Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Стадии жизненного цикла организации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие и рост фирмы не есть линейный процесс. Организации распадаются в 98% из-за плохого управления и невозможности найти выход из кризиса.

Согласно И. Ансоффу, фирма в своем развитии проходит через пять последовательных этапов:[19]

  1. Развертывание.
  2. Начальный этап.
  3. Стадия проникновения.
  4. Рост, ускоренный рост.
  5. Переходный этап.

Накопившиеся проблемы к моменту достижения пятого этапа решаются менеджерами с различным успехом. Возможны следующие варианты продолжения развития:

  1. " Гребешковый" (флуктуационный) рост
  2. Длительное падение.
  3. Резкое падение и банкротство (9).

Организация проходит различные стадии, которые требуют различ­ного менеджмента. Часть этих идей проиллюстрирована в таблицах.

В большой организации менеджер неизбежно "строит империю", соз­давая аппарат управления. В таблице 3 для разных стадий жизненного цикла организации показаны главные экономические цели и усложнение способа управления организацией.

Таблица 2

Усложнение способа управления организацией и главные экономические цели для стадий жизненного цикла

Стадия

Рождение

Юность

Зрелость

Старение

Возрождение

Главная цель

Выживание

Прибыль

Рост продаж

Сохранение прибыли

Ожидание доходов

Способ управления

Одним лицом, авторитарный

Группой неосвобожденных лиц, бюрократический

Группой профессиональных управляющих, бюрократический

Бюрократический

Инновационный

Источник: Никитин А.В. Управление предприятием (фирмой) с использованием информационных систем / А.В. Никитин, А.И. Рачковская, И.В.Савченко. – М.: Инфра-М, 2013. – 85с.

Изменение потенциала организации влияет на все стороны ее развития, как это раскрыто в таблице 3.

Таблица 3

Влияние развития организации на особенности ее функционирования

Стадия

Рождение

Юность

Зрелость

Старение

Возрождение

Вид планирования

Эмпиризм

Оперативное

Долговременное

Экстраполяционное

Стратегическое

Основная цель

Выход на рынок

Утверждение на рынке

Захват сегмента рынка

Удержание

на рынке

Подготовка

захвата

нового

сегмента

Модель организации

Линейная, простая

Оптимизационная

Бюрократическая

Традиционная

Инновационная


Источник: Никитин А.В. Управление предприятием (фирмой) с использованием информационных систем / А.В. Никитин, А.И. Рачковская, И.В.Савченко. – М.: Инфра-М, 2013. – 94с.

Как правило, основными целями корпораций является расширение масштабов деятельности, рост продаж и прибылей. Достижение целей благоприятно сказывается не только в стабилизации положения на рынке и росте престижа корпорации, но и материальном положении и престиже руководства и всего персонала.[20]

Однако в реальных условиях выпуска конкретной продукции на конкретные, сложившиеся в данный момент времени, рынки рост объёма продаж и прибылей корпораций может быть ограничен многочисленными факторами, основными среди которых являются:[21]

− насыщенность рынка данного вида продукцией;

− конкуренция с изготовителями аналогичной продукции, предназначенной для того же рынка;

− опасность попадания под действие антимонопольного законодательства при активных действиях по вытеснению конкурирующих фирм с данного рынка.

Нейтрализовать эти ограничивающие факторы и одновременно добиться роста корпорации можно с помощью следующих стратегических подходов:

− разработка новых моделей выпускаемой продукции; это может стимулировать дополнительный спрос и, если доля корпорации на данном рынке велика, поможет увеличивать её; такая мера особенно эффективна, когда технология, лежащая в основе данного вида продукции, отличается новизной;

− проникновение на новые географические рынки с той же продукцией;

− разработка новой продукции для существующих или новых рынков, эту возможность легче реализовать крупной корпорации с развитой технологической базой и значительным научно – исследовательским потенциалом, часть которого может быть направлена на фундаментальные исследования и разработки;

− приобретение у другой фирмы технологии и производства новой продукции или слияния с фирмой – изготовителем другого вида продукции в целях расширения номенклатуры выпускаемых изделий; при наличии финансовых возможностей это более быстрый путь на новый рынок, нежели разработка новой продукции собственными силами.[22]

При этом на перечисленные выше стратегические подходы корпорации существенное влияние оказывают её размеры, объём продаж и прибыли, что в свою очередь влияет на организационную структуру, совершенствование которой повышает эффективность решения стратегических задач.[23]


2. Анализ жизненного цикла предприятия и управления на ГЛУ «Ушачский лесхоз»

2.1. Технико – экономическая характеристика ГЛУ «Ушачский лесхоз»

Государственное лесохозяйственное учреждение «Ушачский лесхоз» является организацией отрасли «лесное хозяйство» и входит в состав Министерства лесного хозяйства.

Основными направлениями и видами деятельности лесхоза являются следующие:

- лесохозяйственная, которая включает в себя организацию ведения лесного хозяйства, направленную на эффективное использование лесных ресурсов, защиту, охрану и воспроизводство лесов; сохранение и создание на закрепленной территории высокопродуктивных, биологически устойчивых лесов и лесной фауны, деятельность которой осуществляется за счет бюджетных средств и поступлений от лесохозяйственной деятельности;

- коммерческая или хозрасчетная, которая включает разработку лесосечного фонда, производство продукции деревообработки, вывозку древесины из леса на промышленные склады или другие склады потребителей, для удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынков, а также развитие побочного лесопользования и заготовка второстепенных лесных ресурсов.

