Файл: Маркетинговые исследования как часть информационной маркетинговой системы.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие маркетинговой информации и ее виды.
1.1 Система маркетинговой информации и ее составляющие
1.2 Маркетинговые исследования: понятие, принципы, объекты, процесс и его этапы
1.3 Методы и инструментарий маркетинговых исследований
Глава 2 Маркетинговая информационная система СОАО «Коммунарка»
2.1 Общая характеристика деятельности СОАО «Коммунарка»
2.2 Маркетинговая информационная система СОАО «Коммунарка»
2.3 Подходы к изучению рынка на основе маркетинговых исследований
Конфеты составляют наиболее представительную группу в ассортименте продукции СОАО "Коммунарка". Ассортимент насчитывает более 40 наименований.
Фабрика выпускает конфеты различной формы (прямоугольные, куполообразные, фигурные), из различных конфетных масс:
- шоколадные конфеты: с помадным корпусом ("Морские", "Загадка" и т.д.), с пралиновым корпусом ("Маска", "Чародейка" т.д.), со сбивным корпусом ("Птичье молоко"), с вафельным корпусом ("Мишка косолапый" и т.д.), с желейным корпусом ("Вишневый аромат"), с грильяжным корпусом ("Прометей", "Грильяж на арахисе"), из спиртованных фруктов.
Ассортимент карамели насчитывает более 40 наименований:
- карамель: леденцовая ("Дюшес", "Барбарис"), с фруктовой начинкой ("Слива", "Пуншевая"), с молочной начинкой ("Клубника со сливками"), с помадной начинкой ("Ивушка"), ликерной начинкой ("Столичные"), с шоколадно-ореховой начинкой ("Гусиные лапки"), с медовой начинкой ("Золотой улей"), с масляно-сахарной начинкой ("Снежок");
- пастила: глазированная, неглазированная в кокосовой стружке;
- драже: сахарное, ореховое, фруктовое;
- ирис: в завертке ("Кис-кис", "Тузик"), незавернутый ("Детский", "Сливочный");
- вафли;
- восточные сладости: рахат-лукум, щербет, нуга, козинаки;
- зефир: в шоколаде, ванильный, цветной, в кокосовой стружке;
- шоколадные фигуры.
Разработку новых видов кондитерских изделий и утверждение новых рецептур, заменителей сырья осуществляет дегустационный совет предприятия.
Для предоставления потребителю необходимой информации о продукции она маркируется с указанием всех данных (срок хранения, состав, пищевая ценность).
Фабрике выданы сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты на все виды вырабатываемой продукции.
В целях расширения ассортимента выпускаемой продукции и насыщения рынка кондитерскими изделиями, пользующимися спросом, а также выпуска продукции, не вырабатываемой в республике, на 2012 год планируется выпуск карамели в "складку" ("Заря", "Дружеская") и глазированной карамели ("Степашка" и т. п.) на поточно-механизированные линии по производству карамели, для чего необходимо провести доукомплектацию необходимым оборудованием. Учитывая то, что в республике не выпускают двуслойные помадные конфеты, планируется установка 2-й отливочной машины. Это позволило бы начать выпуск ириса с начинкой.
Для исключения трудоемких процессов, связанных с подготовкой яиц к производству, и снижения себестоимости планируется освоение технологии производства сбивных конфет на сухом яичном белке.
С учетом роста цен на какао-продукты и молочные продукты планируется выпуск новых дешевых сортов карамели: "Спортивная", "Фонарики", "Клубничная" и др.; конфет "Медок", "Неваляшка", "Ария", "Былина", "Ананасная", "Золотой фазан", "Кот в сапогах", расширение ассортимента на линии по производству батончиков.
На линиях по производству пралиновых конфет и конфет с вафельными корпусами планируется использовать новые виды сырья, позволяющие менять дорогостоящее сырье и обеспечивать качество при низкой (относительно) цене.
