Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Франчайзинг в Республике Беларусь).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с изложенным Советом подготовлены и представлены в  Министерство экономики соответствующие предложения к проекту Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2016-2018 годы.

Кроме того, в целях ознакомления представителей органов государственного управления, предпринимательских союзов, субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и частного бизнеса с практикой применения франчайзинга в соседних странах, его преимуществами и недостатками, механизмами внедрения и развития Советом подготовлено и издано научно-практическое пособие «Франчайзинг: мультипликация успешного бизнеса».

Развитие франчайзинга в Беларуси напрямую зависит от ее экономических особенностей, численности населения и т.п. По данным на 2009 год в республике проживало 9,5 млн. человек. Ежегодно для сравнения стран по уровню жизни, долголетия, грамотности и образования в ООН высчитывается индекс развития человеческого потенциала. Согласно этому показателю, Белоруссия занимает 61 место (Россия 65 место).

Эффективное управление бизнесом в стране затруднено структурой экономики. Государственная собственность доминирует практически во всех основополагающих отраслях: производственной, энергетической, добывающей, транспортной, а также в банковской сфере и в сельском хозяйстве. Доля частного сектора здесь незначительна.

Наиболее перспективный бизнес в Беларуси можно построить в торговле и сфере услуг. Однако государство регулирует цены на группы товаров социальной значимости. Преобладание государственного сектора над частным позволяет местному правительству поддерживать социальные программы, датировать сельское хозяйство, оплачивать образование и медицинские услуги, выдавать льготные кредиты на жилье.

Тем, кто планирует начать бизнес в Беларуси, следует знать, что в стране хорошо развиты: энергетика, сельское хозяйство, машиностроение, добывающая промышленность, производство стройматериалов и строительство. Соответственно, на экспорт идут: нефтепродукты, нефть, продовольствие, калийные удобрения, продукция металлургии, химической промышленности и машиностроения.

Не менее важен тот факт, что весной 2011 года в республике начался валютно-финансовый кризис. Он проявляется в падении покупательской способности населения, росте цен, нехватке валюты, нерентабельности импорта. Все это следствия падения стоимости белорусского рубля по отношению к твердым валютам более чем на 50%. Таким образом, белорусский бизнес на современном этапе не отличается эффективностью и высокими темпами роста.


Неблагоприятные экономические условия сдерживают развитие франчайзинга в Беларуси, брендов и партнерских сетей еще очень мало. Данный формат впервые был реализован всего несколько лет назад. Тогда продуктовая компания ООО «НТС» первой предложила свою франшизу предпринимателям, желающим работать в розничной торговле. Пионером-франчайзи стал ритейлер «Центр» из города Гомель. Позже НТС выкупила «Центр», а сейчас она принадлежит бизнесмену из Украины Николаю Лагуну. Однако это не мешает компании быть крупнейшим игроком белорусского рынка в сегменте продуктовой розницы.

Также на территории республики работают и другие франшизы:

Эффективное управление бизнесом по франчайзингу демонстрирует «Электросервис и К». Компания создана в 1993 году, основная деятельность – оптовая и розничная торговля бытовой техникой и электроникой. Сеть магазинов работает в Минске, а также во всех регионах республики.

Примером развития франчайзинга в сфере белорусского ритейла электроникой является еще и ООО «ТОТЛЕР», которое входит в число крупнейших поставщиков потребительских товаров в Беларуси.

На рынке одежды выделяется бренд детской одежды «Оранжевый верблюд». Первый магазин был открыт в Минске в 2004 году. В следующем году компания начала оптовые поставки в Москву. К 2010 году появились 8 магазинов коллекционной детской одежды «Оранжевый верблюд» в разных городах Белоруссии. Компания активно привлекает к сотрудничеству дилеров и франчайзи.

Как наиболее перспективный бизнес, зарекомендовала себя Милавица. Первую фабрику галантереи открыли в Минске братья Турнье еще в 1908 году. Бренд MILAVITSA был зарегистрирован в 1991 г. Сегодня компания поставляет свою продукцию в 20 стран, основным потребителем является Россия.

