Файл: Управление доходами организации индустрии гостеприимства».pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 4
К основным внешним факторам, влияющим на политику ценообразования отеля «Минск» относятся: конкуренция на рынке, потребители, государство.
Предприятие определяет цену на свой продукт исходя из собственных затрат, сложившегося спроса и цен конкурентов, разрабатываются дифференцированные предложения для различных сегментов рынка, широко используются брендинг, реклама и стимулирование сбыта.
Значительную долю клиентов отеля составляют гости, которые воспринимают цену как свидетельство высокого качества предоставляемых услуг. Высокая цена ограничивает доступность предложения для менее обеспеченных клиентов и придает определенный имидж услугам отеля «Минск». На корпоративных клиентов огромное влияние оказывает эффект безвозвратных инвестиций и фактор распределения затрат.
Государственное вмешательство в ценообразование реализуется на основе сочетания форм косвенного и прямого регулирования.
Цель ценообразования РУП «Отель «Минск» - лидерство в качестве предлагаемых продуктов. Отель стремится превзойти конкурентов путем максимального повышения качества предоставляемых услуг. Повышение цены, связанное с улучшением качества услуг, рассматривается потребителями как вполне допустимое. Однако, исходная цена корректируется с учетом реально складывающейся ситуации на рынке путем использования различных ценовых стратегий.
РУП «Отель «Минск» применяет конкурентную стратегию стандартных цен. Цены предприятия сохраняются неизменными в течение достаточно длительного времени, обеспечивая необходимый уровень прибыли и конкуренции за счет снижения издержек, изменения перечня услуг и т.д.
Стимулирующие стратегии ценообразования отеля «Минск» реализуются в применении различных скидок: количественных (некумулятивные - скидки для многочисленных групп, скидки для посетителей ресторанов, сделавших заказ на большую сумму и кумулятивные - скидки постоянным клиентам), торговые (предоставляются партнерам и посредникам), специальные (скидки детям, скидки особых случаев (юбилей, свадьба)).
Таким образом, ценообразование РУП «Отель «Минск» является достаточно гибким, зависит от эластичности спроса, учитывает внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность предприятия, сложившейся рыночной ситуации, действий конкурентов. Использование различных стратегий позволяет отелю расширять рынок сбыта и повышает конкурентоспособность реализуемых продуктов и услуг.
Таблица 1
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности гостиницы «Минск» за январь - июнь 2016-2017 гг.
Показатели |
январь - июнь 2016г. |
январь - июнь 2017г. |
Отклонение |
Темп роста, % |
||
Сумма |
в % к выручке |
Сумма |
в % к выручке |
|||
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, всего, тыс руб. в сопоставимых ценах |
16707 |
100,00 |
21096 18441 |
100,00 |
+4389 +1734 |
126,27 110,38 |
Выручка от реализации за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку, тыс руб. |
12969 |
77,63 |
17315 |
82,08 |
+ 4346 |
133,51 |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, тыс руб. |
8095 |
48,45 |
10922 |
51,77 |
+ 2827 |
134,92 |
Валовая прибыль, тыс руб. |
4874 |
29,17 |
6393 |
30,30 |
-1481 |
131,17 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
424 |
- |
429 |
- |
+5 |
101,18 |
Фонд заработной платы, тыс руб. |
2040 |
12,21 |
2316 |
10,98 |
+ 276 |
113,53 |
Среднемесячная заработная плата на 1 работника, тыс руб. |
0,802 |
0,0048 |
0,899 |
0,004 |
+ 0,097 |
112,09 |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг |
8095 |
48,45 |
10922 |
51,77 |
+2827 |
134,92 |
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс руб. |
4874 |
29,17 |
6393 |
30,30 |
+ 1519 |
131,17 |
Прибыль от операционных доходов и расходов, тыс руб. |
4 |
0,02 |
47 |
0,22 |
+43 |
1175 |
Прибыль от внереализационных доходов и расходов, тыс руб. |
2545 |
15,23 |
2794 |
13,24 |
+ 249 |
109,78 |
Прибыль отчетного периода, тыс руб. |
7423 |
44,43 |
9234 |
43,77 |
+ 1811 |
124,4 |
Прибыль до налогообложения, тыс руб. |
7444 |
44,56 |
9416 |
44,63 |
+ 1972 |
126,49 |
Чистая прибыль, тыс руб. |
5896 |
35,29 |
7711 |
36,55 |
+ 1815 |
130,78 |
Рентабельность реализованных услуг в % к выручке без ндс |
37,58 |
12,21 |
36,92 |
10,98 |
-0,66 |
98,24 |
Примечание - источник: финансовые документы РУП «Отель «Минск»
Проанализируем данные таблицы 1.
