Файл: Маркетинговые исследования как часть информационной маркетинговой системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- отсутствие отгрузки на экспорт (- 3631 тонна);

- сокращение поставок на предприятия кондитерской промышленности (ИП "Алвеста-М", ООО "Нарта" и др.) из-за поставок ресурсов производства РФ.

Объем производства и реализации кондитерских изделий за последние два года помесячно представлен в таблице 10

Таблица 10

Объем производства и реализации кондитерских изделий за 2015-2016гг. помесячно, тонн

Месяц

2015 год

2016 год

Отклонения реализации 2016 г. от 2015г.

производство

реализация

производство

реализация

Январь

9728

9865

10881

8523

-1342

Февраль

9613

9849

9446

8489

-1360

Март

10110

10757

10541

9467

-1290

Апрель

12435

11215

11180

8793

-2422

Май

8705

9717

6270

9100

-617

Июнь

6009

10131

9878

9364

-767

Июль

14376

11872

11645

8608

-3264

Август

13892

11406

11468

9438

-1968

Сентябрь

10343

10932

13062

9925

-1007

Октябрь

9248

10210

10632

9822

-388

Ноябрь

10932

9269

11821

9119

-150

Декабрь

9010

9563

10400

10101

+538

Итого

124401

124786

127223

110749

-14037

Продукция, вырабатываемая СОАО "Коммунарка" не носит сезонного характера производства.

График объема производства продукции СОАО "Коммунарка" по месяцам за 2016 год представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Объем производства продукции кондитерских изделий СОАО "Коммунарка" по месяцам

В течение пяти последних лет наблюдается падение производства кондитерских изделий в целом по республике. Это объясняется изменением структуры питания населения и мировыми тенденциями потребления, а также увлечение населением разными новомодными диетами и недостаточной информированностью.


За 2015-2016 года СОАО "Коммунарка" было заключено 1370 договоров купли продажи с потребителями в объеме, удовлетворяющем их потребность, согласно заявок. Договора заключены со следующим потребителями:

- ОАО "Кондитерская фабрика "Слодыч";

- предприятиями торговли и общественного питания Главного управления потребительского рынка г. Минска;

- предприятиями "Белкоопсоюза";

- прочие предприятия.

На поставку продукции в 2016 году по состоянию на 1 февраля 2017 года СОАО "Коммунарка" заключено 950 договоров купли продажи с потребителями и ведется дальнейшая работа по заключению договоров.

Качество продукции вырабатываемой предприятиями-конкурентами системы кондитерских изделий отвечает нормативной документации.

Преимущества СОАО "Коммунарка" перед предприятиями-конкурентами:

- высокий технический уровень производства;

- территориальное расположение;

- экономическая стабильность предприятия.

Миссия маркетинговой стратегии СОАО "Коммунарка" – выпуск качественной, безопасной, конкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям потребителей.

СОАО "Коммунарка" выпускает продукцию, обладающую различными потребительскими свойствами и находящуюся на различных стадиях жизненного цикла, чем обуславливается необходимость использования сочетания нескольких маркетинговых стратегий.

Актуальными для дальнейшего развития в 2017 году СОАО "Коммунарка" являются следующие стратегии.

Стратегия проникновения на рынок (увеличение доли рынка). Предприятие планирует увеличивать объемы сбыта выпускаемой продукции на существующих рынках при помощи интенсификации товародвижения, с привлечением клиентов конкурентов, увеличения спроса среди имеющихся потребителей.

Стратегия расширения рынка. Предприятию необходимо расширять свой рынок не только за счет увеличения сбыта продукции на освоенных рынках, но и проникновения на новые географические рынки; выхода на новые сегменты рынка, спрос на которых еще не удовлетворен, использования новых методов распределения и сбыта, продвижения продукции.

