Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Франчайзинг в Республике Беларусь).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика франчайзинга
1.5 Положительные и отрицательные стороны франчайзинга
Глава 2 Франчайзинг в Республике Беларусь
2.1 Правовое регулирование франчайзинга в Республике Беларусь
2.2 Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга
2.3 Перспективы развития франчайзинга в Республике Беларусь на 2018 год
2.4 Франчайзинг в Республике Беларусь: текущая ситуация и основные тенденции
Более того, частная медицина – одна из немногих отраслей, которую в нынешнем году кризис коснулся в меньшей степени. При этом в большей степени нестабильная экономическая ситуация сказалась на закупочной деятельности игроков рынка лабораторной диагностики: из-за колебаний валют резко изменилась цена на импортные реагенты, расходные материалы, оборудование.
Текущая экономическая ситуация – безусловно, время возможностей для крупных игроков. Через некоторое время на рынке останутся только сильные компании, способные предоставить клиентам услуги высочайшего качества, современные онлайн и офлайн-сервисы – и все это по приемлемым ценам».
Александр Шпетный, генеральный директор розничной сети «220 вольт» рассказал о том, как изменились франчайзинговые модели компании. «Сейчас у нас 240 магазинов, из которых 75 собственных, остальные - франчайзинг, в 2015 году, и в рублях и в штуках приросла как наша собственная розничная сеть, так и франчайзинговая. Мы учли изменившийся портрет покупателя и переместили фокус от профессионалов на конечного потребителя. Мы расширили матрицу товаров, увеличили присутствие товаров импульсного спроса и расходных материалов, сменили концепт визуализации в магазинах, перешли от брендовой выкладки товаров к категорийной, изменили планограммы магазинов, уменьшив долю профессионального инструмента.
«220 Вольт» предоставили рынку новую модель магазина малого формата, позволяющую эффективно работать на 40 кв. м площади, используя три канала продаж: розницу, интернет и оптовые продажи. В 2016 году мы добавляем в каждый магазин пункт выдачи заказов интернет-магазина. Мы готовы работать в самых разных форматах - от гипермаркетов площадью от 3000 кв. м до отделов в строительных магазинах площадью 6-7 кв. м. Мы открываем 15 магазинов в Белоруссии, в ближайших планах - запуск магазинов в Казахстане».
Данила Лобачев, директор по запуску и франчайзингу ресторанного холдинга «Г.М.Р. Планета Гостеприимство» сообщил: «В кризисное время холдинг «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» сфокусировался на цене и качестве блюд, работе с франчайзи и поставщиками. Холдингу удалось удержать фуд-кост на прежнем уровне, при этом средней чек увеличился всего на 3 - 5%. Кризис повлиял на деятельность всех компаний, и холдинг не является исключением. Мы стали более гибкими - сделали локальную настройку меню для каждого региона; увеличили количество встреч с франчайзи: обучали сотрудников партнеров и делились опытом работы успешных ресторанов; централизовали поставки – договорились с крупными поставщиками об эксклюзивных условиях для франчайзи, добившись 15% скидки на некоторые группы товаров; ужесточили контроль за качеством конечного продукта. Усилили маркетинговую активность, например, нашифранчайзи приняли участие в 7 федеральных рекламных акциях. В 2015 году бренды холдинга не только расширили свое присутствие, но и вышли в новые города. Так в Мурманске и Орле впервые распахнули свои двери три сетевых заведения итальянской и восточной кухонь – «Сбарро» и «Восточный Базар».
До конца года мы планируем открыть еще три ресторана в Саратове и Оренбурге. В 2016 году в планах компании открыть по франчайзингу порядка 25 ресторанов, 5 из них уже находятся в стадии строительства. Также стоит отметить высокий интерес к русской домашней кухне зарубежных партнеров, в частности, проявлен интерес к народному бренду «Ёлки-Палки». Мы ведем переговоры с Австрией, Словенией, Египтом, Китаем и Японией, изучаем возможности выхода в эти страны».
Максим Муссель, директор по развитию ВЦИОМ напомнил о позитивном влиянии сильных брендов не только на мотивацию к покупке потребителей, но и на франчайзи в отношениях с поставщиками и арендодателями.
