Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Стадии жизненного цикла организации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основе обобщения литературных источников стадии жизненного цикла организации представлены в таблице 1.

Таблица 1

Жизненный цикл организации

№ п/п

Стадии

Характеристик

1

Рождение

Целеустремленность, способность рисковать, сплоченность и взаимодействие, преданность делу, работоспособность, новизна продукции, малые масштабы

2

Детство

Опасный период (неудача из-за некомпетентности и неопытности руководителя). Стабилизация расходов и ассортимента продукции, рост масштабов

3

Юность

Рост организации рывками, становление планирования, разработка бюджетов, прогнозов, увеличивается прием на работу специалистов, стабилизация управленческой структуры, повышается качество управления

4

Зрелость

Экспансия, дифференциация, диверсификация. Самостоятельность структурных подразделений, делегирование полномочий, организация обучения, оценка эффективности. Борьба за власть, нарастание самодовольства, благодушие, темпы роста замедляются

5

Старение

«Закупорка артерий» - бюрократическая волокита, слабая мотивация, громоздкая система контроля, закрытость новым идеям. Падение прибыли

6

Обновление или банкротство

Новая команда руководителей, перестройка структуры (реорганизация), программа внутреннего организационного развития, обновление продукции или ликвидация организации

Таким образом, согласно теории организации каждое предприятие имеет определенный жизненный цикл. Это совокупность стадий, через которые организация проходит за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение и возрождение (банкротство). Одновременно с этим каждое предприятие само по себе уникально, имеет особенности предназначения, и его следует рассматривать как отдельный объект исследования и разработки направлений развития по стадиям его жизненного цикла.

«Рождение» любой организации связано с необходимостью удовлетворения интересов потребителей, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии - выживание. Она требует от руководства таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, работоспособность. Характерным для стадии рождения является небольшое количество партнеров. Особое значение на этом этапе должно придаваться всему новому и необычному.


Стадия «детства» связана с рисками, то есть именно в этот период происходит несоразмерный по сравнению с изменением управленческого потенциала рост организации. На этой стадии большинство вновь образующихся фирм терпит крах из-за неопытности и некомпетентности менеджеров. Основной задачей в этот период является укрепление своих позиций на рынке, обеспечение конкурентоспособности. Главная цель организации на этой стадии - кратковременный успех и обеспечение быстрого роста.

Период перехода от комплексного менеджмента, осуществляемого небольшой командой единомышленников, к дифференцированному менеджменту с использованием простых форм финансирования, планирования и прогнозирования принято называть стадией «юность». Главная цель организации в этот период - обеспечение ускоренного роста и, как правило, полный захват своей части рынка. Интуитивная оценка риска руководством организации уже недостаточна. Она нуждается в специалистах с узкоспециализированными знаниями.

«Зрелость» характеризуется развитием организации, которая ведется в интересах сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и четкого управления. Руководитель удовлетворен логичностью и стройностью системы управления. Это снижает его интерес к адаптации организации к изменениям внешней среды, а также к обновлению и децентрализации. К руководству приходят опытные администраторы, при этом талантливые специалисты заменяются более «послушными». Эта стадия связана с проникновением в новые сферы деятельности, расширением и дифференциацией, однако именно в этот период активно зарождается бюрократизм в управлении. В научной литературе принято выделять три стадии «зрелости» организации: ранняя, промежуточная и окончательная. Период ранней стадии характеризуется систематическим ростом организации, промежуточный период - сбалансированным ростом, а окончательная «зрелость» — это время формирования индивидуальности и имиджа организации.

Стадия «старения» характеризуется торжеством бюрократии на всех этапах управления, гибелью новых идей в громоздких управленческих структурах. Задачей организации при этом является борьба за выживание и стабильность.

В период «возрождения» в организацию приходит новая команда менеджеров, специфические взгляды которых позволяют осуществлять программы внутренней перестройки, изменять структуры управления. Главная цель в этот период — оживление организации, когда необходимо учитывать особенности управления на каждой из рассмотренных стадий жизненного цикла организации для ее эффективного управления.


Существует определенная сложность при оценке организации (или бизнеса), состоящая в том, что предприятие уже существует на рынке несколько лет и, возможно, уже сгенерировала несколько новых бизнес-единиц или бизнес-направлений, которые находятся на разных этапах жизненного цикла. Для большинства компаний, работающих на российском рынке услуг, можно использовать две-три модели: уже упомянутую модель И. Адизеса, модель Л. Грейнера, либо еще одну из перечисленных выше моделей в зависимости от того, какие характеристики более критичны для организации на потребительском рынке.

Существенно понимание в современном управлении организации как открытой системы, то есть такой системы, элементы которой взаимодействуют не только друг с другом (внутренняя среда), но и с внешней средой. Внутренняя среда включает цели организации, ресурсы, размер, разделение труда, людей. Эти переменные в различной степени контролируемы. Внешняя среда включает экономические, общественные и социальные условия, потребителей, законодательство, конкурентов и так далее. Эти переменные находятся вне пределов влияния организации.

