Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Нотариат представляет собой крайне интересный общественно-государственный институт, в котором существует развитая система самоуправления в лице совокупности нотариальных палат, высокие требования к лицам, претендующим на звание нотариуса, а также развитая система нотариальных действий, которые позволяют гражданам и организациям эффективно защищать свои права и законные интересы, а также предотвращать или разрешать во внесудебном порядке возникающие юридические конфликты.

Регулирование нотариальной деятельности характеризуется формированием правового института нотариата, призванногозащищать права и свободы человека и гражданина. Условием сохраненияинститута нотариата в сложившемся виде является активный поиск местоположения такового в системе гражданской юрисдикции, содействие впроведении судебной реформы, обеспечение выполнения правоохранительныхи фискальных функций государства естественно, с учетом специфики нотариального производства России. Соответственно, поддержка нотариатазаконодателем – это успех дальнейшего развития указанного института наблаго граждан и государства.

Безусловно, нотариат как институт должен быть в определенной степени контролируемым со стороны государства в лице уполномоченных органов.Встает вопрос о формах контроля. Если в качестве примера рассмотретьсудебный корпус, который является самостоятельным звеном власти в Российской Федерации, то можно констатировать тот факт, что независимостьв деятельности судов является лишь формальным моментом, поскольку вертикаль в структуре судебной власти проявлена более, чем в любом другомсообществе. Нотариусы же, изначально, подконтрольны закону, их свободаограничена рамками законодательства, соответственно, контроль задеятельностью нотариусов не должен иметь формат «указующего перста».

Объектом исследования выступает комплекс правовых отношений, возникающих в области управления нотариальнойдеятельности в Российской Федерации.

Предметом исследования является надзорно-контрольная деятельность при организации нотариальной деятельности в России.

Цель исследования – проведение анализа научных трудов инорм права осуществления надзорно-контрольной деятельности в области нотариата в Российской Федерации.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие надзора и контроля в нотариальной деятельности;

- определить формы контроля за нотариальной деятельностью;


- охарактеризовать деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по контролю и надзору в сфере нотариата и нотариальной деятельности;

- проанализировать судебный контроль в нотариате и при осуществлении нотариальной деятельности.

Методологической базой исследования является комплексный подход к анализу организационно-правовой основы нотариата вРоссии, вопросов регулирования нотариальной деятельности на основе принципов всесторонности, объективности и конкретности рассмотренияпроблемы.

Проблемам надзорно-контрольной деятельности в области нотариальной деятельности посвящены работы В. Репина, Н. Полтавской, В. Кузнецова, Е. Михайловой, И. Тараниной, А. Соловьева, Е. Денисовой, М. Плетнева, Р. Каменецкого,Н. Шерафутдинова, О. Хышиктуева, Л. Шаповаловой, В. Яркова, Т. Зайцевой,Р. Галеевой, Л. Стешенко, Т. Шамба и др.

1. Надзор и контроль в сфере нотариата

1.1 Понятие надзора и контроля в нотариальной деятельности

Контроль – это привычная функция системы управления, которая осуществляется повсеместно. Вопросов о целесообразности проведения контроля,как правило, не возникает. Но иногда слышим режущее слух слово «надзор», которое у многих вызывает недоверие [15, c. 32].

Контроль осуществляется как государственными, так и негосударственными органами. При осуществлении своей деятельности, контролирующие органы наделяются исполнительной властью. Надзор же осуществляют специальные государственные органы. Так, выделяют следующие виды надзора: санитарно-эпидемиологический надзор, геодезический надзор, надзор за безопасностью дорожного движения, пожарный надзор, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзор за соблюдением законодательства о труде и др. [20, c. 2].

Вопрос о контроле и надзоре является чрезвычайно актуальным. В то же время следует согласиться, что контроль и надзор, бесспорно, необходимы, но должна существовать мера, предел такой деятельности.Недостаточность контроля может привести к игнорированию интересов государства, к снижению авторитета государственной власти. С другой стороны, чрезмерный контроль со стороны высших органов государственной власти можетприводить к потере самостоятельности других органов власти, нарушения правчеловека и гражданина, вмешательства в «жизнь» институтов гражданского общества[12, c. 232].


Также почти все исследователи констатируют, что государственный контроль и надзор имеют общие черты. Так, к их числу относят:1) объектом надзора и контроля является законность в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления коммерческих и некоммерческих организаций;2) наблюдение и контроль заключаются в постоянном и систематическомнаблюдении за деятельностью поднадзорных и подконтрольных организаций;3) органы контроля и органы надзора применяют в пределах своей компетенции определенные меры принуждения;4) цель надзора и контроля общая – утверждение в обществе и государстве законности и правопорядка [10, c. 179].

Именно поэтому отдельные авторы предлагают жестко не разграничивать контроль и надзор и считать эти феномены соответственно функцией и подфункцией государственного управления. Однако доминирующим является подход, согласно которого контроль инадзор различаются. При этом различие проводится по целому ряду признаков.

