Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Франчайзинг в Республике Беларусь).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В п. 1 ст. 910 ГК установлено, что по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (договор франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока лицензионный комплекс, включающий право использования фирменного наименования правообладателя, других объектов интеллектуальной собственности, предусмотренных договором франчайзинга, а также нераскрытой информации в предпринимательской деятельности пользователя.

Глава 53 ГК устанавливает обязанности для обеих сторон договора франчайзинга. Часть из них обязательна к исполнению в силу действия ГК и не подлежит изменению сторонами договора, часть обязанностей может устанавливаться по соглашению сторон договора.

Обязанности, которые несет правообладатель, определяются ст. 910-3 ГК. В частности, он обязан:

- передать пользователю техническую, коммерческую или иную информацию, необходимую пользователю для использования предоставленного ему по договору франчайзинга лицензионного комплекса, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с использованием этого комплекса (п. 1 ст. 910-3 ГК);

- если договором франчайзинга не предусмотрено иное, оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении работников; контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора франчайзинга (п. 2 ст. 910-3 ГК).

С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем по договору франчайзинга, пользователь согласно ст. 910-4 ГК обязан:

- использовать при осуществлении предусмотренной договором франчайзинга деятельности фирменное наименование правообладателя указанным в этом договоре образом;

- обеспечивать соответствие качества товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основе договора франчайзинга, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) непосредственно правообладателем;


- соблюдать инструкции и выполнять указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования лицензионного комплекса тому, как он используется правообладателем, в том числе выполнять указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления помещений, используемых пользователем при исполнении договора франчайзинга;

- оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая товар, заказывая выполнение работ, оказание услуг непосредственно у правообладателя;

- не разглашать полученную от правообладателя нераскрытую информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау);

- информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг на основании договора франчайзинга;

- выдавать оговоренное количество комплексных предпринимательских сублицензий, если такая обязанность предусмотрена договором франчайзинга.

В ст. 910-5 ГК установлено, что договором франчайзинга могут быть предусмотрены ограничения прав сторон договора.

В гл. 53 ГК оговорены и иные существенные нормы и правила регулирования взаимоотношений сторон при ведении бизнеса в рамках договора франчайзинга, причем впервые такие нормы появились в ГК в 2005 году.

Например, некоторые из них - это норма о заключении договора франчайзинга в письменной форме и норма о необходимости регистрации договора франчайзинга в патентном органе (ст. 910-1 ГК).

Следует отметить, что если стороны в договоре международного франчайзинга избрали право иное, чем право Республики Беларусь, то в силу ст. 1100 ГК следует соблюдать те нормы законодательства Республики Беларусь, которые носят характер императивных (обязательных).

В частности, это относится к обязательному требованию в части заключения договора только в письменной форме, к соблюдению валютного законодательства и др.

Кроме ст. 910-1 ГК вопросы регистрации этих договоров регулируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 N 346 "О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)" (далее - постановление N 346).


В подп. 1.2 п. 1 постановления N 346 установлено, что в Государственном реестре договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) Республики Беларусь подлежат регистрации:

- договоры комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга);

- внесенные в них изменения;

- расторжение этих договоров.

Кроме того, если по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) передаются права в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и знаков обслуживания, то такие договоры, а также изменения к ним подлежат регистрации в Государственном реестре лицензионных договоров, договоров уступки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной собственности Республики Беларусь.

Регистрация договоров в этих государственных реестрах осуществляется государственным учреждением "Национальный центр интеллектуальной собственности" (далее - патентный орган). Регистрация должна осуществляться в течение одного месяца с даты поступления в патентный орган документов на регистрацию (подп. 1.6 п. 1 постановления N 346). Патентный орган имеет право запрашивать и получать от республиканских органов государственного управления, других государственных органов, иных организаций и физических лиц информацию по вопросам, связанным с регистрацией этих договоров, при этом срок регистрации договоров продлевается до двух месяцев (подп. 1.10 п. 1 постановления N 346).

Указанные договоры при отсутствии их регистрации в патентном органе считаются недействительными в случаях, предусмотренных законодательными актами (подп. 1.3 п. 1 постановления N 346).

Первые примеры по использованию договоров франчайзинга в Беларуси показали, что франчайзи, то есть белорусские организации, которые приобретают в своей деятельности франшизу, не торопятся обращаться в патентный орган для целей регистрации договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) и иных объектов интеллектуальной собственности.