Среди успешных иностранных франчайзеров выделяется российская «1С». Эффективное управление бизнесом в Белоруссии демонстрируют и другие заграничные компании, но их немного:

Латвийская SIA KPMG Baltic заключила 4 франчайзинговых договора с местными предпринимателями на предоставление аудиторских услуг.

По договору международного франчайзинга в Минске работает один ресторан американской сети Friday’s.

Белорусским предпринимателям удалось открыть бизнес по франшизе Opinions (Кипр). Под этим брендом в республике построена целая сеть обувных салонов.

По франчайзингу запущен гостиничный комплекс Crown Plaza Minsk. Соглашение подписано между АО «ИРАДА» и Six Continents Hotels, Inc (США).

Вот практически и все франчайзинговые предприятия, открытые в Беларуси под иностранными брендами.


Вообще в республике многие предприниматели готовы открыть бизнес по франшизе из России или стран Европы. Однако белорусский бизнес отличается тем, что франчайзи и франчайзеры, полагаясь на взаимные дружеские отношения, не регистрируют договоры в НЦИС (Национальном Центре Интеллектуальной Собственности). Возможно, поэтому нет достоверной информации о количестве фактически открытых франчайзинговых точек, есть сведения только об официально зарегистрированных. Что касается отраслей, то наиболее перспективный бизнес можно построить в розничной торговле и в системе общепита.

Хотя в Беларуси не так часто заключаются национальные и международные договоры, развитие франчайзинга с момента его зарождения все же демонстрирует динамику роста. Так, в 2007 году в НЦИС было зарегистрировано всего 4 договора франшизы, а на рассмотрении находились лишь несколько заявок. В 2009 г. среди зарегистрированных числилось уже 49 соглашений. Чаще всего заключаются договоры между местными франчайзерами и франчайзи и, в основном, в сфере розницы.

Белорусский бизнес и законодательство

Франчайзинг был впервые упомянут в законодательных документах Беларуси в 1998 году. В Гражданском кодексе появилась Глава 53 «Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)». В ней содержалась единственная статья, регулирующая новые бизнес-отношения:

По договору франчайзинга (по комплексной предпринимательской лицензии) правообладатель за вознаграждение предоставляет пользователю комплекс исключительных прав: использование фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания и т.п.

Отношения обеих сторон регулируются законодательством. Заключается договор только в тех случаях, которые предусмотрены законом.

Однако далее франчайзинговое законодательство не имело логического развития. Не появилось никаких подзаконных актов. В результате эффективное управление бизнесом по франчайзингу, столь популярное в других странах, в Белоруссии оставалось нереализованным еще 6 лет. В 2004 году правительство вновь заинтересовалось данной отраслью бизнеса.

Глава 53 ГК была изменена и дополнена. Возникла правовая основа для развития франчайзинга в республике. Начала формироваться благоприятная атмосфера для построения отношений в новом формате. Появились возможности строить сети в общепите, рознице, сфере услуг, в производстве мебели и т.д. Можно было заключать договоры, регистрировать их в НЦИС и строить франчайзинговый бизнес.


Тем не менее, первое франчайзинговое соглашение было подписано только в 2006 году (между НТС и ООО «Центр»). Сегодня развитие франчайзинга в Беларуси регулируется не только ГК, но и Законами: «О товарных знаках и знаках обслуживания», «О патентах на изобретения…». В 2009 году было принято Постановление «О регулировании лицензионных договоров…». Кроме того, существует еще целый ряд нормативных актов, имеющих отношение к франчайзинговой деятельности.

Франчайзерами и франчайзи могут стать исключительно частные предприниматели и коммерческие организации. Договор подлежит обязательной регистрации в НЦИС, незарегистрированные франчайзинговые соглашения считаются не действительными.

