Файл: "Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (ОРД)".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Особое значение в оперативно-розыскной деятельности отводится ведомственному контролю, который включает в себя оценку законности, обоснованности и оперативности оперативно-розыскной деятельности и предоставляет возможность устранить принятие неправомерного решения и восстановить нарушенные права и законные интересы физических и юридических лиц, а равно принять руководителю самостоятельное решение по осуществлению оперативно-розыскных функций.[7]

Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется в соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». К числу основных задач ведомственного контроля следует отнести: обеспечение неуклонного исполнения законов и подзаконных актов, которые регламентируют данную деятельность; обеспечение качественного и своевременного исполнения решений, принимаемых в ходе оперативно-розыскной деятельности, и раскрытия преступлений; своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в работе; выявление и внедрение положительного опыта; повышение дисциплины и ответственности сотрудников оперативных подразделений.[8]

Ведомственный контроль осуществляется на всех стадиях подготовки и проведения, как оперативно-розыскных мероприятий, так и оперативно-розыскной деятельности в целом, начиная с выяснения условий и оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий и заканчивая использованием их результатов, а равно, начиная с решения задачи добывания информации и заканчивая предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, осуществлением розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, либо розыском без вести пропавших.

В МВД Российской Федерации организация ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью возложена на руководителей:

- министра внутренних дел и его заместителей по оперативной работе;

- начальников главных управлений и управлений МВД Российской Федерации, которые в своей структуре имеют оперативные службы, и их заместителей;


- министров внутренних дел республик и их заместителей по оперативной работе;

- начальников главных управлений и управлений внутренних дел на транспорте и на режимных объектах, их заместителей, по должности являющихся начальниками криминальной полиции;

- начальников отделов внутренних дел районов, городов, районов или округов в городе, на транспорте и на режимных объектах, их заместителей, которые по должности являются начальниками криминальной милиции;

- по поручению осуществляющего оперативно-розыскную деятельность органа контроль за таковой имеют право осуществлять должностные лица, не входящие в штат оперативных подразделений, однако реализующие, в соответствии с занимаемой должностью, контрольные функции. Таковыми могут являться имеющие соответствующие допуски сотрудники аппарата министра, организационно-инспекторских подразделений, инспекций по личному составу, контрольно-ревизионных подразделений.[9]

Закрепление на законодательном уровне ведомственного контроля определяется специфическим характером оперативно-розыскной деятельности, задачи которой разрешаются с применением преимущественно негласных возможностей и мероприятий, в том числе ограничивающих права и свободы человека и гражданина.

Законом возложен на руководителей органов внутренних дел контроль за законностью организации и тактики осуществления оперативно-розыскной работы., недопущением в ходе ее нарушения прав и свобод личности, причинения вреда общественным и государственным интересам.

Названные руководители несут персональную ответственность за эффективность и правильность использования сил, средств и других оперативно-розыскных возможностей в принятии исчерпывающих мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и пропавших без вести лиц, а равно контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан, недопустимостью нарушений установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, за неправомерным либо несанкционированным использовании технических средств, обеспечением конспирации в оперативно-розыскной деятельности, соблюдением режима секретности в делопроизводстве, защищенностью системы оперативного учета от возможной утечки оперативной информации, а также за порядком ведения дел оперативного учета, эффективным и рациональным расходованием финансовых средств, которые выделяются на оперативно-розыскную деятельность.[10]


На законодательном уровне не предусматривается осуществление ведомственного контроля со стороны непосредственных руководителей оперативных подразделений органов внутренних дел. Но именно они осуществляют повседневный контроль организации деятельности подчиненных либо оперативных подразделений и тактику проведения ими оперативно-розыскных мероприятий и реализации административно-правовых функций. В связи с этим на руководителей такого уровня возлагается персональная ответственность за состояние работы на порученном им направлении оперативно-розыскной деятельности. Объем их полномочий определяется соответствующими ведомственными нормативными актами по организации и тактике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Эти нормативные акты определяют перечень руководителей, которые обладают правом утверждать постановления на проведение оперативно-розыскных мероприятий исходя из степени их сложности и характера. Постановление на производство оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права личности, на практике утверждает, как правило, начальник криминальной полиции – заместитель начальника органов внутренних дел по оперативной работе. И, тем не менее, это ни в коем случае не снимает ответственности с самого руководителя органа.

В порядке контроля руководители, которые наделены правом осуществлением такого контроля, подвергают изучению оперативные материалы, полученные в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, определяющие основания и условия их проведения, а также другие документы, которые имеют отношение к оперативно-розыскной деятельности, и принимают по ним соответствующие решения.

