Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Франчайзинг в Республике Беларусь).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.). При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи [4].

Существуют и другие виды франчайзинга.

Корпоративный франчайзинг - современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров.

Конверсионный франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.

1.4 Формы франчайзинга

Если несколько организаций выбирают франчайзинг как стратегическое направление развития и роста, то это не означает, что все эти организации выберут одинаковые формы развития. Это определяется и отраслевой принадлежностью, и территорией, и внутренним потенциалом франчайзеров и множеством других факторов.

Прямой франчайзинг предполагает собой передачу прав на использование системы франчайзера одному лицу и на одно предприятие. Франчайзи в этом случае имеет право работать по системе франчайзера на определенной территории. Например, фирма «Х» приобретает право открыть магазин по конкретному адресу. Аналогичные права могут быть переданы франчайзером фирме «Y», которая может открыть магазин и работать по системе франчайзера по другому адресу. Таким образом, франчайзер может развивать сеть, используя потенциал самостоятельных юридических лиц.


В этом случае, масштаб этой сети будет определяться (но не ограничиваться) двумя основными факторами: возможностью осуществления контроля со стороны франчайзера за деятельностью франчайзи и потенциальными возможностями расширения самих франчайзи [15].

Если с первым фактором все более менее понятно, то по второму хотелось бы сказать несколько слов. Поскольку франчайзи являются самостоятельными юридическими лицами, как правило, стремящимися к развитию, то вполне вероятно, что франчайзи будет иметь возможность (или приобретет ее в процессе своей деятельности) открыть еще один или несколько магазинов. Если франчайзер откажет франчайзи в приобретении таких же прав как на первый магазин, то франчайзи будет искать другие возможности расширения, и по существу франчайзер не может этому противодействовать.

Последовательный франчайзинг, при котором франчайзи, в нашем примере, фирма «X» и (или) «Y» могут иметь несколько магазинов. При этом право на использование системы и прав франчайзера предоставляется последовательно, т.е.после того как франчайзи докажет свои возможности. Территория, на которой франчайзи может открывать свои магазины также согласовываться. В таких формах франчайзи не имеет право передавать используемые права и систему франчайзера другим лицам.

Субфранчайзинг предполагает собой формирование отношений между тремя субъектами: франчайзер–франчайзи–субфранчайзи. Франчайзер передает свои права на использование системы и другие принадлежащие ему права франчайзи. Размер территории, на которой может работать франчайзи по системе франчайзера значительно более, чем в предыдущих двух случаях. С передачей прав франчайзер возлагает на франчайзи ответственность за развитие этой территории.

В пределах оговоренной территории франчайзи может, как правило, открывать как свои собственные точки, так и передавать права на оговоренных с франчайзером условиях третьим лицам – субфранчайзи. Франчайзи должен открывать предприятия в соответствии с утвержденным франчайзером графиком. По существу франчайзи выполняет все функции франчайзера на определенной территории. В различных системах механизмы согласования условий вторичной передачи прав франчайзи-субфранчайзи, выбора субфранчайзи и открытия новых точек формируются не одинаково. В рамках субфранчайзинга могут существовать отдельные договоренности, в том числе связанные с развитием территории.

Мастер-франчайзинг – это форма долгосрочного международного делового сотрудничества. Здесь присутствует трехстороннее взаимодействие: франчайзер–мастер-франчайзи–франчайзи.


В соответствии с соглашением франчайзерпредставляет право мастер-франчайзи работать на большой территории по его системе и с использованием его прав на интеллектуальную собственность. Мастер-франчайзи имеет право на открытие своих точек, а также на передачу прав третьим лицам – франчайзи. При этом концептуально франчайзер стремиться не к формированию сети собственных предприятий мастер-франчайзи, а к формированию и развитию сети-франчайзи, т.е. независимых от мастер-франчайзи юридических лиц.

Мастер-франчайзи имеет большой объем прав на оговоренной территории, при этом ответственность перед франчайзером пропорциональна объему предоставляемых прав.

Масштаб и модели отношений определяются как правило в зависимости от политической, социально-экономической и правовой среды, степени развития рынка, возможностей мастер-франчайзи, предыдущего опыта сторон, требований к инвестициям и т.д.

Договорные отношения между франчайзером и мастер-франчайзи могут строиться в различных формах, например, в форме совместного предприятия, коммерческого представительства и субфранчайзинга. В зависимости от этого и возможности развития, и формы франчайзинга на территории мастер-франчайзи, и соответственно результаты деятельности будут существенно различаться.

Конечно, каждая из перечисленных форм имеет определенные преимущества и недостатки, и выбор конкретной формы будет определяться стратегией правообладателя, условиями рынка, спецификой деятельности, ресурсами и многими другими факторами.