В Белоруссии есть все условия для эффективного управления бизнесом

Франчайзинговых объектов в Белоруссии еще слишком мало. Лишь немногие предприниматели понимают принцип франчайзинга и расценивают его, как наиболее перспективный бизнес. В республике нет Ассоциации Франчайзинга, которая бы популяризовала данный формат отношений, помогала в подборе партнеров, решала бы проблемы участников отрасли и т.п. Франчайзинг только зарождается в Беларуси, иностранные инвесторы не стремятся расширять свое присутствие, а местные бизнесмены вообще не рассматривают франчайзинг в качестве эффективного инструмента развития собственного дела.

Тем не менее, на фоне России и Украины белорусский бизнес выглядит более привлекательным. Согласно исследованиям IFC (Международной финансовой корпорации), по условиям ведения бизнеса Беларусь заняла 69 место из 183 возможных. Причем за один год она поднялась на 22 «ступеньки» с 91 строки. Россия в рейтинге оказалась на 120 месте, а Украина – на 152-ом. Но от европейских стран, входящих в состав ЕС, республика по комфортности для бизнеса сильно отстает. Например, Литва стоит на 27 месте, а Латвия – на 21.

Белоруссия оказалась в первой половине списка, благодаря значительному прогрессу, который наметился в условиях построения и развития бизнеса. Это касается трех важных показателей:

- защита интересов;

- уплата налогов;

- регистрация собственности.

Белорусский франчайзинг имеет огромный потенциал, который объясняется:

- большой емкостью внутреннего рынка;

- почти нулевой насыщенностью многих сегментов;

- приверженностью белорусов к отечественным маркам.

Среди главных проблем, мешающих открыть бизнес по франшизе, можно назвать дефицит современных площадей в Минске и высокие арендные ставки. Несмотря на отсутствие Ассоциации франчайзинга, ее функции частично выполняют тренинговые компании. Они периодически проводят семинары и конференции, цель которых – популяризация франчайзинга в Белоруссии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если рассматривать экономические тенденции в глобальной мировой экономике, то можно увидеть, что такое явление как франчайзинг и бизнес по франшизе постепенно захватывает сегмент малого, среднего и крупного бизнеса. На сегодняшний день доля компаний, работающих по франчайзингу, в мировой экономике приближается к пятидесяти процентам, хотя еще несколько десятилетий назад едва ли охватывала одну десятую часть.

По оценкам ряда экспертов экономика РБ имеет большой потенциал развития в области внедрения эффективных схем франчайзинга практически во всех сферах, начиная от производства и заканчивая продажей товаров и услуг. Это связано с тем, что к началу 2016 года степень представленности действующих франшиз на белорусском рынке относительно невысока и имеет возможность многократного роста.

При этом на сегодняшний день на территории Белоруси множество торговых организаций, точек общественного питания, медицинских и косметологических центров, отелей и предприятий другого плана уже работают по франшизе. Что удивительно, это бизнес-явление приникает даже в такую нетипичную для него отрасль, как агропромышленность.

Подводя итоги исследования вышеизложенной информации, указав их научную новизну, практическую значимость и эффективность практического использования свои полученные выводы можно изложить следующим образом:

В данной курсовой работе было проведено исследование франчайзинга в общем и в Республике Беларусь в частности. На основе изложенной информации можно судить о том, что роль франчайзинга в экономике любой страны чрезвычайно велика, так как он является самым эффективных каналом дистрибуции, по которому товары и услуги распространяются внутри стран и по всему миру.

По итогам курсовой работы отчетливо видно, что франчайзинг существует с давних времен, а так же регулярно развивается и усовершенствуется. В настоящее время существует классификация видов франчайзинга и структура франчайзинговой системы ведения бизнеса.

А также не осталась без внимания законодательная регулировка процесса ведения бизнеса в форме франчайзинга, которая основывается на заключении договора коммерческой концессии. Именно для более глубокого практического понимания функционирования франчайзинга была затронута тема правового обеспечения франчайзинговой системы ведения бизнеса.