Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хотелось бы отметить, что Министерством юстиции Российской Федерации принят ряд нормативных актов, в частности: Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности и др.[17, c. 30].

Однако в такой сфере, как контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34 Основ), нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации не принимались. Скорее всего, это объясняется тем, что глава VII Основ "Контроль за деятельностью нотариусов" формально не предусматривает участия Министерства юстиции Российской Федерации в правовом регулировании такого контроля [20, c. 9].

Названная глава Основ говорит о двух видах контроля за деятельностью нотариусов: судебный контроль за совершением нотариальных действий (ст. 33) и контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34).

Понятие «профессиональная деятельность» включает в себя весь спектр действий по обеспечению совершения нотариального действия. Это и приобретение или аренда помещения, оснащение его мебелью, средствами оргтехники и материалами, организация приема граждан, ведение делопроизводства, содержание архива, предоставление обязательной информации в нотариальную палату и т.д. [12, c. 236].

В настоящее время существует проект нового Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». Основная идея данного проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (далее - законопроект) заключается в необходимости реформирования и совершенствования института нотариата как одного из инструментов защиты прав и законных интересов граждан [5, c. 17].

Целями законопроекта являются:

- более точное и однозначное раскрытие понятия и предназначения нотариата как публично-правового института, формирование такой системы нотариата, которая в полной мере соответствовала бы интересам и потребностям общества;

- обеспечение доступности нотариальной помощи для граждан и организаций, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах;

- уточнение оснований приобретения, приостановления и прекращения статуса нотариуса; совершенствование процедуры допуска к нотариальной деятельности, обеспечение ее объективности и прозрачности;


- подробная регламентация организации нотариальной деятельности;

- определение порядка хранения нотариальных архивов;

- уточнение вопросов обязательного страхования нотариальной деятельности, пенсионного, медицинского и социального страхования нотариуса;

- более полная и четкая регламентация правил совершения нотариальных действий, порядка и размеров их оплаты;

- определение оснований и видов ответственности нотариусов и нотариальных палат, усиление контроля за их деятельностью, в том числе со стороны органов государственной власти, закрепление публично-правового статуса нотариальных палат [5, c. 18].

Хотелось бы надеяться, что новый Закон откажется от понятия «профессиональная деятельность» нотариуса и четко определит, что такое нотариальная деятельность, нотариальное действие, нотариальный акт, кардинально изменит систему контроля. В частности, за пределами контроля Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами пока остаются главы местных администраций, а равно специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления.

2.2 Судебный контроль в нотариате и при осуществлении нотариальной деятельности

Нотариус, являясь представителем свободной профессии, осуществляет свою деятельность на основании нормативных правовых актов. В своей деятельности он независим и подчиняется только закону. Вместе с тем независимость не означает вседозволенность. Деятельность нотариуса контролируется различными государственными органами, а также органами профессионального объединения нотариусов — нотариальными палатами. Важная роль законодателем отводится судебному контролю за профессиональной деятельностью нотариусов [14, c. 191]. Надзор судебных органов направлен, прежде всего, на исправление ошибок нотариусов и преследует конечную цель формирования единообразного применения законодательства. Судебные решения тем или иным образом влияют на нотариальную практику, особенно в вопросах, по которым имеются спорные толкования [24, c. 150].

Под гарантией нотариальной деятельности обычно понимается закрепленный нормами нотариального права комплекс мер и средств, призванных обеспечить всем субъектам нотариальных правоотношений возможность использовать предоставленные права и выполнять обязанности. Гарантии нотариальной деятельности одинаково важны для всех участников нотариальных правоотношений [15, c. 35].


Проблемы нотариусов в реализации норм права ярче всего высвечиваются через призму судебной практики. Вместе с тем судебная практика, с одной стороны, помогает нотариусам в их профессиональной деятельности, с другой – позволяет лицам в полной мере реализовать защиту своих прав [22, c. 312].

Такой подход поможет не только избежать нежелательных ошибок, но и позволит сформировать современное видение правоприменениядействующего законодательства. Это в целом отразится на качестве оказываемых нотариусом услуг и укрепит в правосознании граждан и юридических лиц значимость нотариата как института по защите их прав и законных интересов.

Судебный контроль за совершением нотариальных действий обеспечивает защиту нарушенных в процессе осуществления нотариальной деятельности прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также судебную защиту самого нотариуса [13, c. 20].

В соответствии со ст. 33 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке.

В указанной статье говорится о судебном контроле за совершением нотариальных действий, который осуществляется путем рассмотрения заявления (жалобы) на отказ нотариуса в совершении нотариального действия или неправильное его совершение. Вместе с тем в теории нотариального права принято делить судебный контроль на прямой и косвенный.

