Файл: Управление доходами организации индустрии гостеприимства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В России в настоящее время сформировалась экономическая система, стержнем которой являются рыночные отношения. В этих условиях усложнилась ориентация предприятий в новой системе, возросла значимость квалифицированного и эффективного управления предприятием и формирования массива объективной информации для обеспечения эффективного его функционирования.

Деятельность предприятий в условиях рыночной экономики подчинена цели получения прибыли, поскольку предприятия несут полную материальную ответственность за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности. А основа формирования прибыли соотношение между доходами и расходами.

В распоряжении предприятия остается часть от выручки при вычете материальных, денежных и трудовых затрат, затрат на производство и реализацию продукции. Поэтому важной задачей каждого хозяйственного субъекта является получение больших доходов, при наименьших затратах, путем экономии в расходовании средств и увеличение эффективности их использовании.

Категории доходы и прибыль являются предметом исследования многих ученых-экономистов. Большой вклад в разработку теоретических и практических аспектов прибыли внесли такие ученые, как И.А. Бланк, В.В. Ковалев, В.И. Чернов, Ф.Р. Шамхалов, Н.А. Яцюк и другие.

Однако доходы и прибыль являются одними из самых сложных экономических категорий. Изучив источники получения доходов, можно разработать научный подход к решению многих проблем, например, достижения конечных результатов при наименьших затратах.

Такой подход к предмету исследования означает, что прибыль или положительный финансовый результат деятельности организации и есть то, ради чего эта деятельность ведется это первооснова существования хозяйственного субъекта с точки зрения его устремлений. В настоящее время в большинстве организаций менеджеры уделяют большое внимание организационной стороне дела, полагая, что экономический механизм в условиях рыночной экономики действует сам по себе. Однако без введения системы экономической ответственности в организации в целом, в частности, без создания системы управления доходами и расходами, невозможно повысить эффективность и рентабельность производства, размеры получаемой прибыли.

Вышеизложенные положения определили актуальность темы курсовой работы.

Цель исследования данной курсовой работы - исследовать экономическую категорию доходы предприятия, проанализировать их классификацию.


Таким образом, целью проводимого исследования является всесторонний анализ доходов, получаемых предприятием, а также поиск резервов их увеличения.

В соответствие с целью исследования в данной работе поставлены и решены следующие задачи:

- раскрыто теоретическое содержание экономической категории доходов предприятия;

- приведена классификация основных видов доходов с учетом бухгалтерского, налогового и традиционного экономического подхода;

- указаны основные направления распределения доходов на предприятии;

- рассмотрены способы расчета валового дохода предприятия;

- указаны возможные резервы увеличения доходов предприятия.

Объектом проводимого в курсовой работе исследования является РУП «Отель «Минск», осуществляющее свою деятельность в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса с 1995 года.

Предметом исследования являются доходы предприятия и направления их оптимизации.

Глава 1 Экономическая сущность доходов предприятия и источники их образования

1.1 Экономическая сущность доходов торгового предприятия

Одним из результатов хозяйственной деятельности предприятия выступает размер его доходов. Основой жизнедеятельности предприятий и отраслей является создаваемая в них добавленная стоимость, за счет которой возмещаются потребленные в них авансированные ресурсы и другие затраты, а также формируется прибыль, получение и максимизация которой является долговременной целью деятельности любого предприятия. От величины добавленной стоимости зависят масштабы расширенного воспроизводства предприятий, отчисления ими денежных средств в государственный и местный бюджеты. Показатели прибыли и добавленной стоимости, являющиеся составными частями более общего результата хозяйственной деятельности, — реализации товаров — чаще всего выступают в качестве целей и мотивов их деятельности.

Обобщающим показателем деятельности предприятий и отрас­лей принято считать валовую продукцию, которая отражает меру их вклада в удовлетворение общественных потребностей. В отличие от промышленности, где обычно применяется термин «валовая продукция», отрасли торговли не производят товары и создаваемая в них стоимость называется валовым доходом. Эта стоимость создается трудом работников торговли.


Валовой доход на макроуровне отражает долю торговли в сумме цен на товары народного потребления.

Валовой доход торгового предприятия как экономическая категория в традиционном понимании представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли. В его составе можно выделить чистую продукцию. Чистая продукция характеризует собой вновь созданную стоимость, которая, как и в других отраслях экономики, состоит из заработной платы работников и прибыли.

Размер доходов торгового предприятия выступает одним из результатов его хозяйственной деятельности. Доходы торгового предприятия являются финансовой основой его деятельности. Наиболее полно экономическая сущность доходов предприятия проявляется через следующие важнейшие задачи, выполнение которых они обеспечивают:

1. Возмещение всех текущих затрат (издержек обращения), связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности. Реализация этой задачи обеспечивает самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

2. Обеспечение выплат различных видов налоговых платежей, обеспечивающих формирование средств государственного и местного бюджетов, внебюджетных фондов. Реализация этой задачи обеспечивает выполнение финансовых обязательств торгового предприятия перед государством.

3. Формирование прибыли торгового предприятия, за счет которой образуются фонды производственного развития, дополнительного материального стимулирования персонала, социальных выплат, выплат владельцам имущества, резервный и т.п. Реализация этой задачи обеспечивает самофинансирование развития торгового предприятия в предстоящем периоде.

