Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Перспективы развития франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что франчайзинг - это партнёрский бизнес, в котором один из партнёров - давно и уверенно ведущая своё дело компания (франчайзер), а другой партнёр - начинающий предприниматель (франчайзинг). Это возможность начать свое дело с гарантией успеха, благодаря поддержке франчайзера.

Интерес к этой концепции хозяйственного взаимодействия не случаен. Несмотря на то, что для многих российских предпринимателей понятие «франчайзинг» все еще остается малознакомым, сегодня мы наблюдаем практически повсеместное использование его элементов в различных сферах деятельности. Прежде всего, это проявляется в активном распространении известных торговых марок.

Франчайзинг дает франчайзеру возможность развивать свою сеть и продвигать свою торговую марку при ограниченных собственных средствах. За счет данного вида деятельности франчайзер «приближается к потребителю». Ко всему прочему, у участников сети повышается чувство ответственности: если бы франчайзер выбрал традиционный путь развития с опорой на собственные ресурсы, то в его отделениях работали бы наемные сотрудники, чья заинтересованность в успехе предприятия имеет определенный предел. При развитии путем франчайзинга , который является независимым предпринимателем, принадлежит весь доход от его предприятия, а успех его деятельности напрямую зависит от собственных усилий.

Преимущества франчайзинга заключаются в получении известной марки и связанных с ней технологий. Франчайзинг, купив франшизу, не придется думать о рекламе своего предприятия, разработке имиджа, создании технологий работы, так как все это в готовом и проверенном временем виде приобретается у франчайзера, а реклама осуществляется централизованно. Кроме этого, франчайзинг защищен от корпоративной конкуренции: согласно договору франчайзер на этой территории не продаст франшизу никому другому.

Потребитель также остается в выигрыше - он получает возможность пользоваться в своем районе продуктами (услугами) известной торговой марки определенного качества и по единой цене.

Предметом исследования курсовой работы выбран франчайзинг, как особый вид вертикальных ограничений.

Целью курсовой работы является исследование франчайзинга, его особенностей в вертикальных ограничениях.

Цель исследования предполагает выполнение следующих задач:

- понять сущность и разновидности франчайзинга

- рассмотреть историю франчайзинга


- определить преимущества и недостатки франчайзинга

- определения и разновидности вертикальных ограничений

- франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений

- на основе полученных знаний сделать вывод.

1 Общая характеристика франчайзинга

1.1 Понятие и основные принципы франчайзинга

Прежде чем перейти к рассмотрению сущности франчайзинга, определим основные понятия франчайзинга

1. Франшиза - право на использование торговой марки, товарного знака и фирменного наименования и связанных с ними технологий и ноу-хау.

2. Франчайзер (франшизодатель) - компания, обладающая известной (на региональном, национальном и/или международном уровне) и хорошо зарекомендовавшей торговой маркой и развивающая свою сеть путем передачи прав на использование своей торговой марки независимым компаниям.

3. Франчайзинг (франчайзиат, франшизополучатель) - независимая компания или частный предприниматель, приобретающий у франчайзера на определенных условиях право на использование его торговой марки и связанных с ней технологий на определенный срок на определенной территории. Разновидность франчайзинг - мастер-франчайзинг, имеющий право заниматься суб-франчайзингом, то есть продавать право на использование торговой марки франчайзера другим компаниям, расположенным на предоставленной ему территории.

4. Первоначальный взнос - сумма, выплачиваемая франчайзинг франчайзеру при приобретении франшизы.

5. Роялти - регулярные денежные отчисления, производимые франчайзинг франчайзеру за участие в его сети. Представляют собой либо фиксированную сумму, либо процент от оборота франчайзинг [9, с.233].

Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзинг получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Следование правилам означает, что франчайзинг имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзинг делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзинг никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзинг) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области [17, с.33].


Франчайзор и франчайзинг образуют тандем, усилия которого приводят к взаимовыгодным результатам. Франчайзор выдает лицензию или передает право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (брэнднэймг). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

Франчайзор сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Франчайзор покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты [14, с.87].

Таким образом, на растущих рынках, таких как Россия, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг - это один из способов стать владельцем бизнеса.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика различных видов взаимоотношений начинающего предпринимателя с крупной фирмой

 Что Вы имеете

Дилер

Франчайзи-дилер

Сотрудник или торговый представитель

Владение своей собственностью

+

+

-

Получаете ли Вы основную часть прибыли

+

+

-

Не нужно вкладывать большой начальный капитал

-

+

+

Есть ли у Вас независимость от других фирм

+

+

-

Вы хозяин своего бизнеса, Вас не могут уволить

+

+

-

Нет риска потерять свои собственные деньги

-

+

+

Нет боязни, что Вы ошиблись в построении схемы бизнеса

-

+

+

Возможность воспользоваться чужим опытом для максимальной эффективности

-

+

+


Источник: собственная разработка на основании изученной литературы

Исследования, проведенные в западных странах, свидетельствуют, что каждые три из четырех обычных фирм закрываются в течение 5 лет, и это на благополучном западе (рис.1) [16].

Рисунок 1 - Сравнительные данные выживаемости фирм с франчайзингом и без

Источник: [6, с. 97]

Только франчайзинговые фирмы практически не разоряются. Раскрученный бренд как раскрученный маховик легко проходит все спады и кризисы и помогает своим партнерам. В этом сила торговой марки - лидера.

