Файл: Общие требования, предъявляемые к рекламе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время рынок рекламы представляет собой достаточно значимую сферу национальной экономики, призванную обеспечивать рабочими местами огромное количество населения; один из основных источников жизни средств массовой информации, который поддерживает их низкую цену для потребителей; важную составляющую культурной жизни общества.

Более того, рекламный рынок можно назвать одним из наиболее динамично развивающихся рынков во всем мире, частью информационной системы общества, а информация и технологии воздействия на массовое состояние, как известно, выступают сегодня ключевыми факторами развития общественной системы. Привлечение средств массовой для распространения рекламной информации предоставляет возможность неконтролируемого воздействия на значительные массы людей. Именно данный аспект рекламной деятельности обусловливает необходимость государственного регулирования названной сферы общественных отношений.

В российском обществе социокультурные последствия рекламы представляются не менее важными, нежели экономические, изменение менталитета потребителей обусловливается во многом воздействием коммуникационной и образовательной составляющих рекламы. Именно поэтому тема правового регулирования рекламной деятельности представляется достаточно актуальной.

Исходя из актуальности темы, цель представленной работы видится в выявлении степени эффективности правового регулирования рекламной деятельности и выработке рекомендаций, применительно к данному вопросу.

Достижению поставленной цели способствует разрешение определенных задач, в числе которых следует определить:

- рассмотрение общих предъявляемых к рекламе требований;

- изучение источников правового регулирования рекламной деятельности;

- рассмотрение вопросов специального регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации;

- изучение вопросов ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

В качестве предмета исследования следует определить государственное регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации.

1 Общие требования, предъявляемые к рекламе

Все предъявляемые к рекламе требования можно подразделить на общие и специальные. Общие требования поименованы в ст. 5 Федерального закона «О рекламе». В соответствии с положениями ч. 1 названной статьи, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недостоверная реклама и недостоверная реклама не допускаются.[1]


Исходя из сказанного, недобросовестной следует признать рекламу, которая:

а) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, произведенными иными изготовителями, либо реализуемые иными продавцами; порочит честь, достоинство либо деловую репутацию лица, в том числе и конкурента;

б) представляет собой рекламу товаров, рекламирование которых запрещается, либо осуществляется под видом рекламы иного товара, товарный знак которого аналогичен товарному знаку товара, в отношении рекламы которого определены соответствующие ограничения и требования, а равно под видом рекламы изготовителя либо продавца такового товара;

в) представляет собой акт недобросовестной конкуренции, согласно антимонопольному законодательству.[2]

В соответствии с действующим законодательством, недостоверной рекламой признается реклама, в которой содержатся сведения, не соответствующие действительности, в частности:

- о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, произведенными иными изготовителями либо реализуемые другими продавцами;

- о любых характеристиках товара, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях использования товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия либо декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы и сроках годности товара;

- о комплектации и об ассортименте товаров, а равно о возможности их приобретения в том или ином месте, либо в течение определенного срока;

- о цене либо стоимости товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и иного рода условиях приобретения рекламируемого товара;

- об условиях поставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

- о гарантийных обязательствах изготовителя либо поставщика товара;

- об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средствах индивидуализации юридического лица, средствах индивидуализации товара;

- о правах на использование официальных государственных символов, каковыми являются гимн, герб и флаг, а равно символов международных организаций;

- об общественном либо официальном признании, о наличии призов, медалей, дипломов и иного рода наград;

- о рекомендациях юридических либо физических лиц относительно объекта рекламирования или о его одобрении юридическими либо физическими лицами;


- об итогах испытаний и исследований;

- о предоставлении дополнительных прав либо преимуществ приобретателю товара, который рекламируется;

- о фактическом размере спроса на рекламируемый либо другой товар;

- об объеме производства либо продажи рекламируемого товара;

- о сроках и правилах проведения лотереи стимулирующего характера, конкурсов, игры, либо другого подобного мероприятия;

- о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут быть ознакомлены с информацией, предоставляемой таковым лицам, согласно требованиям федеральных законов либо других нормативных правовых актов Российской Федерации;

- о лице, который является обязанным по ценной бумаге;

- об изготовителе либо продавце товара, который рекламируется.[3]

Также в контексте рассматриваемого вопроса следует отметить, что реклама ни в коем случае не должна:

а) содержать побуждение к совершению противоправных действий;

б) содержать призывы к жестокости и насилию;

в) угрожать безопасности движения всех видов транспорта;

г) формировать негативное отношение либо осуждать тех лиц, которые не пользуются рекламируемыми товарами.