Результаты расчета показателей прибыльности предприятия представлены в таблице 5
Таблица 5
Оценка прибыльности предприятия
Наименование показателя |
Период исследования (2016 г.) |
|||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
|
Прибыльность переменных затрат |
11,3 % |
39,6 % |
36,4 % |
9,2 % |
Прибыльность постоянных затрат |
65,1 % |
187 % |
79,4 % |
100 % |
Прибыльность всех затрат |
9,6 % |
32,7 % |
25 % |
8,4 % |
Точка безубыточности, млн. р. |
48480,5 |
69342,3 |
73877,5 |
86952,8 |
Абсолютное отклонение от точки безубыточности, млн. р. |
1322919,5 |
3188657,7 |
859122,5 |
2414047 |
Запас финансовой прочности |
96,8 % |
97,9 % |
92,1 % |
96,5 % |
Графически анализ прибыльности представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Показатели прибыльности СОАО "Коммунарка"
По результатам данного анализа можно сделать ряд выводов.
- Значение показателя прибыльности переменных затрат, показывающего, как изменится прибыль от основной деятельности при изменении переменных затрат на одну денежную единицу, повысилось во втором квартале с 11,3 % до 39,6 %, а затем незначительно снизилось до 36,4 %, а в четвертом квартале составило всего 9,2 %.
- Значение показателя прибыльности постоянных затрат характеризует степень отдаления предприятия от точки безубыточности, показывает как изменится прибыль от основной деятельности при изменении постоянных затрат на одну денежную единицу. В первом квартале это значение составило 65,1 %, во втором квартале увеличилось до 187 %, в третьем снизилось до 79,4 %, а в четвертом составило 100 %.
- Прибыльность всех затрат показывает сколько прибыли от основной деятельности приходится на один рубль общих текущих затрат. В первом квартале и в четвертом деятельность среднеприбыльная (9,6 % и 8,4 %), а во втором и в третьем кварталах деятельность высокоприбыльная (32,7 % и 25 %)
- Значение точки безубыточности, отражающей выручку от реализации продукции, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще и не получает прибыли в среднем не изменялась.
По значениям запаса финансовой прочности, показывающего превышение выручки от реализации над точкой безубыточности можно сделать вывод, что риск потери предприятием платежеспособности и возникновения ситуации банкротства совсем низок. Значение запаса финансовой прочности колеблется от 92,1 % до 97,9 %.
Коэффициенты рентабельности показывают насколько прибыльна деятельность предприятия. Базой для расчета данных коэффициентов служит полученная прибыль и ее отношение либо к вложенным средствам, либо к объему реализованной продукции. Рентабельность всего капитала позволяет определить эффективность использования всего капитала предприятия по формуле:
(1)
где Reк – рентабельность всего капитала предприятия, %;
ЧП – чистая прибыль, тыс. р.
Рентабельность собственного капитала показывает, сколько чистой прибыли принесли вложения собственникам предприятия:
(2)
где Reск – рентабельность собственного капитала, %.
Результаты расчета рентабельности предприятия представлены в таблице 6.
Таблица 6
Оценка рентабельности предприятия
Наименование показателя |
Период исследования, квартал |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Рентабельность всего капитала |
5,9 % |
1,3 % |
||
Рентабельность собственного капитала |
64,7 % |
57,3 % |
48,6 % |
В результате анализа рентабельности предприятия можно сделать ряд выводов:
Наивысшей прибыльностью капитал предприятия характеризовался во втором периоде, когда прибыльность всего капитала предприятия составила 5,9 %, повысившись по сравнению с первым кварталом на 4 %, ввиду более значительного увеличения прибыли, нежели увеличение вложенных средств.
Рентабельность собственного капитала показывает, сколько прибыли получает предприятие на один вложенный рубль собственного капитала, и в четвертом квартале показатель достиг максимума и составил 82,7 %.
Предприятие имеет достаточно большой запас финансовой прочности, что особо важно в условиях неопределенности, постоянно меняющейся конъюнктуры рынка и конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что предприятие СОАО "Коммунарка" является конкурентоспособным предприятием и имеет потенциал развития и расширения.
Финансовая устойчивость предприятия характеризуется системой абсолютных и относительных показателей.
В зависимости от источников формирования общую сумму текущих активов (оборотного капитала) принято делить на две части:
- переменную часть, которая создана за счет краткосрочных обязательств предприятия,
- постоянный минимум текущих активов (запасов и затрат), который образуется за счет перманентного (собственного и оборотного) капитала.