Функционирование организации на любом этапе ее развития является процессом адаптации к условиям внешней среды, то есть отличительным признаком успешной организации служит равновесие внутренних характеристик с внешней средой. В научной литературе отмечается, что внешняя среда является динамическим понятием, соответственно равновесие также носит динамический характер. В случае низкого адаптивного потенциала организации и, как следствие, несоответствия организации требованиям устойчивости, велика вероятность возникновения организационного кризиса и исчезновения ее как самостоятельного субъекта экономического пространства.[13] В целях предотвращения наступления неблагоприятных последствий необходима своевременная диагностика причин, по которым организация оказалась в кризисе, и разработка соответствующих мер по их устранению.

Разработка стратегии деятельности любой организации (коммерческой, общественной, муниципальной) начинается с анализа внешней среды. От того, насколько правильно он проведен, зависит успех всех других действий по стратегическому планированию и реализации стратегии.

Внешняя среда - это все те факторы, которые находятся за предела­ми организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится организации осуществлять свою деятельность, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются потребительские ценности потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводится новое правовое законодательство новые законы и налоговая политика, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства и другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.


Анализ литературных источников позволяет классифицировать факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации по следующим основным группам:

- политические и правовые;

- экономические;

-социальные и культурные;

-технологические.

Наибольшее влияние на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации оказывают политические и правовые факторы.

1.3. Продление жизненного цикла предприятия

Текущий размер организации (предприятия) — только одна из его стадий. Положение любого предприятия непрочно, если оно не ведет своего дела так же хорошо, как любой из его конкурентов: всегда может появиться более крупная организация, пользующаяся такими методами, которые при более низких ценах дадут ей возможность получить большую прибыль и успешно реинвестировать ее. Таков неизбежный ход прогресса экономики.

Вопросы производства и продажи разделяются на две категории, стоящие в связи не с размерами организации, а с преследуемой ею целью. Если организация стремится дать максимум услуг для потребителя, распределить максимум товаров по минимальной цене, то методы расширения организации вырабатываются как бы "сами по себе" в зависи­мости от обстоятельств на рынке и состояния экономики.

Тенденция роста организаций объясняется стремлением увеличить «массу» прибыли и получить возможности для развития за счет реинвестирования части прибыли и получения дополнительных кредитов. Успешные финансовые операции содействуют повышению эффективности работы организации на рынке и, следовательно, росту продаж. Стремление воспользоваться преимуществами, экономически обусловленными ростом масштаба производства (снижение долговременных средних издержек производства) способствует этому. Обеспечение своей экономической безопасности путем расширения масштабов деятельности на различных рынках является естественным и желательным.[14]

Имеются четыре основных направления корпоративной стратегии развития:

• дальнейшее продвижение на существующий рынок;

  • выход на новые рынки сбыта;
  • разработка новых видов продукции и услуг;
  • диверсификация производственно-сбытовой деятельности, то есть разработка и производство новых видов продукции и их продвижение на существующие и новые рынки.[15]

Если вновь созданная организация не превращается в новое большое производство в широком смысле этого слова, в отлаженное и хорошо управляемое производство, оно долго протянуть не в силах, несмотря ни на какую блестящую предпринимательскую идею, привлеченный круп­ный капитал, качество выпускаемой продукции и даже существование высокого спроса на нее.

Как только путем лучшей организации и усовершенствованных технологических методов та или иная отрасль промышленности уменьшает издержки, ложащиеся на потребителя, она передает выгоду от усовершенствования своим заказчикам, и люди оказываются в состоянии больше покупать продукции. Большее количество покупателей дает возможность еще больше увеличить производство. А более крупное производство дальше снижает издержки, что, в свою очередь, приводит к увеличению предприятия.[16]

Следовательно, организации растут вследствие общественного спроса на свою продукцию. Сочетание этих двух принципов формирует внут­реннюю структуру организации — количество отделов, служебных цехов, подразделений.

Внутренняя структура по своему построению может быть нескольких типов, обусловленных организационными стратегиями:

  • функциональный тип;
  • продуктовый тип (компания создает подразделения по производству определенной продукции);
  • потребительский тип (компания создает подразделения на основе дифференциации их по потребителям, поскольку каждая группа потребителей предъявляет свои требования к дизайну, технологии, ассортименту продукции).[17]

Ресурсы менеджера (предпринимателя) всегда ограничены, поэтому определение главной цели жизни должно быть направлено на наибольшую продуктивность имеющихся ресурсов с целью обеспечения конкурентного преимущества фирмы. Следует исходить из альтернативной стоимости: чем можно пожертвовать, чтобы достичь результатов в конкретном.

Имеются и частные критерии:

  • на каждой стадии жизненного цикла имеются свои приоритеты;
  • самосохранение фирмы на долгие годы за счет гибкого менеджмента, если менеджмент способен улавливать "слабые сигналы" потенциальных изменений и правильно реагирует, избегая "морального износа", потери рентабельности и банкротства;
  • самосохранение за счет непрерывного приспособления к новым требованиям рынка, обучения и повышения квалификации персонала менеджеров.[18]