Стратегия разработки товара связана с разработкой новых товаров для существующих рынков. В 2017 году планируется расширение ассортиментного ряда кондитерских изделий, расширения ассортимента мармеладной продукции, что позволит предложить покупателю более полный ассортиментный перечень товаров и привлечь дополнительное внимание к торговой марке предприятия-производителя.


2.2 Маркетинговая информационная система СОАО «Коммунарка»

Известно, что в настоящее время большинство организационных вопросов изучается с точки зрения системного подхода. В организации маркетинговых исследований огромную роль играет маркетинговая информационная система (МИС).

Маркетинговая информационная система - это взаимосвязанная, непрерывно действующая структура, содержащая людей, технику и методы сбора, обработки и выдачи адекватной, своевременной и достоверной информации для использования при принятии решения в рамках маркетинговой программы фирмы.

Концептуальная модель маркетинговой информационной системы СОАО «Коммунарка» включает четыре сравнительно обобщенные подсистемы: внутреннюю информацию, маркетинговые исследования, текущую внешнюю информацию, обработку и анализ информации.

Маркетинговая информационная система включает в себя целый набор методов сбора информации.

Любая маркетинговая деятельность начинается с поиска информации и в первую очередь опубликованной, т.е. с поиска литературы.

Методы поиска литературы охватывают следующие способы отыскания нужной информации:

-обращение к энциклопедическим, техническим и другим словарям;

-использование библиотечных каталогов и указателей;

-консультации с библиографами или сотрудниками патентной службы;

-обращение к реферативным журналам;

-использование единой системы и технической информации (типа “телемаркет”) и т.д.

В процессе маркетинговых исследований наиболее часто используются методы интервьюирования и анкетного опроса.

Метод интервьюирования потребителей имеет целью собрать информацию, известной только потребителям данного изделия или услуги. Это, как правило, ограниченный круг лиц, хорошо знающих товар и проблемы рынка. Интервьюирование проводится по заранее составленному вопроснику. Вопросы и ответы регистрируются либо в виде протокольной записи, либо в виде магнитофонной записи, либо с помощью телеаппаратуры. Одно из главных требований интервьюирования состоит в том, что берущий интервью глубоко вникает в суть проблемы и может из ответов потребителей извлечь нужную информацию. Интервьюирование - самый быстрый и дешевый способ получения информации.


Метод анкетного опроса ставит своей целью собрать полезную информацию среди большой группы населения. Этот вид исследования требует тщательной предварительной подготовки, которая включает:

-составление анкеты, включающей вопросы, необходимые для изучения, и исследования одной или нескольких проблем, или конкретной ситуации;

-определение категории лиц, располагающих необходимыми видами информации;

-определение размера и характера выборки;

-распространение анкеты;

-сбор ответов;

-прочтение и анализ ответов, и извлечение необходимой информации.

Кроме методов интервьюирования и анкетного опроса, в процессе маркетинговых исследований используются следующие методы.

Методы исследования поведений потребителей имеет целью:

-исследование модели поведения потребителей нового изделия и предсказания их предельных характеристик;

-изучения путем наблюдения или моделирования особенно важных аспектов поведения как малоискушенных. так и опытных потребителей данного товара;

-зафиксирования предельных значений качественных характеристик товара, превышение которых приводит к возникновению неудобств в эксплуатации, поломок, ошибок и т.д.;

-зафиксирование отзывов потребителей о качественных характеристиках товара с целью дальнейшей его доработки и т. д.

Метод мозговой атаки имеет целью стимулировать группу лиц (разработчиков товара) к быстрому генерированию большого количества идей. Организация мозговой атаки:

-отбирается группа специалистов-разработчиков товара, способных мыслить неординарно;

-вводится правило, запрещающее критиковать любую идею, какой бы она ни казалась;

-высказывается много идей, затем участники должны скомбинировать идеи и путем отбора оставить две - три наиболее оптимальные;

-отобранные идеи фиксируются, и каждой из них дается оценка в короткое время (например, за 10минут). Быстрота - важнейший фактор мозговой атаки;

-на основе идеи, получившей лучшую оценку, формулируется окончательное решение проблемы.