Рассмотрим кратко историю развития франчайзинга.

Как отличительный способ организации нового бизнеса, а не просто как способ распределения существующего товара франчайзинг стал применяться в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Франчайзинг второго поколения, который также называется франчайзинг бизнес-формата, возник в США. В течение 1950-х и в начале 1960-х гг. новая система бизнеса быстро распространилась с США. В 1946 г. можно было обнаружить несколько франчайзеров, а в 1960 г. их насчитывалось уже более 700. На протяжении этого периода возникли предприятия, чьи имена стали с тех пор привычными, такие как McDonald’s, Holiday Inn, Budget-Rent-a-Car. В конце 1960-х гг. в экономике США наметился спад, что неблагоприятно сказалось на развитии франчайзинга. Это заставило многих американских франчайзеров задуматься об освоении зарубежных рынков. Шествие франчайзенга по Европе началось с Великобритании. Так эта система впервые возникла в 1955 г., когда компания J. Lyons &Co. Ltd. приобрела у американской сети ресторанов быстрого питания Wimpy франшизу на право деятельности (master franchise rights) в Великобритании. В Великобритании на протяжении 1970-х и 1980-х гг. франчайзинг быстро развивался и приобрел популярность. Основной стимул развитию франчайзинга давали вновь возникающие предприятия, для которых такой метод продажи товаров и услуг являлся не связанным с большим риском средством финансового роста. С тех пор франчайзинг распространился по всему миру. Сегодня на разных стадиях развития он действует в 140 странах, во многих из которых длительно существуют франчайзинговые сообщества. Более того, в последние годы все большее число давно существующих компаний также стали прибегать к франчайзингу как к средству расширения своего бизнеса [8, с.47].

Применение франчайзинга не ограничивается сферой услуг и розничной торговли. К нему также прибегают и производители, для того чтобы обеспечить себе возможности сбыта своих товаров, и оптовики, которые не только приобретают торговые точки для продажи товаров, но и получают возможность более экономного использования складских помещений и каналов распределения. Кроме того, некоторые давно существующие розничные сети организуют наряду с собственными подразделениями франчайзинговые единицы как средство достижения особых стратегических целей. Франчайзинг позволяет мобилизовать капитала за счет существующих торговых марок; достичь более быстрых темпов проникновения на рынок, чем это было бы возможно при использовании только собственных торговых точек. Эта система бизнеса улучшает показателей своих не очень прибыльных торговых точек путем превращения их во франчайзинг.


Франчайзинг распространился за последние сорок лет как предпочтительный по сравнению с другими бизнес-форматами вариант осуществления сбыта и распределения по объективным причинам: выгодность для франчайзера и франчайзинг; благоприятные факторы в социально-экономической сфере.

1.2. Виды франчайзинга

Существуют две основных классификации франчайзинга в зависимости от вида.

Первая классификация выделяет три вида франчайзинга: производственный франчайзинг, товарный франчайзинг и сервисный франчайзинг. Основой для такой классификации является направление деятельности и комплекс передаваемых прав. Конечно, деление это достаточно условно, поскольку в системе отношений могут присутствовать элементы различных видов [10, с.71]

1. Производственный франчайзинг.

В этом случае речь идет о производстве товаров, и соответственно в основе отношений будут лежать патенты, технические ноу-хау и торговые марки. Производственный франчайзинг позволяет наиболее эффективно организовать производство определенного вида продукта, а также размещать производство на экономически выгодных территориях. Франчайзером может выступать как производитель сырья, так и производитель готовой продукции, а также обладатель прав на патент и ноу-хау, не занимающийся непосредственно производством.

Производственный франчайзинг решает ряд основных задач:

  • разделение труда и специализация производства;
  • увеличение объема производства и расширение производственной программы;
  • обеспечение экономичности производства;
  • увеличение гибкости производства и сбыта, соизмеримое с требованиями рынка;
  • оперативное внедрение новых идей;
  • освоение производства новых изделий в зависимости от изменений на рынке [10, с.73].

Решение этих задач позволяет работать на опережение и приобретать конкурентные преимущества, что особенно важно в условиях сокращения жизненного цикла товаров. Наиболее ярким представителем , использующим систему производственного франчайзинга является компания “Кока Кола”. Классический напиток «Кока-Кола» производится по определенному рецепту, купленному в 19 веке у аптекаря. Напиток производится и продается во многих странах мира, при этом формула его производства является коммерческой тайной, и ее практически никто не видел. Формула не была запатентована, именно это и дало возможность защитить ее от раскрытия. В начале 20-го века два американских бизнесмена приобрели у компании «Кока Кола» права на бутилирование напитка. Отсутствие достаточного количества капитала на открытие собственных предприятий привело этих бизнесменов к решению о продаже франшизы на открытие разливочных предприятий. Концепция франчайзинга используется и в разливочном производстве ,и в сервисном обслуживании торговых автоматов по продаже напитков до настоящего времени. В 1995 году компания вышла на российский рынок. По имеющейся в открытых источниках информации компания «The Coca-Cola Company» имеет в России девять фирм-франчайзеров-производителей: в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Владивостоке, Орле, Новосибирске и др.городах. Конечно «Кока Кола»-это не единственный пример. В мире производственный франчайзинг успешно реализуется [10, с.79].