Самостоятельность, самоокупаемость, самофинансирование требуют, чтобы размер валового дохода торгового предприятия превышал затраты, необходимые для выполнения им своих задач, т.е. валовой доход торгового предприятия является исходной предпосылкой для конкурентоспособного функционирования предприятия.

Валовой доход торговли – это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени.

Под доходами предприятия, с точки зрения бухгалтерского учета, понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к росту капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Для более глубокого понимания данного определения необходимо разобраться, что подразумевается под терминами «экономические выгоды», «активы» и «капитал».


Согласно ст. 41 Налогового Кодекса РБ «Принципы определения доходов», под доходом понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 25 НК РБ.

Таким образом, НК РБ, так же как и план счетов бухгалтерского учета, понимает под доходами экономическую выгоду.

1.2. Юридические аспекты взаимоотношений гостиниц с контрагентами

В современных условиях у большинства гостиниц основным источником доходов от проживания являются продажи не «от стойки», как это было несколько лет назад, а от оказания гостиничных услуг в рамках заключенных договоров. При этом в роли покупателей выступают как туроператоры, так и компании, заключающие договоры на проживание туристических групп и своих сотрудников соответственно. И в том, и в другом случае гостиница осуществляет расчеты с лицом, заключившим договор, то есть с юридическим лицом. Хотя договор на гостиничное обслуживание и считается публичным договором в соответствии со статьей 369 ГК РБ, это правило действует только при расчетах гостиницы с физическими лицами. При расчетах гостиницы с организациями действуют положения ст. 162 «Возмездное оказание услуг» ГК РБ.

Как показывает практика, условия подобных договоров не всегда соответствуют требованиям законодательства или содержат в себе «подводные камни», опасные не с точки зрения выполнения гостиницей своих обязательств перед гостями, а из-за наличия в них бухгалтерских и налоговых рисков.

Как правило, цены, установленные договором с компанией, отличаются от цен, установленных гостиницей в прейскуранте «от стойки». Гостиница идет на этот шаг намеренно, поскольку компания в соответствии с условиями договора обязуется забронировать не менее определенного числа ночей (ночевок). В договоре в этом случае прямо предусматривается, что корпоративные цены действительны при бронировании не менее определенного количества ночей (ночевок) за период действия договора. В случае же невыполнения нормы ночей (ночевок), гостиница оставляет за собой право не заключать аналогичный договор в будущем или произвести перерасчет исходя из цен, установленных в прейскуранте гостиницы «от стойки».


При наличии таких условий гостиница просто обязана отслеживать посещаемость гостями в рамках заключенного договора для того чтобы правильно произвести перерасчет в случае невыполнения компанией предусмотренных условий.

Однако в случае невыполнения компанией условий по количеству ночей (ночевок), гостиницы не всегда производят этот перерасчет. Объясняют они это тем, что договор предусматривает два варианта решения проблемы: либо перерасчет, либо незаключение договора в будущем. Действительно, наличие в договоре формулировки «гостиница имеет право»: означает, что именно гостиница решает, производить перерасчет или расторгнуть договор.

Так вот, в случае, если отношения гостиницы с компанией не расторгнуты, то все необходимые условия для признания выручки есть в наличии. Поэтому гостиница обязана произвести перерасчет обязательств, выставить новый (дополнительный) счет компании и доначислить выручку в бухгалтерском и налоговом учете, а также доначислить налоги.

Необходимо помнить и о дате доначисления выручки в бухгалтерском и налоговом учете. Так, если договором предусмотрено, что корпоративные цены действительны при бронировании не менее определенного количества ночей (ночевок) за период действия договора. Если договор заключен на период с 1 января по 31 декабря текущего года, тогда и в бухгалтерском, и налоговом учете бухгалтер гостиницы должен будет произвести перерасчет 31 декабря текущего года, поскольку именно на эту дату стороны согласуют, выполнила ли компания условие о количестве ночей (ночевок) или нет.

Другое достаточно часто встречающееся условие в договорах на оказание гостиничных услуг - это предоставление гостиницей двух-трех часов бесплатного нахождения гостя в номере для его подготовки к выезду. Например, расчетный час, установленный гостиницей, - 12 часов дня, при этом гость может находиться в номере до 15 часов, и никто его не побеспокоит. Данный подход к работе с клиентом, безусловно, говорит о высоком уровне обслуживания в гостинице, однако бухгалтер при наличии такой записи в договоре должен помнить следующее.

Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с единым расчетным часом - 12 часов текущих суток по местному времени. В случае задержки выезда гостя не более чем на 6 часов после расчетного часа, взимается почасовая оплата за проживание.

Бухгалтеру гостиницы или экономической службе необходимо подготовить расчет (калькуляцию) номерного фонда. Данный расчет поможет бухгалтеру в случае возникновения спорной ситуации с налоговыми органами доказать, что в стоимость номерного фонда (всего или только некоторых номеров - это уже зависит от ценовой политики гостиницы) входит стоимость часов, проведенных гостем в номере без дополнительной оплаты, а это значит, что услуга была оказана гостю не бесплатно.