Произведем расчет суммы собственного оборотного капитала по данным формы № 1 "Бухгалтерский баланс" в следующей таблице 7:
Таблица 7
Расчет оборотного капитала
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
1.Общая сумма текущих активов (итог 2 раздела баланса) |
29911799 |
32862831 |
51370824 |
2.Общая сумма краткосрочных долгов предприятия (6 раздел баланса) |
21379737 |
27293225 |
49816017 |
3.Сумма собственного оборотного капитала (2 –6 разделы баланса) |
8532062 |
5569606 |
1554807 |
4.Доля в сумме текущих активов, % - собственного капитала (стр 3 /стр 1) - заемного капитала (стр 2 /стр 1) |
28,5 71,47 |
16,9 83,1 |
0,3 0,97 |
Данные таблицы 7 показывают, что текущие активы фабрики, главным образом, сформированы за счет краткосрочных обязательств, что само по себе отрицательно. Следствием такого положения является низкая платежеспособность и слабая финансовая устойчивость, высокая степень зависимости от политики кредиторов. Доля собственного оборотного капитала в общей сумме текущих активов уменьшилась на 11,6 % (16,9-28,5) в 2015 году, а в 2014 году –13,9 %, доля же заемного капитала увеличилась на такую же величину. Таким образом, на данном предприятии происходит уменьшение собственного оборотного капитала, что ведет к падению платежеспособности и ухудшению финансовой устойчивости.
В 2016 году выпуск кондитерских изделий составил 3809 тонн, что в сравнении с 2015 годом больше на 535 тонн, темп роста при этом составляет 116,3 %.
Таблица 8
Выпуск кондитерских изделий
Ед. изм. |
2016 г. |
2015г. |
Темп роста |
|
Карамель |
Тонн |
1690 |
1288 |
131,2 |
Конфеты глазированные, шоколадные |
Тонн |
965 |
1144 |
84,4 |
Ирис |
Тонн |
96 |
48 |
200,0 |
Драже |
Тонн |
188 |
16 |
11,8 |
Зефир, пастила |
Тонн |
327 |
318 |
102,8 |
Восточные сладости |
Тонн |
142 |
74 |
192,0 |
Шоколадные фигуры |
Тонн |
12 |
8 |
150,0 |
Вафли |
Тонн |
389 |
378 |
102,9 |
Итого кондитерских изд. |
Тонн |
3809 |
3274 |
116,3 |
Таким образом, подведем ряд выводов.
- Наблюдается рост объемов производства. Темп роста в 2016 году составил 116 %. А также повышается загруженность производственных мощностей.
- Несмотря на небольшое оживление в области производства, прибыль имеет тенденцию к снижению. А себестоимость – к увеличению. Так в 2016 году прибыль от реализации продукции уменьшилась, по сравнению с 2015 годом на 36000 тыс. р.
- Увеличение готовой продукции на складе, говорит о слабом анализе рынка и неквалифицированном планировании ассортимента продукции.
- Оборотные средства в активе баланса занимают большую часть (54 % в 2014-2015 гг., и 63 % в 2016 г.), что является положительной тенденцией, т.к. маневренность предприятия повышается, однако наиболее мобильная часть актива – денежные средства на конец 2016 года резко сократились
- (с 8 553 666 тыс. р. на конец 2015 года до 357 424 тыс. р. на конец 2014 года).
- В 2015 году прибыль сократилась относительно показателей 2014 года на 1050200 тыс.р. В 2016 году также наблюдается снижение прибыли. Отклонение от данных 2014 года составили 3300 тыс. р.
- Оборачиваемость оборотных средств в 2016 году ускорилась на 1,24 оборота в год. Однако 2,94 оборота в год является недостаточным показателем для предприятий пищевой промышленности.
- Выполняются условия, характерные для кризисного состояния предприятия. Кризисное финансовое состояние характеризуется наличием нарушений финансовой дисциплины, перебоями в поступлении денежных средств на расчетный счет, снижением доходности деятельности предприятия, наличием регулярных неплатежей.
- Рентабельность всех источников уменьшилась, иными словами капитал используется неэффективно, это следует оценить отрицательно.
Таблица 9
Объем производства и реализации продукции за 2014-2016 гг., тонн
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Доля от пр-ва РБ, 2016 г.,% |
Объемы реализации, всего |
118542 |
124786 |
110749 |
289707 |
Объемы производства, всего |
120465 |
124401 |
127223 |
341598 |
%, всего |
98,4 |
100,3 |
87,1 |
Снижение отгрузки в 2016 году к 2015 году обусловлено:
- сокращением потребления кондитерских изделий СОАО "Коммунарка";
- увеличение завоза ресурсов из-за пределов Республики Беларусь по более низким ценам;