Производственную структуру предприятия образуют 6 лесничеств, деревообрабатывающий цех «Заозерье», который в настоящее время перепрофилирован в нижний склад.

Финансовое состояние ГЛХУ «Ушачский лесхоз» характеризуется:

- нестабильным финансовым состоянием;

- недостаточной ликвидностью;

- недостаточно высоким уровнем рентабельности;

- замедлением оборачиваемости;

- увеличением доли затрат в общем объеме выручки.

В качестве мер, которые будут способствовать улучшению положения предприятия, можно выделить следующие:

- снижение дебиторской задолженности и срока ее обращения, что позволит получить необходимые денежные средства;

- сокращение объёма создаваемых запасов сырья и материалов;


- более активное использование внереализационных источников доходов, например, управление свободными денежными средствами и др.;

- оптимизация структуры текущих активов, что позволит улучшить оборачиваемость;

- привлечение внешних долгосрочных источников финансирования с целью расширения производства;

- более полная загрузка основных производственных фондов;

- маркетинговое исследование рынка с последующим выпуском конкурентоспособной продукции, позволяющей повысить отпускные цены;

- рассмотрение возможности и эффективности привлечения долгосрочных банковских кредитов;

- приведение масштабов капитальных вложений в соответствие реальным возможностям предприятия;

- поиск рынков сбыта леса.

Отрасль лесного хозяйства переживает период преобразований. Проблемам повышения эффективности лесного комплекса значительное внимание уделяется Президентом Республики Беларусь и Правительством республики. Разработаны и реализуются республиканские программы, в которых предусмотрено повышение эффективности работы лесохозяйственного комплекса республики и улучшение переработки древесины, увеличение выручки и поступлений в бюджет от ее реализации.

Общая площадь лесов, находящихся в ведении Ушачский лесхоза, составляет 55,276 тыс.га., в том числе покрытых лесом земель – 50,591 тыс.га.

Покрытые лесом площади, запасы древесины на корню, в том числе спелых насаждений, последовательно возрастают. За 2015 год прирост древесины на корню составил – 11,2 тыс. куб.м. Итого расчетная лесосека составляет 25,3 тыс. куб.м. Запас спелой и перестойной древесины составляет 29,7 тыс. куб.м. или 49,5% в общем объеме.

Ушачскому лесхозу разрешено выполнять виды экономической деятельности по классификатору «Виды экономической деятельности» ОКРБ 005-2006 и кодам. Перечень видов экономической деятельности представлен в приложении А.

Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законодательством Республики Беларусь, Государственное лесное хозяйственное управление может заниматься только на основании специального разрешения, называемого лицензией.

Внешнеэкономическая деятельность Учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Беларусь.

Основным направлением в промышленном производстве остается заготовка древесины, ее трелевка и вывозка. Продукцию лесхоза, которая приносит непосредственный доход, можно подразделить на определенные группы:


- лесозаготовки, т.е. заготовка и вывозка древесины из леса на переработку в цехах;

- вывозка древесины для реализации потребителям на внутреннем и внешнем рынках.

Для анализа производства используем материалы формы годового отчета и пояснительную записку к нему. Данные для анализа лесохозяйственного производства сводим в таблицу 4.

Таблица 4

Выполнение производственного плана по затратам на лесное хозяйство

за 2015г

Мероприятия

Затраты, млн. руб.

Выполнение,%

план

факт

Лесохозяйственные работы

2 363

2 086

88,3

Лесозащитные работы

5

5

100,0

Лесокультурные работы

424

561

132,3

Гидромелиоративные работы

4

3

75,0

Противопожарные мероприятия

265

283

106,8

Общепроизводственные расходы

1 305

1 345

103,1

Итого производственных затрат:

4 366

4 283

98,1

Содержание лесохозяйственного аппарата

7 196

7 196

100,0

Расходы на ведение охотничьего хозяйства

108

108

100,0

Всего текущих расходов:

11 670

11 587

99,3

Капитальные расходы

1 199

1 199

100

Всего расходов

12 869

12 786

99,3

Следует отметить увеличение общепроизводственных расходов за счет увеличения затрат на лесокультурные работы, а также противопожарные мероприятия, т.к. увеличился и объем выполненных работ. В целом производственные затраты составили сумму 4 283 млн. руб., или 98,1% от плана, что можно характеризовать как положительный результат при условии выполнения запланированных объемов работ.

В составе промышленного производства лесхоза выделяют лесозаготовки, лесопиление и прочую переработку древесины. Они оказывают существенное влияние на использование древесного сырья и других лесных ресурсов, а также на развитие лесохозяйственного производства. В таблице 6 приведены показатели промышленного производства за 2015г.

Таблица 6

Показатели промышленного производства за 2015г

Показатели

Лесозаготовка

Прочие

производства

Всего

План

Факт

План

Факт

План

Факт

  1. Выпуск товарной продукции, тыс. м3
  1. 85
  1. 87
  1. Товарная продукция в оптовых ценах предприятия, млн. руб.
  1. 8 600
  1. 14 468
  1. 165
  1. 606
  1. 8 765
  1. 15 074
  1. Себестоимость товарной продукции, млн.руб
  1. 7 471
  1. 12 073
  1. 145
  1. 542
  1. 7 616
  1. 12 615
  1. Прибыль, млн.руб.
  1. 1 129
  1. 2 395
  1. 20
  1. 34
  1. 1 149
  1. 2 459
  1. Рентабельность, %
  1. 15,1
  1. 19,8
  1. 13,8
  1. 6,3
  1. 15,1
  1. 19,5