Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Анализ конкурентной стратегии организации ЧУП «Дианэст»)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Проблема конкуренции и конкурентоспособности находятся на пике внимания исследователей и научных работников в течение всей истории развития экономических отношений.

В рамках глобализации мировой экономики конкуренция проповедует новые условия и стандарты хозяйствования участникам рынка для получения эффективных позиций.

Конкуренция образует понятие конкурентоспособности, от уровня которой и будет зависеть успех организации.

Конкурентоспособность организации представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые направлены на обеспечение его сильных конкурентных преимуществ, поддержку и развитие существующих, и создание новых конкурентных позиций. Это требует обеспечения высокого показателя конкурентоспособности организации, исследование его специфики и динамики, а сам процесс увеличения показателя конкурентоспособности является процессом долгосрочным и требует стратегического подхода в системе хозяйственной деятельности организации.

Данные факторы определили выбор темы настоящей курсовой работы.

Цель курсовой работы – выявление и обоснование основных направлений повышения конкурентных преимуществ ЧУП «ДИАНЭСТ».

Исходя из цели, определим задачи, которые необходимо выполнить в ходе исследования:

рассмотреть теоретические основы конкурентных стратегий предприятия;

проанализировать конкурентные стратегии предприятия ЧУП «ДИАНЭСТ»;

разработать предложения по повышению конкурентоспособности в ЧУП «ДИАНЭСТ».

Объектом дипломной работы является – ЧУП «ДИАНЭСТ», предметом – конкурентные стратегии предприятия ЧУП «ДИАНЭСТ».

В работе использованы материалы финансовых отчетных документов ЧУП «ДИАНЭСТ».

В процессе исследования были использованные следующие современные методы исследования: статистического анализа, экспертных оценок, графоаналитический метод, метод коэффициентов, метод наблюдений.

Теоретическо-методологическая основа курсовой работы: исследования российских и зарубежных авторов, относящиеся к изучаемой теме.

При подготовке курсовой работы также учитывались основные нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие хозяйственную деятельность предприятий.

1 Теоретические основы конкурентных стратегий фирмы 


1.1 Понятие конкурентной стратегии

Важным этапом в системе стратегического менеджмента является выбор конкретного вида бизнес-стратегии, обеспечивающей наилучшие показатели развития и конкуренции на основе использования внутреннего потенциала и возможностей организации. Достижение определенного превосходства над конкурентами в ценах на предлагаемые товары и услуги, в широте ассортимента и качестве обслуживания потребителей целевого сегмента или рынка в целом, существенно укрепляет конкурентное положение предприятия и создает более прочную защиту от давления внешней и внутриотраслевой среды [2, с. 123].

Конкурентная стратегия – это совокупность стратегических инициатив, подходов и действий менеджмента, направленных на достижение устойчивого конкурентного преимущества, заключающегося в превосходстве конкурентов по количеству клиентов и в возможности противодействовать влиянию конкурентных сил [25, с. 102].

Стратегическое поведение предприятия – выбор варианта своей деятельности, при котором принимаются во внимание возможные ответные действия конкурентов.

Стратегическое поведение означает, что предприятие способно влиять на рынок, в том числе на устанавливаемую на рынке цену равновесия. Степень такого влияния зависит от стратегической силы предприятия: доли рынка, имиджа предприятия, наличия информации о рынке [3, c. 102].

В этом смысле стратегическое поведение свойственно только рынку олигополии и в определенной степени – монополистической конкуренции: в условиях свободной конкуренции объем производства предприятия почти не зависит и не влияет на объемы выпуска других предприятий, поскольку число их на рынке слишком велико.

Стратегическое взаимодействие предприятий – такая ситуация на рынке, когда в силу своей немногочисленности предприятия начинают осознавать взаимозависимость собственных реальных и ожидаемых действий, в результате чего их функционирование становиться более продуманным, более целенаправленным [24, с. 65].

Такое воздействие предприятий на рынок приводит к особым структурам несовершенной конкуренции и специфическим типам барьеров входа на рынок, а также к особым видам отношений между предприятиями в виде стратегических групп.

Конкурентные действия предприятий в условиях рыночной экономики направлены на упрочение старых и завоевание новых позиций на рынке и приводят в ряде случаев к перераспределению рыночной власти отдельных предприятий, к изменению рыночных структур.


1.2 Виды конкурентных стратегий

Базовые конкурентные стратегии подразделяются на 4 основных видов в зависимости от степени охвата рынка, уровня издержек и дифференциации продукции или услуг предприятия [4, c. 129].

Активное инвестирование средств в создание устойчивого конкурентного преимущества является единственным способом достижения показателей прибыльности выше средних в отрасли.

1. Стратегия лидерства в издержках является наиболее мощным стратегическим подходом, так как ставит своей основной задачей стремление производителя стать поставщиком самых дешевых в отрасли товаров и услуг, привлекательных для широкого круга потребителей [23, c. 78].

Использование конкурентного преимущества в цене предлагаемых товаров стимулирует поддержание более высоких темпов роста продаж и увеличение доли рынка в сравнении с конкурентами. В соответствии с кривой опыта повышение объемов реализации продукции способствует дальнейшему снижению общих издержек производства и укреплению позиции предприятия как лидера отрасли.

Сущность деловой стратегии лидерства в издержках заключается в разработке и реализации комплексной программы снижения или экономии затрат на всех стадиях производственного и управленческого процесса, обеспечения оперативного и постоянного контроллинга издержек всеми уровнями менеджмента и подразделениями. В определенной степени, это особая философия и культура поведения сотрудников предприятия, система ценностей которых строится на основе базового принципа – оптимизация затрат на всех стадиях бизнес-процессов организации в рамках своей компетенции. Успешная реализация стратегии становится возможной лишь тогда, когда поведение и деятельность каждого сотрудника будет оптимальной по своим затратам и качеству работы [5, c. 89].

С повышением уровня доходов населения изменяются предпочтения покупателей относительно качества продукции. По мере роста уровня благосостояния потребители начинают отдавать предпочтения индивидуализированным свойствам товаров или услуг и ожидают от производителя широкого товарного предложения [17, с. 230].

В результате этого стандартизированная продукция предприятий, ориентированных на низкие издержки, становится непривлекательной, так как не удовлетворяет различающиеся потребности клиентов. При данных тенденциях развития рынка более эффективным подходом становится использование стратегии дифференциации или индивидуализации товаров или услуг [7, c. 89].


2. Стратегии дифференциации предполагают предоставление покупателям более ценного и широкого товарного предложения по сравнению с конкурирующими предприятиями. Достижение успеха в дифференциации требует тщательного изучения рыночного спроса, выявления потребительских свойств товаров, которые являются ценными для покупателей и за которые они готовы платить деньги.

Сущность стратегии дифференциации заключается в нахождении уникального метода повышения ценности продукции для потребителя и поддержание этой уникальности в течение длительного периода времени. Базой создания конкурентоспособности для индивидуализирующего свою продукцию производителя является такая продукция, свойства которой значительно отличаются от свойств продукции конкурентов [22, c. 72].

Одним из ключевых методов реализации стратегии дифференциации является создание ценности для покупателя таким, путем, который был бы недоступен для конкурентов.

3. Стратегия оптимальной стоимости направлена на предоставление потребителям большей стоимости денег за счет расширения или повышения качества предоставляемых им услуг.

Данный стратегический подход сочетает в себе стратегию снижения издержек со стратегией, базирующейся на приемлемых качестве, свойствах и характеристиках товара или услуги. Идея состоит в создании высокой ценности, удовлетворяющей или превосходящей запросы потребителей по параметрам, относящимся к качеству, услугам, свойствам и эксплуатационным характеристикам, и превосходящей их ожидания относительно цены [9, c. 89].

Стратегическая цель заключается в том, чтобы стать производителем с низкими издержками продукции или услуг со свойствами выше среднего в отрасли, а затем использовать преимущества низких издержек для сбивания цен на изделия конкурентов со сравнимыми свойствами.

Такой конкурентный подход называется стратегией наилучшей стоимости, поскольку данный производитель имеет лучшие (меньшие) издержки, чем производители продукции, сравнимой по шкале «качество – услуги – свойства – эксплуатационные характеристики товара» [11, c. 102].

4. Предыдущие стратегические подходы ориентированы на обслуживание всего рынка и групп потребителей, что, как правило, характерно для крупных предприятий, входящих в группу лидеров отрасли. Небольшие компании не располагают достаточными ресурсами для работы на всем рынке и предусматривают использование локальных стратегий, концентрирующих внимание на отдельных целевых группах или сегментах рынка, которые они могут обслуживать на достаточно высоком уровне. Подобные стратегии получили название стратегии концентрации [12, c. 11].


Целевой сегмент, или ниша, может определяться региональными особенностями, вытекающими из специальных требований к использованию продукции, или специальными свойствами продукции, привлекательными только для участников этого сегмента рынка. Стратегическая цель заключается в обеспечении лучшего по сравнению с конкурентами обслуживания покупателей из целевой ниши рынка [10, c. 239].

Стратегия концентрации может основываться при реализации на следующих конкурентных преимуществах:

1) лидерство в издержках перед конкурентами при обслуживании выбранной рыночной ниши;

2) дифференциация продукции в соответствии с потребностями и ожиданиями потребителей целевого рынка.

Таким образом, стратегии концентрации предполагают предложение качественно отличающихся услуг или товаров для различных групп потребителей по сравнению с предложением крупных производителей, что требует использования новых технологий в производстве, менеджменте и маркетинге. Концентрация позволяет работать на разных нишах рынка, снижая уровень конкуренции между фирмами [13, с. 101].

Конкурентная стратегия – это совокупность стратегических инициатив, подходов и действий менеджмента, направленных на достижение устойчивого конкурентного преимущества, заключающегося в превосходстве конкурентов по количеству клиентов и в возможности противодействовать влиянию конкурентных сил.

Базовые конкурентные стратегии подразделяются на четыре основных видов в зависимости от степени охвата рынка, уровня издержек и дифференциации продукции или услуг предприятия.

В следующей главе проанализируем конкурентные стратегии организации ЧУП «ДИАНЭСТ».

2 Анализ конкурентной стратегии организации ЧУП «Дианэст»

2.1 Характеристика предприятия

Агентство недвижимости «Дианэст» оказывает риэлтерские услуги с начала своей деятельности - с июля 2000 года. В ЧУП «ДИАНЭСТ» работают аттестованные риэлтеры и агенты по операциям с недвижимостью, которые имеют большой жизненный и профессиональный опыт, а также стаж работы в сфере недвижимости от пяти лет и более [1, с. 34].

Данные для сравнительного анализа технико-экономических показателей за 2014, 2015 и 2016 года приведены в таблице 2.1.