Утверждают, что «мозговая атака» повышает качество решения во много раз. При этом одновременно могут быть разрешены и сопутствующие главной проблеме подпроблемы. Практика применения этого метода показывает, что шесть человек могут за полчаса выдвинуть 150 идей и еще через полчаса решить проблему. Бригаде же проектировщиков могут на ту же работу понадобиться недели или месяцы.

Метод синектики используют, чтобы направить спонтанную активность мозга и нервной системы на исследование и преобразование проектной проблемы. Тщательно подбирается группа специалистов в самостоятельный «отдел разработок»; группе передаются сложные проблемы, которые не может решить основное подразделение (например, ОГК), и предоставляются достаточное время и ресурсы. В группу синектиков включаются, как правило, два - три приглашенных специалиста со стороны и работники различных отделов предприятия. Критериями отбора специалистов служат: гибкость мышления, диапазон знаний, практический опыт, возраст (от 25 до 40 лет) и контрастность психологических типов (сангвиники, меланхолики и т.д.). Группе предоставляется отдельное помещение, выделяются средства, оснащаются лаборатории, испытательные стенды и т.д. Группа создает несколько прототипов будущего изделия (аналог, из которых затем выбирается оптимальный.


Последовательность решения проблемы следующая:

-формулировка проблемы, данная руководством предприятия;

-дискуссия, в ходе которой члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений (например, мозговая атака);

-поиск аналогий, позволяющих выразить проблему в терминах, хорошо знакомых специалистам группы по опыту их работы;

-определение главных трудностей, противоречий, препятствующих решению проблемы;

-формировка решения каждым из участников, использующих один из типов аналогии.

При слишком абстрактной проблеме идеи развиваются до того момента, когда члены группы могут изготовить и испробовать прототипы изделия (несколько вариантов). Привычное постепенно превращается в необычное исполнение (создается принципиально новое изделие, продукт, технология и т.д.). С помощью этого метода найден, например, более простой принцип устройства приводов с постоянной скоростью вращения вала, создаются новые модели автомобилей и другой техники.

Результаты группы представляются в виде опытного образца новой техники, технологии. Если изделия принимаются, для него разрабатываются маркетинговые программы, оно получает “путевку в жизнь”.

Метод Делфи характеризуется тремя особенностями, которые отличают его от обычных методов группового взаимодействия экспертов: анонимность; использование результатов предыдущего тура опроса; статистическая характеристика группового ответа.

В ходе проведения процедуры Делфи участники группы не знают друг друга, их взаимодействие при использовании анкет полностью устраняется, так как каждый высказывает свою идею решения проблемы письменно. Затем каждая идея рассматривается с точки зрения ее преимущества независимо от того, кто ее разрабатывал и какую он получил оценку со стороны авторов других идей, т.е. каждый из участников знает только свою идею, а участвует в обсуждении всех идей.

Групповое взаимодействие осуществляется с помощью ответов на анкеты. Отдельное лицо или организация, проводящая исследование по методу Делфи, извлекает из анкет только ту информацию, которая относится к решению данной проблемы, и представляет эту информацию группе специалистов. Группа специалистов составляет прогноз, содержащий точку зрения большинства или в лучшем случае особое мнение большинства.

Для оценки степени различий мнений используются статистические характеристики ответа, которые включают мнения всей группы. Далее производится математическая обработка всех мнений, определяется величина их разброса. Опрос группы производится в четыре тура (с помощью четырех анкет). Результаты каждого тура производит жюри. По результатам последнего четвертого тура жюри составляет прогноз решения проблемы, которые передаются руководству предприятия и используются для принятия окончательного решения. Подходы, методы и средства маркетинговых исследований и маркетинговая информационная система составляют инструментарий маркетинга, без овладения этой техникой невозможно осуществлять маркетинг.