Стоит отметить, что такие субъекты хозяйствования идут на неоправданный риск, связанный с признанием сделок недействительными и применением последствий их недействительности.


В Республике Беларусь договоры франчайзинга нашли применение прежде всего в сфере торговли и общественного питания, причем развитие получают договоры международного франчайзинга, когда такие договоры заключаются между иностранной компанией (правообладателем, франчайзером) и белорусской организацией (пользователем, франчайзи).

При заключении такого рода договора у белорусской организации возникают обязанности по исчислению и уплате налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее - налог на доходы), и налога на добавленную стоимость (НДС).

2.2 Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга

Экономические отношения в интегрированном процессе бизнеса играют важнейшую роль, определяя состояние объектов, при котором исключаются экономические потери. Традиционный критерий прибыльности необходимо дополнить критерием экономической безопасности, так как критерий прибыльности отражает только одну — материальную сторону деятельности при интегрированной форме организации. Поэтому первостепенное значение при разработке технологии управления франчайзинговой формой организации бизнеса имеет определение основных элементов в механизме формирования системы отношений .

Перед любым предпринимателем, выбравшим франчайзинговый вариант организации бизнеса, стоят следующие задачи:

1. Определить направление бизнеса.

2. Провести в своем регионе исследование рынка: анализ конкурентов и экспертный опрос. Основываясь на данных анализа открыть в своем регионе бизнес с помощью покупки франшизы, учитывая при этом конкуренцию и востребованность данного бизнеса на рынке.

3. Выбрать франчайзера.

4. С помощью уже работающих франчайзи выяснить стоимость франшизы, уровень доходности, количество выбывших партнеров и причины их ухода.

5. Встретиться с франчайзером после сбора всей возможной информации о нем.

6. Для избежания дополнительных расходов следует обязательно привлечь к составлению договора юриста. При этом обратить внимание:

- на права, которые оставляет за собой франчайзер;

- на виды сервиса (платного и бесплатного), который франчайзер оказывает участникам сети;


- на обязанность франчайзера консультировать франчайзи по ходу становления бизнеса.

Во время до контрактных встреч закладываются будущие отношения. На этом этапе франчайзер должен раскрыть все источники доходов, о которых франчайзи не знает, и франчайзер не должен получать никаких тайных доходов. Поэтому всегда и вполне закономерно особое внимание уделяется обязательствам франчайзера и франчайзи.

Качество обучения франчайзи — ключевой фактор в обеспечении фундамента для будущего. Франчайзи, который будет иметь правильное представление о характере бизнеса и правовых обязательствах, легче справится с пониманием тех статей договора, соблюдение которых является существенным с точки зрения обеспечения стандартов, целостности имени, престижа и операционной системы франчайзера. Франчайзер должен обладать искусством в общении: все, что он обещает и требует, должно быть не только записано в контракте, но и подтверждаться ежедневной практикой. Более того, обе стороны должны понимать, что они закладывают фундамент гармоничного, позитивного партнерства (не в правовом смысле) ради обоюдной выгоды. Хорошие отношения франчайзер-франчайзи не возникают из ничего, над ними надо работать.

2.3 Перспективы развития франчайзинга в Республике Беларусь на 2018 год

В 2016г. в Минске состоялась конференция «Итоги развития франчайзинга в РБ в 2016 году: тенденции, риски, перспективы».

В 2015 году по подсчетам Российской ассоциации франчайзинга количественный прирост франчайзинговых точек составил 15%, что при значительном потенциале развития франчайзинга в стране позволяет оптимистично оценивать перспективы рынка. При этом крупные игроки рынка франчайзинга отмечают, что кризис влияет на деятельность всех компаний. Эксперты из разных сегментов бизнеса поделились своими решениями по развитию франчайзинговых сетей в меняющихся экономических условиях.

Директор департамента розничного бизнеса Лабораторной службы Хеликс Дарья Горякина заявила: «Несмотря на кризис, рынок частных медицинских услуг непрерывно растет. В 2015 году рост рынка лабораторной диагностики составил 23%. В 2015 году Лабораторная служба Хеликс открыла на территории РФ 80 розничных точек, что в 2 раза больше, чем в прошлом году. В 2016 году планируется открытие 110 розничных точек.