Тему взаимодействия компаний с франчази продолжила руководитель практики по интеллектуальной собственности/информационным технологиям компании «Качкин и партнеры» Екатерина Смирнова: «Несмотря на распространенность франчайзинговой модели ведения бизнеса в России, далеко не все предприниматели в достаточной степени осведомлены о требованиях закона, обязательное соблюдение которых, требуется для построения своего бизнеса по модели франчайзинга. В частности, речь идет об обязательном предоставлении франчайзи прав на товарный знак при заключении договора, регистрации перехода прав по договору в Роспатенте, защите объектов интеллектуальной собственности, передаваемых по договору. Кроме того, прослеживающаяся в последнее время тенденция к созданию мультифранчайзинговых сетей выявляет острую необходимость в ограничении конкуренции между франчайзи (и связанных с ним лиц) и франчайзером. Положения закона прямо допускают включение в договор франчайзинга оговорок «о неконкуренции» в отношении обеих сторон. Что интересно, такие положения при определенных условиях могут продолжать действие и после прекращения франчайзинговых отношений».
Кирилл Кашин, президент компании Century 21 подчеркнул: «Франшиза - это набор конкурентных преимуществ. А преимущества – это не результат, это процесс. Франчайзи, который в какой-то момент перестает пользоваться вашей франшизой, потому что вы его научили бизнесу – это не плохой франчайзи, это просто значит, что ваша франшиза больше ничего не дает. Нормальныефранчайзеры по всему миру постоянно работают над созданием новшеств. Франчайзи остаются в тех сетях, в которых им находится выгодно. Вы должны быть выгодными».
Дискуссию продолжил, Михаил Файнберг, руководитель пресс-службы «БаскинРоббинс», рассказав об особенностях регионального развития: «В 2015 году сеть появилась в 2-х новых для нас республиках - Туркменистане и Беларуси. Открыты 30 новых кафе, при этом мы отмечаем тенденцию активного расширения сети в городах с населением менее 100 тыс. человек. Подобный тренд продиктован доверием местного потребителя к мировому бренду и сформированным ожиданием качественного продукта. Все это приводит к динамичному развитию сети кафе «БаскинРоббинс» на всей территории России и стран СНГ».
Выступления резюмировал Юрий Михайличенко, исполнительный директор РАФ: «У российских игроков франчайзинга амбициозные планы развития на 2018 год, они готовятся к выходу на зарубежные рынки, а франчайзинг начинает активно продвигаться в интернете и социальных сетях».
Франчайзинговые центры в России:
РАФ - Российская ассоциация франчайзинга.
РАРФ - Российская ассоциация развития франчайзинга.
РАРМП - Российская ассоциация развития малого предпринимательства.
МФПМП - Московский фонд поддержки малого предпринимательства.
ФЦМБ - Франчайзинговый центр малого бизнеса.
ФФПМП - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
ФРНТФ - Фонд развития науки, техники и франчайзинга.
2.4 Франчайзинг в Республике Беларусь: текущая ситуация и основные тенденции
Одним из путей решения проблемы устойчивости предпринимательской деятельности является использование франчайзинга. Эта высокоэффективная форма организации бизнеса характеризуется низким уровнем риска и стабильным уровнем прибыльности, и при этом выступает как форма продолжительного делового сотрудничества.
Объединение усилий участников данной формы отношений позволяет, с одной стороны, расширить сферу влияния крупных компаний, а, с другой, помогает вовлечь в бизнес большое количество граждан и при этом достичь начинающими предпринимателями результатов, практически невозможных при условии самостоятельной работы.
Комплексный характер деловых связей, их системность и высокий уровень прозрачности обеспечивают обоюдные конкурентные преимущества их участникам, дают возможность более быстрого выхода на рынок с минимальным риском. Согласно статистическим данным среди независимых компаний только 15% остаются на рынке за первые пять лет, тогда как среди франчайзинговых малых предприятий успешно развиваются каждые 7 из 8. Как следствие, франчайзинг становится все более популярным способом организации и продвижения бизнеса во всем мире.
В нашей стране франчайзинг не получил пока должного распространения. В Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь в настоящее время зарегистрировано немногим более ста договоров.
