Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система нормативно-правовых актов, которой руководствуется нотариус в своей деятельности, представлена:

‒ Конституцией Российской Федерации;

‒ общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, регулирующими различные вопросы осуществления нотариальной деятельности. К таковым. В первую очередь, относятся Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и др.[19, c. 17];

‒ федеральными законами и кодифицированными актами (кодексами). Среди таких источников особое место занимают Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Правовые гарантии организации и осуществления деятельности нотариуса в Российской Федерации закреплены нормамиряда действующих в государстве кодексов: Гражданского,Налогового, Гражданского процессуального кодексов РФ и др.;

‒и подзаконными актами (указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации);

‒ актами федеральных органов исполнительной власти;

‒ нормативными актами субъектов государства;

‒ корпоративными актами [16, c. 107].

Крайне актуальным в настоящее время представляется принятие нового комплексного нормативно-правового акта (федерального закона), регулирующего организацию нотариата и нотариальной деятельности с учетом потребностей современной действительности.

Государственное управление нотариатом заключается в организационном регулировании нотариальной деятельности. Полномочия по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию нотариата, а также реализации правоприменительных функций и функций по контролю в сфере нотариата Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» предоставлены Министерству юстиции Российской Федерации (далее – Министерство юстиции, Минюст) [11, c. 6].

Государственная власть, являясь разновидностью социальной власти, осуществляет социальное управление в государственно-организованном обществе. Особая роль в государственном управлении принадлежит контрольно-надзорной деятельности [13, c. 17].

Деятельность нотариата, как носителя публично-правовых полномочий, нуждается в контроле и надзоре со стороны государства. В этой связи закрепление в законодательстве действенных форм контроля и надзора является важнейшей стороной правового регулирования деятельности нотариата. Вопросам контроля за деятельностью нотариусов посвящена гл. VII Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Согласно нормам указанного документа контроль за нотариальной деятельностью осуществляется органами государственной власти и органами нотариального самоуправления. Законом установлено несколько форм такого контроля: судебный, налоговый и профессиональный.


1.2 Формы контроля за нотариальной деятельностью

Вопросам контроля за деятельностью нотариусов посвящена гл. VII Основ законодательства РФ о нотариате, а также ряд других положений законодательства о нотариате. Цели контроля в сфере нотариальной деятельности носят двоякий характер и должны учитывать специфику нотариальной деятельности и нотариальных актов [7, c. 20].

Во-первых, необходимость осуществления контроля за профессиональной деятельностью является необходимым элементом любой публично-правовой и частноправовой организации. Например, контроль осуществляется за деятельностью государственных служащих, служащих хозяйственных обществ и товариществ и т.д. [5, c. 16]. Другое дело, что формы и организация такого контроля носят в каждой из организаций специфический характер, отражая характер и содержание соответствующей деятельности.

Во-вторых, специфика контроля в нотариальной сфере определяется особенностью нотариальных актов. Большинство из них не имеет ограничений времени действия, например, нотариально удостоверенные договоры и свидетельства о праве на наследство действуют до тех пор, пока не будет заключена новая сделка либо наследник не пожелает совершить сделку с имуществом, полученным им по наследству [11, c. 7]. Ограничение по времени действия имеют, например, доверенности, но и в этом случае срок их действия может составлять до 3 лет с момента удостоверения. Поэтому ошибки в нотариально удостоверенных документах могут отозваться и проявиться спустя многие и многие годы [6, c. 155].

В законодательстве о нотариате предусмотрены различные формы контроля за деятельностью нотариусов. Можно выделить несколько таких форм контроля, во-первых, профессиональный контроль, во-вторых, контроль налоговых органов и органов, взимающих обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды, в-третьих, судебный контроль, в-четвертых, контроль, осуществляемый органами прокуратуры и следствия [10, c. 180].

Кроме того, контроль за деятельностью нотариусов может носить как предварительный, так и последующий характер. Профессиональный контроль носит как последующий, так и предварительный характер, поскольку направлен как на поиск уже допущенных ошибок, так и на профилактику их в будущем. Налоговый, судебный контроль и контроль органов уголовной юстиции в основном имеют последующий характер и направлены преимущественно на обнаружение нарушений законодательства с целью применения установленных законодательством правовых санкций [11, c. 12].