В январе-июне 2016 г. выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг составила 16707 тыс. руб., следовательно, по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. возросла на 26,27 %. В 2017 г. в сопоставимых ценах выручка составила 18441 тыс. руб. (21096/1,114). Таким образом, в сопоставимых ценах в 2016г. выручка возросла на 10,38 % (18441 : 16707 х 100). Выручка от реализации за вычетом налогов и сборов выросла на 33,51 % в отчетном периоде по сравнению с базисным.
В январе-июне 2017 г. среднемесячная заработная плата на 1 работника увеличилась на 12,09 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.
Прибыль от реализации в 2017 г. возросла на 31,17% в действующих ценах и на 14,65% в сопоставимых ценах.
Доля фонда заработной платы в 2017 г. Снизилась на 1,23 %.
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг выросла на 34,92 % или 2827 тыс.руб.
Рентабельность реализованных гостиничных услуг РУП «Отель «Минск» в 2017 г. составила 36,92 % к выручке (37,58 % к 2016 г.). Следовательно, мы видим, что в январе-июне 2017 г. рентабельность предприятия уменьшилась на 1,76 % по сравнению с аналогичным периодом 2016г.
Исходя из проведенного анализа деятельность гостиницы за отчетный период, можно охарактеризовать как удовлетворительную. Главный показатель финансового благополучия предприятия - прибыль - в январе-июне 2017 г. составила 9234 тыс. руб. и рентабельность 36,92%, что является довольно высоким показателем для гостиничного бизнеса.
В то же время наблюдается рост издержек предприятия. Так, себестоимость реализованных услуг возросла на 2827 тыс. руб. (34,92 %), тогда как выручка возросла на 4346 тыс. руб. (33,51%), т.е. темп роста издержек все же превысил темп роста выручки. Так, за 6 месяцев 2016 г. уровень затрат составил 62,42%, тогда как за 6 месяцев 2017 г. - 63,08 % к выручке за вычетом налогов, т.е. наблюдается увеличение уровня издержек на 0,66 %.
Таким образом, сложилась ситуация, при которой, несмотря на незначительный рост издержек, выручка от реализации покрывает себестоимость реализованных услуг, в результате чего у предприятия имеется прибыль, что в свою очередь свидетельствует об эффективной работе РУП «Отель «Минск».
2.2. Оценка динамики общей суммы, уровня и структуры доходов
Величина доходов формируется во всех сферах хозяйственной деятельности. Для рассмотрения динамики и суммы доходов РУП «Отель «Минск» необходимо рассматривать доходы как в целом по организации, так и по направлениям, в том числе основной и прочей деятельности. На основе такого анализа можно охарактеризовать механизм формирования и расходования доходов.
Анализ доходов и расходов организации проводится по данным ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В ней содержится информация о всех видах доходов и расходов за отчетный и предыдущий периоды в поквартальном, полугодовом, девятимесячном и годовом разрезах. Это позволяет качественно оценить характер возникновения и содержание доходов и расходов; проанализировать в динамике состав и структуру доходов и расходов, их изменение, осуществлять контроль за их движением и состоянием; выявлять факторы, оказавшие влияние на увеличение (снижение) доходов и расходов, а также рассчитывать ряд коэффициентов, свидетельствующих об эффективности использования доходов и целесообразности произведенных расходов в сравнении с полученными доходами.