В связи с этим 11 октября 2012 г. Советом был организован «круглый стол», в ходе которого имело место обсуждение международного опыта развития франчайзинга, а также проблем и перспектив его распространения в Республике Беларусь.
В работе «круглого стола» приняли участие представители Постоянного комитета Союзного государства, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров, Министерства экономики, Министерства торговли, Национального центра законодательства и правовых исследований, ведущих экономических вузов, предпринимательских союзов и ассоциаций, центров поддержки предпринимательства и бизнес-инкубаторов.
Международный опыт развития франчайзинга был представлен представителем Союза франчайзинговых предприятий Германии, директором по франчайзингу компании «Райсвольф», а также исполнительным директором Российской ассоциации франчайзинга.
Результаты обсуждения показали, что для Беларуси франчайзинг является резервом не только количественного роста предпринимательского сектора, но и повышения качества бизнеса, возможностей интеграции его субъектов в систему международных экономических связей.
Единое экономическое пространство с Россией и Казахстаном, низкий уровень коррупции, а также наличие подготовленных кадров открывают широкие возможности для активного развития франчайзинговых отношений, в том числе с зарубежными партнерами.
Основными причинами низкого уровня развития франчайзинговых отношений в нашей стране являются:
1. Регулирование данных правоотношений множеством нормативных правовых актов. Так, основным документом, определяющим правовой статус субъектов данного правоотношения, является Гражданский Кодекс. Помимо норм Гражданского Кодекса, договор франчайзинга, в части передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, регулируется Законом Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания», Законом Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2009 г. № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)» и другими нормативными правовыми актами.
2. Значительные финансовые и временные издержки на оформление франчайзиновых отношений. Договор франчайзинга подлежит регистрации в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь. Незарегистрированный договор считается недействительным. Это требует наличия дополнительных экземпляров договора, а также уплаты пошлины. Кроме того, срок регистрации договора может многократно превысить срок регистрации самой коммерческой организации.
3. Сложность и многогранность договора комплексной предпринимательской лицензии, определяющего правовой статус субъектов франчайзингового правоотношения, условия обеспечения взаимных прав и обязанностей правообладателя и пользователя. Подготовка договора, документально подтверждающего факт коммерческого использования правообладателем объектов интеллектуальной собственности, доходов от интеллектуальной собственности, снижающего риск недобросовестной конкуренции, а также решающего другие важнейшие проблемы, связанные с отношениями франчайзинга, требует специальных навыков и знаний.
Это породило практику ухода от использования правовой модели франчайзинга и заключения ряда отдельных договоров (например, дилерский, поручения, займа, лицензионный, продажи, лизинга и др.).
Помимо правовых проблем, развитие франчайзинга в Беларуси сдерживается также такими факторами, как:
- низкая осведомленность субъектов хозяйствования о принципах деятельности франчайзинговых сетей;
- неразвитость системы доступного кредитования франчайзинга;
- недостаток информационной поддержки и обучающих программ по вопросам франчайзинга;
- отсутствие (до недавнего времени) предпринимательских организаций, занимающихся проблемами развития и продвижения франчайзинга на территории страны.
По мнению участников «круглого стола» для продвижения франчайзинга в Беларуси необходимо следующее:
- проведение для предпринимателей и субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства регулярных практических семинаров по вопросам организации и функционирования бизнеса на условиях комплексной предпринимательской лицензии;
- разработка и издание практических пособий и методических материалов по использованию франчайзинга в предпринимательской деятельности;
- организация и проведение тренингов по подготовке консультантов по применению франчайзинга в предпринимательской деятельности;
- создание базе действующих ЦПП и ИМП центров правового консалтинга и юридической помощи по применению франчайзинга, формирование национальной франчайзинговой сети;
- организация специализированных ярмарок франчайзинга с участием ведущих зарубежных фирм.
Создание условий для развития франчайзинга придаст импульс динамике сектора малого бизнеса, совершенствованию его отраслевой структуры и развитию инновационного потенциала; приведет к совершенствованию организации управления, внедрению технических требований и международных стандартов, что в результате позволит обеспечить мировой уровень качества продукции и услуг.