Файл: "Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (ОРД)".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Оперативно-розыскная деятельность представляет собой вид деятельности, осуществляемый, как гласно, так и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В современных условиях модернизации Российского государства все большее значение приобретает четкое функционирование механизмов, как контроля, так и надзора во всех отраслях общественной жизни. Наибольший динамизм происходящим в стране преобразованиям придают контрольная и надзорная формы юридической деятельности, они приобретают статус одного из решающих факторов углубления реального демократизма, а также построения правового государства.

Малоэффективные контроль и надзор, либо вообще отсутствие таковых зачастую становятся причиной нарушения прав и свобод граждан, влекут за собой существенный ущерб, не дают возможности претворять в жизнь намеченное, тормозят ход проводимых реформ.

В частности, важным представляется контроль за оперативно-розыскной деятельностью, которая осуществляется на принципах конспирации, а задачи ее подлежат разрешению с использованием преимущественно негласных мероприятий и возможностей, в том числе и ограничивающих права и свободы человека и гражданина.

Исходя из актуальности избранной для освещения темы, цель представленной курсовой работы заключается в освещении вопросов, относящихся к контроля за оперативно-розыскной деятельностью.

Достижению поставленной цели будет способствовать разрешение определенных задач, в числе которых:

- анализ внешнего контроля за оперативно-розыскной деятельностью

- анализ ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью.

Решение названных задач осуществлялось посредством применения ряда научных методов, в частности: логико-аналитического, сравнительно-правового, системно структурного.

В качестве предмета исследования следует определить за оперативно-розыскной деятельностью в Российской Федерации.

1 Внешний контроль за оперативно-розыскной деятельностью


В соответствии с действующим законодательством, субъектами, призванными осуществлять контроль за оперативно-розыскной деятельностью, являются: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации; а также судья, который санкционирует оперативно-розыскные мероприятия, влекущие ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Президентом Российской Федерации осуществляется непосредственное руководство деятельностью, включая контрольные функции следующих федеральных министерств и служб, которым законодательство предоставляет право осуществления оперативно-розыскной деятельности:

- Министерство внутренних дел Российской Федерации;

- Министерство юстиции Российской Федерации – оперативное подразделение в Федеральной службе исполнения наказания;

- Служба внешней разведки российской Федерации;

- Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;

- Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

- Министерство обороны Российской Федерации.

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется посредством соответствующего подразделения Администрации Президента. В соответствии с Положением о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», президентский контроль за осуществлением оперативно-розыскной деятельности в субъектах Федерации также осуществляется через институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.[1]

Следует отметить, что данный вид контроля не предоставляет права вмешательства в технологию оперативно-розыскной деятельности, а также контроля правомерности проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий.

Президентом Российской Федерации осуществляется руководство деятельностью названных выше федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, внутренних дел и некоторых иных; по представлению Председателя Правительства Российской Федерации утверждаются положения о них и назначаются их руководители, а также осуществляются другие полномочия в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами и Председателя Совета Безопасности Российской Федерации. Также президентскому контролю подлежит практическое исполнение Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и изданных им правовых актов и поручений по вопросам, связанным с оперативно-розыскной деятельностью.


Таким образом, будучи гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, высшим должностным лицом государства, Президент Российской Федерации осуществляет стратегический контроль за деятельностью федеральных силовых органов, в полномочия которых включается осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Федеральное Собрание Российской Федерации является представительным и законодательным органом, который состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации. Оно осуществляет опосредованный контроль за оперативно-розыскной деятельностью. Данный контроль происходит в рамках контроля за исполнением федерального бюджета, в отдельных статьях которого отражается выделение финансовых средств тем или иным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, за исполнение федерального бюджета в части, касающейся использования финансовых средств на ОРД, осуществляет образуемая Советом Федерации и Государственной Думой Счетная палата Российской Федерации. Данным органом, подчиненным парламенту, осуществляется контроль обоснованности выделения денежных средств, эффективность и правильность их использования.[2]

Палаты Федерального Собрания Российской Федерации наделены правом возбуждения парламентского расследования, создания парламентских комиссий по расследованию, например, фактов массового либо грубого нарушения гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, в результате работы которых готовится итоговый доклад комиссии, и по содержащимся в нем документам возможно, в частности, судить о состоянии исполнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Контроль Федерального Собрания Российской Федерации преследует цель оценки общей ситуации, которая складывается с исполнением и соблюдением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», как в целом по стране, так и соответствующими министерствами и службами.

Следующим субъектом, призванным осуществлять контроль за оперативно-розыскной деятельностью, выступает Правительство Российской Федерации, осуществляющее исполнительную власть в России. Правительство, в соответствии с положениями ст.ст. 12, 19, 20 Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», наделено достаточно широкими полномочиями по общим вопросам руководства федеральными министерствами, службами, агентствами, а равно в области обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и по обеспечению обороны и государственной безопасности России.[3]


В полномочия Правительства Российской Федерации включена проверка обоснованности расходования финансовых средств, которые выделяются на оперативно-розыскную деятельность, возложенная на Министерство финансов России. Согласно положениям ч. 3 ст. 19 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», данный контроль осуществляется специально уполномоченными представителями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Министерства финансов, которые для этого проходят предварительно процедуру допуска к сведениям, которые составляют государственную тайну. После прохождения таковой процедуры представители Министерства финансов полномочны проводить проверку документов о финансировании оперативно-розыскной деятельности в полном объеме.[4]

Что касается суда, как субъекта внешнего контроля за оперативно-розыскной деятельностью, то здесь следует отметить, что, согласно положениям ст. 9 Федерального закона «Об ОРД», проведение оперативно-розыскных мероприятий, влекущих ограничение конституционных прав граждан, возможно лишь по решению судьи. В перечень таковых прав законодателем включены: право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и других сообщений, передаваемых по сетям почтовой и электронной связи, право на неприкосновенность жилища. Судебный вид контроля за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется: а) при рассмотрении судьей обращения оперативного подразделения для получения разрешения на проведение конкретного оперативно-розыскного мероприятия, которое способно повлечь ограничение того или иного конституционного права человека и гражданина; б) при продлении начатых по разрешению судьи оперативно-розыскных мероприятий и последующей проверке законности решений и действий оперативно-розыскных органов и их должностных лиц; в) при рассмотрении жалоб на оперативно-розыскные органы; г) при разрешении споров в вышестоящей судебной инстанции между судьей нижестоящего суда и оперативно-розыскным органом в связи с отказом судьи а даче разрешения на проведение оперативно-розыскного мероприятия.

Судья, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», рассматривает оперативно-розыскные материалы, относящиеся к производству оперативно-розыскных мероприятий, единолично и незамедлительно.

Процесс рассмотрения судьей материалов, которые им получены от председателя суда состоит в обоснованности постановления руководителя оперативно-розыскного органа о производстве соответствующего оперативно-розыскного мероприятия. Для этого, как того требует ч. 3 ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», по требованию судьи ему могут быть предоставлены другие материалы, касающиеся оснований для производства оперативно-розыскных мероприятий.[5]


По результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав человека и гражданина при производстве оперативно-розыскных мероприятий судья разрешает проведение такого мероприятия, либо отказывает в проведении такового, о чем, соответственно, выносит мотивированное постановление, заверяемое оттиском гербовой печати суда, выдает его инициатору производства оперативно-розыскного мероприятия с одновременным возвращением всех предъявленных ему материалов.

Срок действия вынесенного судом постановления, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» подлежит исчислению в сутках со дня вынесения и не может превышать шести месяцев, если в самом постановлении не указано иное. Названный предельный срок может быть продлен, как правило, при расследовании длящихся преступлений, а равно с учетом других обстоятельств, которые характерны для конкретной оперативно-розыскной ситуации.

При необходимости продления срока действия постановления судьей на основании вновь представленных материалов выносится соответствующее решение.

Отдельно следует указать на превентивный судебный контроль, который осуществляется с целью соблюдения адвокатской тайны, т.е. любых сведений, связанных с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении адвоката, в том числе в служебных и жилых помещениях, которые им используются для осуществления адвокатской деятельности, допускается исключительно по судебному решению. В таком законном, обоснованном и мотивированном судебном решении должны указываться конкретный объект оперативно-розыскного мероприятия и данные, выступающие основанием для его проведения с тем, чтобы данное мероприятие не приводило к получению информации о тех клиентах, которые не имеют непосредственного отношения к кругу лиц, изучающих оперативно-розыскную деятельность.[6]

В заключение рассматриваемого вопроса необходимо подчеркнуть, что ключевым значением для осуществления судебного контроля выступает беспристрастность – качество, сущность которого составляют требования непредвзятого и справедливого отношения к каждому субъекту уголовного судопроизводства. Беспристрастность предполагает, что при рассмотрении материалов конкретного уголовного дела судья субъективно свободен от личных предубеждений либо пристрастий относительно участников процесса, действия его должны исключать какие-либо обоснованные сомнения в данном отношении.