Так как ведомственный контроль является и функцией управления, то названные руководители дают указания о проведении работы по осуществлению оперативной проверки, осуществляют контроль сроков, порядка, полноты их ведения, осуществляют проверку обоснованности их прекращения, утверждают планы мероприятий, дают задания на проведение оперативно-розыскных мероприятий иными оперативными подразделениями, либо их санкционируют. , составляют постановления и выступают с ходатайством о проведении оперативно-розыскных мероприятий, санкционируют выдачу денежных средств на оперативные расходы, заслушивают участников оперативно-розыскных мероприятий, заключают контракты с лицами, которые выразили желание сотрудничать с оперативными подразделениями субъектов оперативно-розыскной деятельности, проводят анализ оперативной информации, дают указания на проведение мероприятий, рассматривают жалобы и заявления граждан.[11]


Таким образом, ведомственный контроль представляет собой управленческую функцию руководителей правоохранительных органов и входящих в них оперативных подразделений по организации их деятельности, в соответствии с действующим законодательством, которая предусматривает персональную ответственность за соблюдение законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Основными целями ведомственного контроля признаются следующие:

- установление обоснованности и законности организации в тактике оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с законодательными и ведомственными нормативными актами;

- своевременное и оперативное выявление недостатков в сфере организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, а равно принятие необходимых мер по выполнению тех или иных оперативно-розыскных функций;

- привлечение к ответственности лиц, которыми были допущены нарушения установленных законодательством и ведомственными нормативными актами оперативно-розыскных процедур.

Следует отметить, что функция ведомственного контроля не должна быть сведена лишь к обнаружению тех или иных недостатков или недоработок в оперативно-розыскной деятельности и их устранению. В условиях значительного обновления штатов оперативных подразделений ведомственный контроль должен преследовать также и цель выявления типичных ошибок молодых сотрудников, а равно выработки у них достаточных практических навыков организации и тактики данной сложной и кропотливой работы.

Ведомственный контроль реализуется внутри органа, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность непосредственно его руководителями и должностными лицами, согласно положениям ст. 22 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственным нормативным актам.

В зависимости от времени осуществления вневедомственный контроль условно может быть подразделен на следующие виды:

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

В ходе предварительного контроля руководителем выясняется состояние дел в оперативном подразделении, проверяются определенные оперативно-служебные документы, предъявляемые на утверждение, обоснованность заведения дел оперативного учета, законность и целесообразность принимаемых оперативными сотрудниками решений на стадии планирования и подготовки оперативно-розыскных мероприятий, прогнозирования их результатов и т.д. Названный вид контроля наделен особым значением в предупреждении разного рода нарушений законодательства.


Текущий контроль представляется непосредственной частью руководства оперативными подразделениями и сотрудниками. Осуществляется он руководителем в ходе исполнения принятых решений и наиболее часто обеспечивается путем личного их участия в оперативно-розыскных мероприятиях.

Наиболее распространенным в деятельности оперативных подразделений выступает последующий контроль, который проводится после исполнения принятия решений. Последующий контроль наиболее часто включает в себя проверку исполнения качества проведенных оперативно-розыскных мероприятий, их результативности и оценку деятельности по производству оперативной проверки. При этом осуществляется проверка обоснованности прекращения дел оперативного учета либо их продления, расходования финансовых средств, которые выделяются на оперативно-розыскную деятельность, заслушиваются отчеты исполнителей, определяется обоснованность итоговых решений и направления использования полученных материалов, рассматриваются заявления и жалобы граждан о нарушении законности, разрешаются другие вопросы оперативно-розыскной деятельности.[12]

В целях проверки соблюдения законности, выявления недостатков в оперативной работе и внесения предложений по ее совершенствованию вышестоящими подразделениями могут быть осуществлены комплексные и контрольные проверки. Комплексные проверки являют собой контроль, охватывающий все направления в работе проверяемого оперативного подразделения, как правило, за определенный период. Осуществляют их оперативные аппараты федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации по отношению к нижестоящим подразделениям.

В процессе осуществления ведомственного контроля могут быть выявлены разного рода недостатки, а именно:

- умышленные искажения оперативно-розыскных данных;

- неправильное оформление оперативно-служебных документов;

- некомпетентность того или иного сотрудника;

- сокрытие фактов нарушения режима секретности;

- допущение провокации и подстрекательства в ходе проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий;

- фальсификация оперативных документов и умышленное завышение показателей служебной деятельности и т.п.

Таким образом, осуществление ведомственного контроля предоставляет возможность оперативно-розыскным подразделениям не только предупредить либо устранить принятие неправомерного решения и восстановить нарушенные права и законные интересы юридических и физических лиц, однако и принять решение по вопросам выполнения тех или иных оперативно-розыскных функций.