В сфере контрольно-надзорной деятельности отделяют два вида надзора: прокурорский и административный.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лици индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственногоконтроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

В соответствии с требованиями названного федерального закона основанием для проведения плановой проверки являются ежегодные планы, разрабатываемые органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями [10, c. 179].

Благодаря особой частно-публичной роли и объединению в профессиональные корпорации нотариату на протяжении своей истории удалось сохранить и отстоять главное – свою независимость. Причем независимость в двух основных аспектах. Участие государства в назначении нотариусов и установлении тарифов на их услуги, а также закрытость профессионального сообщества помогли сохранить элитарность и высокий профессионализм нотариального сообщества, не допустить его размывания и деградации. Это позволилонотариусам сохранить независимость от клиентов и в любой ситуации оставаться нейтральными, представлять интересы обеих сторон. Этим нотариусы отличаются от адвокатов и юридических консультантов, которые обычно представляют одну сторону. Нотариус является «адвокатом закона». Одновременно финансовая самодостаточность нотариусов и их объединенность в мощные профессиональные корпорации позволила им сохранить независимость от государства и эффективно отстаивать свои права на протяжении многих веков [24, c. 144].


Именно частно-публичная природа нотариата позволила этому институту на протяжении многих веков оставаться значимым гарантом юридической безопасности гражданского оборота, коим нотариат остается и по сей день. А сохраненная нотариатом независимость позволяет представителям этой профессии руководствоваться в первую очередь законом и профессиональной этикой [13, c. 16].

Основы законодательства РФ о нотариате определяют нотариат через его призвание: «Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектовРоссийской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации». В этой же статье указано, что нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой [15, c. 32].

Классическим определением нотариата является следующее: «Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других законом предусмотренных действий и в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц».

Данное определение ставит в основание системы нотариата государственные органы и должностных лиц. Действительно, в России на современном этапе продолжает существовать государственный нотариат. Однако по данным на 2014 г. в Российской Федерации общее количество должностей нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, составляет всего 21, причем с 1993 по 2015 г. численность государственных нотариусов сокращалась ежегодно в среднем на 100% в год и более. В то же время должностей частнопрактикующих нотариусов на 2016год — 7730, и это число продолжает расти. Эти цифры свидетельствуют о том, что государственный нотариат в России составляет незначительную часть от общего числа нотариусов, а динамика показывает, что, возможно, в ближайшие годы он в целом прекратит свое существование [13, c. 16].

Также непросто обстоит ситуация с применением по отношению, к нотариусам, прежде всего частнопрактикующим, термина «должностное лицо». В Российском законодательстве отсутствует общее определение должностного лица, однако в примечании 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Конечно, данное определение создано для нужд исключительно уголовного законодательства и не может считаться универсальным нормативным определением должностного лица, однако никаких правовых оснований для отнесения частнопрактикующих нотариусов к должностным лицам в российском законодательстве не встречается [19, c. 15]. К тому же в самом Уголовном кодексеРФ существует отдельная норма об ответственности частнопрактикующих нотариусов (ст. 202 УК РФ), что свидетельствует о том, что в рамках УК нотариус точно не воспринимается как должное лицо.


В Основах законодательства РФ о нотариате указана возможность совершения нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений в других государствах, а также главами администрации поселения и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселения или главами администрации муниципального района и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципального района, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса. Однако эти должностные лица не могут быть отнесены к системе нотариата, хотя и совершают в исключительных случаях нотариальные действия. Частно-публичная модель нотариата не позволяет отнести нотариуса, занимающегося частной практикой, ни к должностным лицам государства, ни к частным предпринимателям. Это особая модель организации и деятельности [23, c. 4].

Исходя из изложенного, можно дать следующее определение нотариата. Нотариат в Российской Федерации — это система, включающая в себя нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе или занимающихся частной практикой, а также органы нотариальногосамоуправления, которые призваны обеспечить в соответствии с законодательством защиту прав и законных интересов граждан и юридическихлиц путем организации и совершения предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Данное определение включает в систему нотариата также органы нотариального самоуправления, к которым относится Федеральная нотариальная палата, а также нотариальные палаты субъектов Российской Федерации [17, c. 25]. Несмотря нато что эти органы не совершают напрямую нотариальные действия, они играют системообразующую роль в рамках нотариата, выполняя организационно-управленческиеи нормотворческие функции, уточняя и детализируя правила работы нотариусов, а также активно взаимодействуют с государством в вопросах совершенствования нотариального законодательства и правоприменительной практики [25, c. 5].

Участие нотариата в реализации конституционной обязанности государства по обеспечению защиты прав участников гражданского оборота предполагает обязательное государственное регулирование отношений в сфере нотариальной деятельности. Такое регулирование происходит посредством создания государством правовых, организационных и экономических основ функционирования нотариата [21, c. 9].

Законодательное регулирование нотариальной деятельности заключается в создании нормативно-правовой базы, обеспечивающей гарантии реализации прав нотариусов в выполнении ими профессиональных обязанностей и регулировании работы нотариата в целом.