Прямой контроль осуществляется при рассмотрении судами заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении в рамках особого производства в гражданском процессе. При этом прямой судебный контроль осуществляется только судами общей юрисдикции по правилам главы 37 ГПК РФ. [10, c. 182]

Косвенный контроль осуществляется судами путем рассмотрения споров между участниками гражданского оборота, когда оспаривается нотариальный акт в исковом производстве как в гражданском, так и в арбитражном процессе [24, c. 151].

Такое толкование связано, прежде всего, с тем, что согласно ст. 49 Основ законодательств РФ о нотариате заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы. Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом или арбитражным судом в порядке искового производства [4, c. 36].


Граждане и юридические лица при общении к нотариусу за совершением нотариального действия вправе рассчитывать на квалифицированное оформление нотариального акта и придание ему формы, предусмотренной действующим законодательством. Однако, если лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, не согласно с действиями нотариуса, то оно вправе обратиться за судебной защитой путем обжалования действий нотариуса. Отказ в совершении нотариального действия также может быть обжалован в судебном порядке.

Жалобы на вышеуказанные действия в 10-дневный срок подаются в порядке ст. 310 ГПК РФ в виде заявлений в районный суд по месту нахождения нотариуса. По общему правилу правом на обращение в суд обладают лица, в отношении которых совершено нотариальное действие либо кому отказано в совершении нотариального действия [15, c. 36].

Не исключается возможность обжалования гражданами действий (бездействия) нотариуса также и прокурору. При наличии условий, предусмотренных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав гражданина и по делам указанной категории.

Другие лица вправе обжаловать нотариальный акт в порядке искового производства при наличии у них спора о праве. При этом в зависимости от характера спорных материальных правоотношений и их субъектного состава такой спор может относиться к ведению суда общей юрисдикции (части 1 и 3 ст. 22 ГПК РФ) или арбитражного суда (ст. 28 АПК РФ). Соответственно, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду общей юрисдикции, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ). Если же устанавливается наличие спора о праве, подведомственного арбитражному суду, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ), а в случае возбуждения дела в порядке особого производства прекращает его (ст. 220 ГПК РФ) [24, c. 152].

Судом может быть проверено и нотариальное действие, которое не оспаривается, но выступает в качестве доказательства по делу. Суд обязан проверить законность всех доказательств, которые представляют участники процесса в обоснование своих доводов и возражений. Если судом будет установлено, что нотариальное действие совершено с нарушением требований закона, то суд должен исключить такой нотариальный акт из числа исследуемых доказательств и рассмотреть дело по иным имеющимся в деле доказательствам [9, c. 10].


Интерес представляет такое нотариально действие, как обеспечение доказательств (статьи 102, 103 Основ законодательства РФ о нотариате). Нотариальный акт, выдаваемый гражданам и юридическим лицам в результате его совершения, называется, в зависимости от вида обеспечения доказательства, протоколом (допроса свидетелей, осмотра письменных и вещественных доказательств) или постановлением о назначении экспертизы [13, c. 21].

По общему правилу исследование каждого отдельного доказательства осуществляется судом, рассматривающим дело, в стадии судебного разбирательства непосредственно и одновременно с другими доказательствами по делу. Исключением из этого правила является, в частности, институт обеспечения доказательств, предусматривающий получение и закрепление сведений о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела, до стадии судебного разбирательства [15, c. 36].

При выполнении процессуальных действий по обеспечению доказательств нотариусы и судьи руководствуются правилами получения доказательств, установленными гражданским процессуальным законодательством [8, c. 16].

Таким образом, мы видим, что нотариальные действия могут быть подвергнуты судебному контролю как в суде общей юрисдикции (в порядке особого и искового производства), так и в арбитражном суде, вне зависимости от состава лиц, принимавших участие в нотариальном процессе. По общепринятому мнению контроль со стороны суда является сдерживающим фактором от преднамеренных ошибок. Более того, совершая нотариальное действие или отказывая в его в совершении, нотариус должен быть уверен в законности своих действий и возможности понести полную ответственность в случае признания его действий недействительными [10, c. 185].

За ненадлежащее исполнение своих обязанностей и виновные действия нотариусы несут дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную и уголовную ответственность. Ответственность нотариусов в зависимости от степени правонарушения и вины регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1, Трудовым кодексом, Профессиональным кодексом нотариусов Российской Федерации, принятым 18 апреля 2001 г. Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации [11, c. 25].

Справедливости ради следует отметить, что не только граждане и юридические лица, но и другие субъекты нотариального права имеют право на судебную защиту своих прав. Так, нотариус, считающий, что действия или бездействие должностного лица государственного органа, а равно органа управления нотариальной палаты нарушают его права, может обжаловать эти действия в судебном порядке.