Кроме того, системы взаимоотношений сторон внутри каждой формы также могут иметь большие различия. Недопонимание этого и попытки использования чужых моделей приводит к серьезнейшим рискам функционирования каждого из партнеров и в целом систем.

1.5 Положительные и отрицательные стороны франчайзинга

Положительные стороны франчайзинга:

1) Главным плюсов в открытие бизнеса по франшизе — это получение практически готового бизнес-плана, которая поможет вам с нулевыми знаниями открыть свое дело и начать в ближайшем времени получать с него постоянный доход.

2) Легкая оценка рисков. Уже сразу можно будет знать, как будет развиваться бизнес, какие могут быть проблемы, основываясь, на опыте других компаний открытых по такой же франшизе.


3) Можно оценить примерный рынок сбыта и составить прогноз продаж. Чем раскрученный бренд, то тем меньше проблем.

4) Проще будет получить кредит под развитие дела. К примеру, если брать ссуду для открытия дела с нуля, то банк будет рисковать, изучит бизнес-план от и до чтобы понять какова вероятность окупаемости проекта. Если им что-то не понравится, то могут и отказать.

В случае с франшизой франчайзер может послужить поручителем. Имидж бренда подкрепит доверие.

5) Чем крупнее компания франчайзер — тем меньше затрат будет на представление продукции в своем регионе. Не нужно будет обладать всеми познаниями маркетолога для того, чтобы начать продажи. Раскрученный бренд сам себя будет продавать. Побочным в этом случае являются только роялти, которые франчайзер тратит на рекламную компанию.

6) Шансы прогореть ничтожно малы. По статистике около десяти процентов заведений открытых по франшизе закрываются в течение первых четырёх лет не окупив затраты на франшизу и открытие. В то же время те, кто начал работать с нуля очень часто не могут выжить в мире конкуренции из-за больших затрат на раскрутку, таких предприятий более чем пятьдесят процентов.

7) Самым большим плюсом во франчайзинге — это то, что вам во время построения бизнеса компания франчайзер будет всячески помогать для успешного развития. Она поставит оборудование для работы, поможет обучить персонал и начать работать. В любое время можно обратиться к партнерам с вопросом о решении возникшей проблемы. При ином способе создания бизнеса никто консультировать не станет.

Отрицательные стороны франчайзинга:

1) Стоимость франшизы — главный отпугивающий фактор для начинающего предпринимателя. Но вложения в бизнес — это один из столбов на которых он стоит. Для многих не так важно сколько стоит франшиза если они уверены в том, что их бизнес быстро окупится и будет приносить деньги.

2) Зависимость от поставщиков франчайзера — самый негативный для многих фактор. Казалось бы, вы можете свободно найти своего поставщика по более низкой цене, но по договору франшизы сделать этого не получится. Франчайзеру может быть невыгодно такое из-за договора сотрудничества со своими поставщиками. В другом случае он просто беспокоится о качестве сырья, использование которого может негативно отразиться на репутации бренда.

3) Сотрудничество с головной компанией сети. Казалось бы, такой плюс является одновременно и вашим минусов. Если бизнес у франчайзера придёт в упадок, то и ваши дела тоже будут идти плохо.


4) Договор франчайзинга составляется таким образом, что ваши интересы будут поставлены на второй план. К примеру, в случае закрытия сети вам может быть не выплачена никакая компенсация, которая покроет ваши расходы. Во время заключения договора франшизы необходимо обратиться к юристам, которые изучат договор перед его подписанием. Также стоит отдельно рассмотреть время на которое заключается франшиза.

5) Франчайзер может избавиться от ставших ненужных ему франчайзи просто переименовав. Данный пункт в договоре должен быть отдельно обговорен.

6) В случае смены владельцев компании франчайзи договор может быть пересмотрен.

Глава 2 Франчайзинг в Республике Беларусь

2.1 Правовое регулирование франчайзинга в Республике Беларусь

В мировой экономике договор франчайзинга достаточно широко используется в коммерческих правоотношениях, но в Беларуси его использование пока незначительно, хотя для развития франчайзинга имеются предпосылки.

О значении, которое придается договорам франчайзинга, может свидетельствовать принятие постановления Совета Министров Союзного государства от 12.12.2012 N 34, которым был одобрен План мероприятий по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства в Союзном государстве на 2015 - 2018 годы (далее - План). Пункт 3 Плана содержит мероприятия по развитию двустороннего сотрудничества в сфере франчайзинга в указанный период, среди которых: организация обучающих поездок для ознакомления с практикой применения франчайзинга в России, проведение выставок франчайзинга с участием компаний-франчайзеров из России и других стран, осуществление мероприятий по популяризации франчайзинга на территории Союзного государства и др.

В настоящее время в Беларуси получает развитие международный франчайзинг, где одной из сторон договора выступает иностранная компания.

Отношения по договорам франчайзинга регулируются главой 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), рядом других нормативных правовых актов.