За исследованный период сумма совокупных доходов РУП «Отель «Минск» существенно возросла, что представлено в таблице 3.
Таблица 3
Динамика суммы и структура совокупных доходов РУП «Отель «Минск» в 2014-2016 гг. ( тыс. руб.)
Показатели |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
Изменение, % |
||
2015г. к 2014г. |
2016г. к 2015г. |
2016г. к 2014г. |
||||
Доходы от обычных видов деятельности (выручка) |
150635 |
177794 |
214089 |
118,03 |
120,4 |
142,1 |
Прочие доходы |
5015 |
8220 |
7129 |
163,9 |
86,7 |
142,1 |
Совокупные доходы |
155650 |
186014 |
221218 |
119,5 |
118,9 |
142,1 |
Таким образом, в результате различной динамики доходов от различных видов хозяйственной деятельности за исследованный период произошли изменения в структуре совокупных доходов, что привело к росту удельного веса доходов по обычным видам деятельности.
В последующем анализе динамика отдельных элементов текущих затрат РУП «Отель «Минск» существенно изменилась. Следует отметить рост суммы затрат на оплату труда (на 26,8 %).материальных затрат (14,91%) и прочих затрат (14,52%), которые указаны в таблице 4.
Таблица 4
Динамика текущих затрат РУП «Отель «Минск» по элементам за 2014-2016гг.
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
Изменение в % по сравнению с предшествующим периодом за |
|||
2014г. |
2015г. |
2016г. |
|||
2015г. |
2016г. |
||||
Материальные затраты |
12665 |
13890 |
15961 |
9,67 |
14,91 |
Затраты на оплату труда |
18400 |
22447 |
28462 |
21,99 |
26,80 |
Отчисления на соц. нужды |
3154 |
3120 |
3958 |
-1,08 |
26,86 |
Амортизация |
1116 |
1106 |
1515 |
-0,90 |
36,98 |
Прочие затраты |
8391 |
10656 |
12203 |
26,99 |
14,52 |
Итого по элементам текущих затрат |
43726 |
512119 |
62099 |
17,14 |
21,24 |
В динамике темпы роста прочих затрат существенно замедлились, а материальных затрат и затрат на оплату труда, наоборот, ускорились. Отчисления на социальные нужды и амортизация также возросли – на 26,86% и 36,98 соответственно. Опережающими темпами по сравнению с остальными элементами текущих затрат в этот период росла амортизация. Это объясняется приобретением новых основных средств и вводом их в эксплуатацию в течение 2016 года.
Обобщение данных позволило установить увеличение затрат предприятия по отдельным показателям.Итого текущие затраты возросли на 21,24%.Увеличение затрат можно объяснить увеличением числа основных средств и возрастанием численности работников.
В заключение проведенного анализа можно сказать, что РУП «Отель «Минск» является доходной организацией, т.к. общая совокупность доходов превышает сумму расходов. Финансовый результат за 2016 г. равен 159119 тыс. руб. Этот результат вычисления, получаемый за счет вычета текущих затрат из совокупных доходов, является положительным, а следовательно, покрывает нужды предприятия.
2.3. Резервы роста доходов предприятия
В настоящее время в условиях развития рыночных отношений для любого предприятия очень важно определить, за счет каких факторов растут или снижаются доходы, а также выявить всевозможные резервы их увеличения. На примере РУП «Отель «Минск» определим основные пути повышения и резервы роста доходов предприятия.
Во-первых, доходы предприятия возрастают, главным образом, за счет роста цен. Среднемесячные темпы их прироста не превышают темпы роста цен, что свидетельствует об инфляционном характере формирования полученных доходов. При росте затрат на производство продукции и снижении объёмов её выпуска доходы сокращаются. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обоснованно, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции. Однако замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора.
Во-вторых, при стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения доходов состоит в снижении себестоимости проданных товаров. В практике предпринимательской деятельности применяются различные способы снижения себестоимости: экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных затрат и т.д. Однако следует иметь в виду, что снижение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции.