Файл: Нотариат в РФ: понятие, задачи и основы организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Договорные грамоты, составленные площадными подьячими, подлежали обязательной регистрации в Оружейной палате, в Московской ратуше, в Юстиц-коллегии, когда она возникла. Высший надзор осуществлял Приказ крепостных дел».

С момента издания Временного положения о нотариальной части нотариус работал при судебных органах и под достаточно жестким контролем с их стороны. Нотариус «выдавал выписки из актовых книг и копии актов, свидетельствовал всякого рода акты, протесты, копии, подлинности подписей, время предъявления ему документов, нахождения лица в живых, передавал заявления одного лица другому, оформлял доверенности, заемные обязательства, договоры и протесты, мировые и третейские записи и прошения, принимал на хранение документы и составлял проекты раздела наследства»[7].

Нотариальное производство занимало важное место в имущественном обороте. Несмотря на то что значительный круг вопросов, которые приходилось разрешать, был юридического характера, законодательство того времени не предъявляло требований в виде обязательного юридического образования для соискателя на должность нотариуса.

Устанавливался возрастной ценз — 21 год, выдвигалось требование о наличии российского подданства. Одновременно соискатель должен был быть «неопороченным судом или общественным приговором, не занимать никакой иной должности ни в государственной, ни в общественной службе, успешно сдать испытания и внести залог».

Нотариус считался государственным служащим, но без права на содержание и пенсию. Исключение было сделано в отношении назначаемых нотариусов в те местности, где не находилось желающих исполнять обязанности добровольно. Оклад устанавливался министром юстиции. Старший нотариус был государственным служащим (должен был иметь высшее юридическое образование, освобождался от внесения залога), и в его функции в первую очередь входило ведение нотариального архива.

Следует отметить, что нотариусы были не единственными лицами, обладавшими правом совершать нотариальные действия. К таковым относились уездные члены окружных судов, мировые судьи, полицейские чины.

Для советского нотариата было характерно полное подчинение его государству. В начале новой эры нотариусы как таковые перестали существовать, нотариальные действия осуществляли отделы юстиции, органы ЗАГС, судьи. В начале 1920-х гг. в связи с принятием нового гражданского законодательства появились государственные нотариусы.


Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 12 августа 1921 г. было установлено, что засвидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиции.

В развитие этого документа циркуляром Народного комиссариата юстиции от 13 августа 1921 г. было предусмотрено учреждение указанных нотариальных столов. 4 октября 1922 г. Советом народных комиссаров РСФСР было принято Положение о государственном нотариате, которым предусматривалось создание государственных нотариальных контор. Процесс становления завершился с принятием Постановления ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. «Об основных принципах организации государственного нотариата». Была установлена концепция монополии государственного нотариата.

19 июля 1973 г. был принят Закон СССР «О государственном нотариате», сохранявший модель государственного нотариата. Нотариат получил многозвенную систему. Первая государственная нотариальная контора наделялась особым статусом, в ее функции входили совершение наиболее сложных нотариальных действий и методическая помощь остальным нотариальным конторам.

Руководство нотариатом было передано органу общей компетенции (Советам министров, исполнительным комитетам и т.д.), а также органам юстиции. Государственные нотариусы подразделялись на старших государственных нотариусов, заместителей старших государственных нотариусов, государственных нотариусов. В соответствии со ст. 5 Закона на должности государственных нотариусов могли быть назначены граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование.

Сохранялось исключение, согласно которому в отдельных случаях, предусмотренных законодательством союзных республик, на должности государственных нотариусов могли назначаться лица, не имевшие высшего юридического образования.

Нотариат представляет собой один из наиболее значимых элементов правовой системы нашего государства, призванные обеспечивать юридическую защиту прав и интересов, как физических и юридических лиц, а также способствовать режиму законности и укреплять правопорядок путем совершения единообразных и фиксированных нотариальных действий.

Общепринятое определение нотариата определяет его как систему, на которую возложено обязанности удостоверение бесспорных прав и юридических фактов, свидетельствование документов и совершения большого количества иных нотариальных действий.

Определяя место нотариата в системе правоохранительных органов, необходимо более четко разграничить деятельность нотариата и судов общей юрисдикции. Данная проблема стала предметом исследования многих авторов. Нотариат и суд выполняют общие правоохранительные задачи по защите гражданских прав и свобод, права собственности, предупреждению правонарушений. Но способы защиты у них при этом разные.


Суд общей юрисдикции рассматривает и разрешает спорные гражданские дела, нотариат защищает гражданские права и свободы путем удостоверения бесспорных фактов. При возникновении спора о праве нотариус отказывает в совершении нотариального действия. Тем не менее необходимо шире использовать позитивный потенциал нотариата при осуществлении судебной реформы в сфере гражданской юрисдикции.

Так, и судья, и нотариус осуществляют публично-правовые функции, закон в равной мере обеспечивает независимость и беспристрастность судьи и нотариуса при решении конкретного гражданского дела. Вместе с тем основное различие между данными правовыми институтами в рамках гражданской юрисдикции производится по критерию спорности либо бесспорности права. При наличии спора гражданская юрисдикция осуществляется судом, при ее отсутствии — нотариусом.

