Файл: Тенденции изменения уровня концентрации на примере рынка хлористового калия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В данной ситуации выбор объема производства осуществляется последовательно: фирма-лидер понимает, что расширением своих поставок и, как следствие, снижением цены делает отрасль менее прибыльной и заставляет конкурента сокращать свой объем производства. Рационально действующий конкурент (фирма-последователь) максимизирует свою прибыль, действуя так же, как и раньше в условиях модели Курно. Исходя из этого дополнительного знания, лидер ищет оптимальный объем производства:

Для упрощения ситуации предположим, что спрос линеен.

Прибыль лидера запишется следующим образом:

Приравняв частную производную к нулю, найдем оптимальный объем производства лидера.

Объем производства последователя составит

Цена на рынке станет

Из выведенных формул видно, что в этом случае лидер поставляет на рынок больше продукции, чем последователь. Цены несколько снижаются, по сравнению с точкой Курно, однако прибыль лидера увеличивается до максимально возможного при отсутствии сговора уровня.

В следствие того, что в данной модели рыночная цена оказывается ниже, чем в модели Курно, это благоприятно сказывается на общественном благосостоянии.

Для наглядного сопоставления равновесия Курно с равновесием Штакельберга линии реакции дуополистов нужно дополнить линиями равной прибыли (изопрофитами). Уравнение изопрофиты получается в результате решения уравнения прибыли дуополии относительно объема выпуска, обеспечивающего заданную величину прибыли.

На Рис. 5 показано, как располагаются изопрофиты фирмы-последователя. При заданном выпуске фирмы-лидера соответствующая ему точка на линии реакции фирмы-последователя указывает объем ее производства, максимизирующий прибыль. Получить такую же прибыль при большем или меньшем своем выпуске фирма-последователь может только, если фирма-лидер уменьшит предложение на рынке, поэтому вершины изопрофит располагаются на линии реакции. Чем ниже расположена изопрофита, тем большую прибыль она представляет, так как соответствует меньшему выпуску конкурента.

q2

q1

2

1

2

3

q1-выпуск лидера

q2-выпуск последователя

Рис.5 Изопрофиты дуополии

Совместив карты изопрофит дуополистов, можно увидеть сочетания q1 и q2, соответствующие отраслевому равновесию в моделях Курно и Штакельберга (рис. 6). Точка пересечения линий реакции представляет равновесие в модели Курно, а точка касания линии реакции последователя с наиболее низкой изопрофитой лидера представляет равновесие в модели Штакельберга.


q1

А – прибыль фирмы лидера

В – прибыль фирмы последователя

С - равновесие по Курно

А

В

q2

2

1

С

Рис. 6 Сравнение отраслевого равновесия в моделях Курно и Штакельберга

Как видно из рисунка, у фирмы-лидера прибыль увеличивается по сравнению с той, которую она получала при конкуренции по модели Курно: лидер переходит на более низкую изопрофиту.

В подтверждении теоретических выкладок приведем количественные данные. За 10 месяцев 2016 «Сильвинит» произвел 4,352 млн. тонн хлористого калия, в то время как «Уралкалий» произвел 5,061 млн. тонн. Цена на продукцию обеих фирм на российском рынке составляет порядка 4300 рублей за тонну.[22]

Рассмотрим влияние на потребителей. (Рис.7)

x

y

Б.О.1

X2

X1

Y1

Y2

X - тонна хлористого калия

Y – агрегированный продукт

Б.О.1-при конкуренции по Курно

Б.О.2 – при конкуренции по Штакельбергу

Б.О.2

U1

U2

E1

E2

Рис.7 Сравнение моделей Курно и Штакельберга с точки зрения их влияния на общественное благосостояние

Видим, что конкуренция по Штакельбергу благоприятней для потребителя чем конкуренция по Курно, так как характеризуется более низким уровнем цен.

2.4 Обоснование необходимости регулирования рынка олигополистической конкуренции

Олигополистическая конкуренция является неэффективной на рынке. Это объясняется следующим рядом факторов.

В условиях олигополии рыночная цена выше, а объем производства ниже, чем при совершенной конкуренции. Поэтому олигополист не обеспечивает производство на уровне, соответствующему минимальному эффективному объему. Отсюда возникает техническая неэффективность.

В сравнении с рынком совершенной конкуренции, на рынке олигополии сумма величин излишков потребителей и производителей меньше. Эти потери благосостояния обуславливаются снижением объема производства ниже конкурентного уровня и образуют чистые потери, которые не достаются ни потребителям, ни фирмам.

Также олигополистический рынок характеризуется аллокационной неэффективностью, когда цена, устанавливаемая на рынке, превышает предельные издержки.

Кроме этого, по мере монополизации отрасли издержки, как правило, изменяются. Они возрастают по мере расширения и бюрократизации управленческого аппарата, ослабления стимулов к инновациям и риску. Эту тенденцию экономист Х. Лейбенштайн назвал Х-неэффективностью.


Согласно теории X. Лейбенштайна, Х-неэффективность возникает, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек.[23]

Более того, олигополисты, в частности дуополисты, пользуясь монопольным положением на рынке, могут не только устанавливать монопольно высокие цены на свою продукцию, но и проводить ценовую дискриминацию.

Ценовая дискриминация первой степени, или совершенная ценовая дискриминация, заключается в том, что фирма устанавливает свою цену на каждую продаваемую единицу товара, так чтобы эта единица товара продавалась как раз по денежной оценке ее предельной полезности для какого – либо потребителя[24].

На практике совершенная ценовая дискриминация почти невозможна, поскольку для ее реализации монополист должен знать цены спроса всех возможных потребителей своей продукции.