Итак, каждый из видов контроля имеет свою специфику, определяемую характером деятельности органа, осуществляющего контроль, стоящими перед ними задачами и осуществляемыми полномочиями. Так, задача профессионального контроля – помочь нотариусам в применении современного законодательства, обеспечить ориентацию на единую нотариальную практику в условиях отсутствия многих необходимых нормативных правовых актов.Контроль, осуществляемый иными органами, носит большей частью эпизодический характер (за исключением налогового контроля) и связан с возникновением конкретного гражданского или уголовного дела, в котором ставится под сомнение правомерность действий нотариуса.

2 Организация контроля и надзора в сфере нотариата

2.1 Деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по контролю и надзору в сфере нотариата и нотариальной деятельности

Как и в советское время, нотариат находится в ведении Министерства юстиции Российской Федерации. Минюст России и его территориальные органы наделены определенными полномочиями по организации нотариальной деятельности. Многими полномочиями Минюст обладает совместно с Федеральной нотариальной палатой, а территориальные органы Минюста обладают совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации[7, c. 23].

Выполняя с момента принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере нотариата, Минюст России утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах [11, c. 24]. Осуществляя правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст России:


- ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;

- открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации;

- наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;

- осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

- удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;

- проставляет в установленном порядке апостиль на официальных документах, подлежащих вывозу за границу и т.д. [15, c. 34]

Совместно с Федеральной нотариальной палатой Минюст России:

- утверждает порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе;

- определяет порядок изменения территории деятельности нотариуса;

- утверждает порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса;

- образует апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности;

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами [17, c. 29].

Территориальные органы Минюста России:

- выдают лицензии на право нотариальной деятельности;

- ведут реестр выданных лицензий на право нотариальной деятельности;

- обеспечивают истребование копий наследственных дел и материалов по ним из других государств.

Совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации территориальные органы Минюста России:

- наделяют полномочиями нотариуса лиц, замещающих временно отсутствующих нотариусов, занимающихся частной практикой;

- образуют квалификационные комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензии на право нотариальной деятельности;

- принимают решения о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу;

- в установленном порядке представляют предложения об изменении территории деятельности нотариуса;

- в установленном порядке представляют предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе [21, c. 13].

Таким образом, полномочия Министерства юстиции РФ и его территориальных органов по осуществлению контроля и надзора в сфере нотариата могут быть разделены на две группы: 1) полномочия, исполняемые ими непосредственно, самостоятельно; 2) полномочия, реализуемые ими совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.


Теоретически контроль в сфере организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности можно подразделить на виды по различным основаниям [23, c. 10].

В зависимости от момента осуществления контроля:

1) предварительный контроль, к которому можно отнести, например, проведение квалификационного экзамена для претендентов на занятие должности нотариуса или осуществление нотариальными палатами мер по повышению квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов, поскольку эти меры способствуют недопущению совершения нотариальных действий лицами, не имеющими достаточного уровня профессиональной подготовки и квалификации, что, несомненно, ведет к снижению количества ошибок при производстве нотариальных действий;

2) текущий контроль, направленный на проверку соответствия организации и деятельности нотариата требованиям законности, на выявление совершенных правонарушений и уже допущенных ошибок [25, c. 6].

В зависимости от субъекта, осуществляющего контрольные полномочия, контроль может быть разделен на:

1) контроль, осуществляемый государственными органами и должностными лицами;

2) контроль, осуществляемый органами нотариального самоуправления, т.е. нотариальными палатами [19, c. 18].

В зависимости от предмета:

- контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства;

- контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусов.

На сегодняшний день порядок осуществления такого контроля определен в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате. Согласно им контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты (ст. 34 Основ). Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами юстиции, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, - в порядке, определяемом Министерством юстиции России совместно с Федеральной нотариальной палатой (ст. 9 Основ). Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке (ст. 33 Основ) [18, c. 12].

Следовательно, Основами установлены три вида контроля в сфере нотариата: контроль исполнения нотариусами профессиональных обязанностей; контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства; судебный контроль за совершением нотариальных действий.