительные и защитные меры конкурентной политики. Российское антимонопольное законодательство направлено на защиту конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности недобросовестной конкуренции. Наиболее важную роль на исследуемом рынке играет Федеральный закон от 26 июля 2012 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Однако в ходе данной работы было выявлено, что ключевым фактором развития конкуренции и, как следствие, динамичного развития отрасли за последние годы, было проведение открытого аукциона по продаже участков нового калийного месторождения, не смотря на ранее считавшуюся нецелесообразность данной меры на этом рынке.

Успех данного метода можно объяснить высокой рентабельностью калийного производства, которая позволила преодолеть высокие технические барьеры входа в отрасль.

Одним из основных факторов, тормозящих развитие конкурентной среды данных рынков, является отсутствие инфраструктуры, предназначенной для хранения, подготовки и распределения товара в непосредственной близости от места потребления.

Для дальнейшего развития конкурентной среды в отрасли хлористого калия и на других рынках минеральных удобрений необходимо следующее.

Во-первых, необходимо совершенствование антимонопольного регулирования в целях повышения эффективности защиты конкуренции и пресечения антиконкурентных действий органов власти.