При дискриминации второй степени цена на единицу товара не постоянна, а зависит от того, сколько товара покупается. Для того, чтобы отличать индивидов с высоким и низким спросом, на рынке обычно предлагается два разных сочетания цены и количества. Одно сочетание должно быть ориентировано на индивида с высоким спросом, а другое — на индивида с низким спросом. Часто монополист оказывается способен составить такие сочетания цены и количества, которые побуждают потребителей к самоотбору.

На практике монополист часто стимулирует этот самоотбор изменением не количества товара, а его качества, вынуждая таким образом тех, кто может платить за высокое качество обслуживания, действительно отдать за это деньги.

Этот вид ценовой дискриминации используется в тех случаях, когда сегменты рынка с различной эластичностью спроса не изолированы друг от друга, не существует объективных барьеров, препятствующих переходу покупателей с одного сегмента рынка на другой.

Дискриминация третьей степени является самой распространенной формой дискриминации. Она характеризуется продажей продукции различным группам потребителей по различным ценам, при этом фирмы могут эффективно отличать потребителей одной группы от потребителей другой.

В данном случае фирма руководствуется принципом максимизации прибыли, приравнивая предельные издержки выпуска к предельной выручке от продажи товара для соответствующих групп покупателей.

Функции спроса представлены кривыми спроса (Рис.9): D1 – для сегмента 1, D2 – для сегмента 2. Кривая D отражает общий спрос потребителей двух сегментов.


Фирма, максимизирующая прибыль, должен следовать правилу MR=MC.

MC=MR1=MR2=MR3=…

МС

MR1

CS1

D1

Q

МС

MR2

CS2

Q

МС

MRрын

CSрын

P

Сегмент№ 1

Сегмент № 2

D2

D

P

P

Q

Рис.9.

a)Дискриминация третьей степени b) установление на рынке единой

цены для всех

Фирма, не применяющая ценовую дискриминацию, следует этому правилу исходя из общего рыночного спроса. Проводя же дискриминацию, фирма применяет это правило на каждом отдельном сегменте рынка.

Как видно из графиков, проводимая фирмой дискриминация третьей степени уменьшает потребительский излишек: СS1+CS2<CSрын. За счет сокращения потребительского излишка фирма увеличивает свою прибыль.

Итак, анализ конкуренции на исследуемом рынке хлористого калия позволяет сделать следующие выводы.

На рынке калийных удобрений не выполняются условия эффективной конкуренции, а именно:

  1. наличие лишь двух сопоставимых по размеру и ряду других параметров конкурентов, что позволило им установить контроль над рынком;
  2. наличие доминирующего положения, определяемое долей каждой компании в размере около 50%;
  3. высокие барьеры входа на рынок, что практически исключает конкурентное давление на его участников.

Невыполнение этих условий нарушает «конкурентный баланс»[25], формируя монополизированный сектор экономики, а точнее коллективное доминирование. Это обуславливает необходимость принятия государственных мер по регулированию конкуренции на рынке.

ГЛАВА 3. СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ХЛОРИСТОГО КАЛИЯ

3.1 Ограничительные и защитные меры конкурентной политики

Рынки добывающих и сырьевых отраслей характеризуются высоким уровнем экономической концентрации, не только в Российской Федерации, но и на мировых рынках. Как правило, границы таких рынков не проходят по территории страны, а являются мировыми. Кроме того, большая часть объема производства реализуется российскими участниками таких рынков за рубеж. Это в значительной степени ставит внутренние рынки в зависимость от мировой конъюнктуры.


В ситуации роста мировых цен в экспортно-ориентированных отраслях, в целях стабилизации цен на внутреннем рынке и исключения искажений конкурентной среды, необходимо исключить любое иное воздействие на внутренние цены, кроме применения инструментов таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования[26]. Таким образом, наиболее распространенными мерами регулирования конкуренции на рынке минеральных удобрений являются ограничительные меры.

Антимонопольное законодательство в России включает нормы, запрещающие органам государственной власти или органам местного самоуправления принимать акты или совершать действия, ограничивающие или устраняющие конкуренцию. Также законодательство определяет полномочия антимонопольных органов по пресечению и предупреждению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем антимонопольное законодательство устанавливает правила дозволенного поведения хозяйствующих субъектов на товарном рынке, определяет пределы осуществления гражданских прав, запрещает субъектам гражданско-правовых отношений недобросовестную конкуренцию и злоупотребление рыночной властью.[27]

На сырьевых рынках антимонопольный орган должен обеспечить регулярный мониторинг ценовой политики доминирующих субъектов и не допускать необоснованного превышения внутренних цен над экспортными ценами.

Помимо основополагающих статей Конституции РФ и Гражданского кодекса базовым законом в системе действующего антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2012 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Так, согласно статье 10 Закона о защите конкуренции запрещается установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.[28]

В качестве примера можно привести ситуацию, когда в 2013 году Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС) возбудила дела в отношении ОАО «Сильвинит» и ОАО «Уралкалий» по признакам нарушения закона о конкуренции. В данном случае антимонопольная служба усмотрела признаки установления монопольно высокой цены на хлористый калий.

Вычислив себестоимость продукции компаний, ФАС посчитала средние цены на хлористый калий (3475 руб. за тонну в «Уралкалии» и 2950 руб. в «Сильвините») несправедливыми. Служба выставила верхние планки цен на 2013 год — 2100 руб. для «Сильвинита» и 2950 руб. для «Уралкалия» — и заявила о намерении следить за ценовой политикой компаний.[29]