Таким образом, основные различия между судебными и нотариальными органами можно провести, во-первых, по содержанию их деятельности: суд осуществляет правосудие, нотариальная деятельность носит предупредительный характер. Во-вторых, по степени обязательности судебных и нотариальных актов: судебные постановления носят обязательный характер, нотариальные акты, как правило, не имеют обязательной силы, за исключением нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов и исполнительных надписей. В-третьих, по степени финансирования: судебная деятельность осуществляется за счет государства, а внебюджетный нотариат основывается на принципах самофинансирования.

Подведомственность судов общей юрисдикции по спорным вопросам, вытекающим из нотариальной деятельности, четко определена в

ГПК РФ, в то время как компетенция нотариусов по отдельным видам нотариальных действий недостаточно урегулирована на законодательном уровне, что необходимо учесть при совершенствовании законопроекта.

Определяя соотношение судебных и нотариальных органов, необходимо остановиться на таком важном вопросе, как оспаривание завещаний в судебном порядке. Удостоверение завещаний входит в компетенцию не только нотариусов, но и глав местной администрации поселения, должностных лиц консульских учреждений РФ и специально уполномоченных должностных лиц (ст. 35 — 38 Основ законодательства РФ о нотариате, ст. 1127 ГК РФ). Особо остро стоит проблема в процессуальном порядке, когда речь идет о признании завещаний недействительными в исковом производстве. Проблемность заключается в определении процессуального положения нотариуса (иного лица, удостоверяющего завещание), а также в отсутствии единой позиции судов по данному вопросу.


Следует согласиться с теми авторами, которые считают, что процессуальный статус нотариуса необходимо определять как статус третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Данный проблемный вопрос следует урегулировать на уровне судебной практики в целях единообразия ее применения, что будет способствовать более правильному и быстрому разрешению гражданско-правовых споров по данной категории дел.

Совершенствование нотариальной деятельности должно способствовать судебному реформированию в целях повышения эффективности судебного разбирательства гражданских дел. В связи с этим помимо совершенствования судебной системы, предусмотренной федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», важным является развитие и несудебных гражданских юрисдикции, таких как третейская и нотариальная формы защиты нарушенных гражданских прав и охраняемых законом интересов.

ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ НОТАРИАТА В РФ

2.1 Задачи нотариата в Российской Федерации

Происходящие в России реформы политической и экономической системы вызывают необходимость теоретического осмысления форм и методов деятельности правовых институтов и добровольных объединений, связанных с защитой прав и законных интересов граждан. Важное место в этом процессе занимает законодательное совершенствование деятельности нотариата -института гражданского общества, который теснейшим образом связан с охраной прав и законных интересов физических и юридических лиц.

От того, насколько он организован, законодательно защищен, в значительной степени зависит уверенность каждого гражданина в своем благополучии.

Нотариат является непременной составной частью любой правовой системы, а поэтому целесообразно начать наше исследование с выяснения сути данного понятия и его структурных элементов.

В числе задач нотариата в Российской Федерации можно назвать:

- охрану собственности, прав и законных интересов граждан и юридических лиц, учреждений и организаций;

- укрепление законности и правопорядка;

- предупреждение правонарушений посредством соответствующего нормам российского законодательства и своевременного удостоверения сделок и договоров;


- оформление наследственных прав;

- совершение исполнительных надписей и других нотариальных действий.[8]

Сущность деятельности органов нотариата заключается, в первую очередь, в том, чтобы обеспечивать реальность приобретаемых прав, а также их закрепление в определенной юридической форме.

Органы нотариата в своей деятельности руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, а также требуют его соблюдения от всех без исключения заинтересованных лиц, которые обращаются к ним с просьбой совершить нотариальные действия.

Тесным образом с задачей по укреплению законности связано предупреждение правонарушений. Представители нотариальных органов огромное влияние оказывают на многие аспекты хозяйственной деятельности субъектов экономических отношений, способствуют исполнению гражданских прав и предупреждению возможного их нарушения.

Так, например, выдавая тому или иному гражданину свидетельство о праве на наследство, нотариусы строжайшим образом следят за тем, чтобы не нарушались права и законные интересы, как несовершеннолетних, так и нетрудоспособных наследников. При выявлении нарушения законности со стороны граждан либо должностных лиц, нотариус о таком нарушении сообщает руководителям соответствующих организаций и учреждений, либо непосредственно представителям прокуратуры.

Поставленные перед нотариальными органами задачи по охране прав граждан и юридических лиц много общего имеют с задачами суда, однако, осуществляются они несколько другими способами и методами, которые присущи исключительно нотариату, деятельность которого носит предупредительный характер.

При возникновении спора в суде нотариально удостоверенный договор заинтересованной стороне облегчает возможность доказывания своих прав и обязанностей договаривающихся сторон, подлинность подписей, время заключения договора, официальное подтверждение органом нотариата, признается достаточным и бесспорным.

В отличие от судебной деятельности, предметом которой в большинстве своем выступают споры о материальном праве, нотариальная деятельность своим предметом имеет только бесспорные дела. Так, если относительно имущества, которое осталось после умершего гражданина, между наследниками имеет место спор, то таковой будет подлежать разрешению в судебном порядке, суд при этом никоим образом не связан свидетельством органа нотариата о наследственных правах сторон спора на наследственное имущество.[9]