Не допускается использование в рекламе любых бранных слов, оскорбительных и непристойных образов, выражений и сравнений, в том числе и относительно расы, пола, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов в виде гимна, герба и флага, религиозных символов, объектов культурного наследия в форме памятников истории и культуры народов Российской Федерации, а равно объектов культурного наследия, которые включены в Список всемирного наследия.

Имеет место и еще целый ряд ограничений содержания, к примеру, если содержание рекламы способно ввести покупателей в заблуждение относительно тех либо других свойств товара; мест размещения и распространения, к примеру, запрещение рекламы в школьных учебниках и т.д. Все общие ограничения относительно рекламы содержатся в ст. 5 названного выше Федерального Закона «О рекламе».

Также следует отметить, что не допускается рекламирование товаров, которые запрещены либо ограничены к обороту законодательством Российской Федерации, в том числе наркотических средств и психотропных веществ, взрывчатых веществ, тканей и органов человека как объекта продажи. Кроме того, запрещается реклама тех товаров, которые требуют государственной регистрации, подлежат сертификации, для производства которых необходима лицензия в случае отсутствия регистрации, сертификата либо лицензии, соответственно.[4]


Статья 6 Федерального закона «О рекламе» содержит указания на общие требования, которые направлены на защиту несовершеннолетних, ввиду недостатка опыта, как и возрастных особенностей названной категории граждан. В частности, в рекламе не допускается дискредитация воспитателей и родителей, не допускается отражение несовершеннолетних в опасных ситуациях, а равно, иные приемы, которые воздействуют на особенности психики, присущие в большей степени именно подрастающему поколению.

2 Источники правового регулирования рекламной деятельности

Законодательное регулирование в сфере рекламной деятельности, как и в любой иной предпринимательской деятельности, основывается на Конституции Российской Федерации, положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на международных принципах и нормах. В числе последних, в первую очередь, следует отметить Международный кодекс рекламной практики.[5]

Основным нормативным правовым актом Российской Федерации, призванным регулировать отношения в области именно рекламной деятельности, выступает Федеральный закон «О рекламе». Данным законом регулируются отношения в области рекламы, вне зависимости от места ее производства, когда распространение рекламы имеет место на территории Российской Федерации. Кроме того, отношения, которые возникают в ходе производства, размещения и распространения рекламы могут также быть урегулированы принятыми в соответствии с названным выше Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Правительства российской Федерации.

В настоящее время принято достаточно большое количество нормативных правовых актов, в которых содержатся отдельные положения, призванные регулировать рекламную деятельность в тех или иных определенных областях предпринимательской деятельности. В качестве примера можно отметить Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных субъектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»,[6] Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»,[7] Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»,[8] Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»,[9] Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».[10] Все названные федеральные законы призваны регулировать определенные особенности размещения рекламы при соответствующем виде предпринимательской деятельности.


В настоящее время в Российской Федерации обладают законной силой такие подзаконные акты, которые призваны в той либо иной мере регулировать деятельность в сфере рекламы. В основном, это Постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные нормативные акты.

Среди ведомственных нормативных актов следует отметить особое значение Приказа Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации, утвердившего Административный регламент Федеральной Антимонопольной Службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Названным нормативным актом определена процедура и сроки рассмотрения дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе Федеральной Антимонопольной Службой и ее территориальными управлениями.

3 Специальное регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации

Законодателем, кроме общих требований к рекламе, достаточно подробно определены требования, которые касаются отдельных видов рекламной деятельности, дифференцировав их при этом по способу распространения рекламы, в соответствии с положениями главы 2 Федерального закона «О рекламе», и по видам рекламируемого товара, в соответствии с положениями главы 3 Федерального закона «О рекламе».

В названном законодательном акте отдельно поименованы требования к рекламе относительно способа распространения рекламы, в частности:

а) в телепередачах и телепрограммах;

б) радиопередачах и радиопрограммах;

в) в печатных периодических изданиях;

г) распространяемой в кино и видеобслуживании;

д) распространяемый посредством средств электросвязи;

е) на транспортных средствах, а также с использованием таковых;

ж) наружной рекламе.

По видам товаров имеют место специальные требования в отношении рекламы определенных групп товаров, в числе которых следует отметить следующие:

- алкогольной продукции;

- пива и напитков, которые изготавливаются на основе его;

- табака, табачных изделий и курительных принадлежностей;

- лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов и способов лечения;