Файл: Правовая основа налогового учёта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Деятельность каждой организации обязательно включает в себя уплату налогов и сборов в бюджеты различных уровней. В связи с этим перед организациями встает необходимость ведения налогового учёта и сдаче налоговой отчетности.

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблемы ведения налогового учёта достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, однако практика показывает необходимость детального изучения их в сфере ныне осуществляемой налоговой реформы. В настоящее время перед налогоплательщиками стоит альтернатива выбора между двумя принципиально различными подходами: ведением налогового учета как самостоятельной системы либо как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учёта.

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно–технического прогресса.

Цель работы – изучить систему налогового учёта на предприятии.

Объект исследования - КУП «ЖКХ Гродненского района»

При написании курсовой работы поставлены следующие задачи:

изучение важнейших принципов организации управленческой работы на предприятии;

анализ структуры налоговых платежей;

изучение методики управления налогами предприятия;

оценка эффективности системы налогообложения предприятия.

Предмет исследования –совокупность теоретических, методических и практических вопросов организации и внедрения налогового учета для целей управления.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, нормативно-правовые документы, учебники и учебные пособия по налогам и налогообложению. К исследованию применен системный подход с использованием методов экономического, сравнительного, факторного анализа, а также другие методы исследования.

Глава 1 Правовая основа налогового учёта

Правовая основа налогового учета представляют собой систему источников правового регулирования, имеющих нормативный характер и обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и осуществления налогового учета в Российской Федерации.


Большое значение в системе источников правового регулирования налогового учеты имеют решения высших судов, имеющие нормативный характер, прежде всего решения Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ) и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ).

Рассмотрим правовую основу налогового учета более подробно.

Международные нормы. Среди существующих на международном уровне стандартов, применимых к налоговому учету, наибольшее значение имеют Международные стандарты финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards), ранее, до 2001-го года имевшие наименование International Accounting Standards. Например, IFRS-1 «Представление финансовой отчетности», действующий с 2005 года; IAS-12 «Налоги на прибыль», действующий с 1998 года. Эти стандарты разрабатываются Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Committee foundation).

Следует выделить такой источник правового регулирования налогового учета, как международные договоры Российской Федерации. Наиболее распространенным предметом международных договоров в рамках рассматриваемой проблематики, является согласование коллизионных налоговых норм, что позволяет предотвращать уклонение от уплаты налогов, избегая при этом двойного налогообложения.

Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено следующее: «...если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации».

В качестве примера подобного рода соглашений можно назвать Соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное Российской Федерацией и ФРГ, ратифицированное Федеральным законом от 18 декабря 1996 г. № 158-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» или Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии, ратифицированное Федеральным законом от 6 декабря 2003 г. № 156-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы».

Конституция России содержит ряд норм, закрепляющих важнейшие начала правового регулирования налоговой политики страны, в том числе нормы, являющиеся частью правовой основы налогового учета.


Так, часть 3 статьи 75 Конституции России, устанавливает, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. В статье 57 Конституции России предусмотрено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Федеральные конституционные законы. Указанные нормативно-правовые акты содержат сравнительно небольшой объем норм, имеющих отношение к налоговому учету. Здесь допустимо привести следующий пример. Статья 36 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство РФ дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты. Уместным будет вспомнить и запрет вынесения на федеральный референдум вопросов о системе налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и об общих принципах налогообложения и сборов, установленный пунктом 5 статьи 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».

Федеральные законы. Центральное место, но не по юридической силе, а по степени влияния на общественные отношения в рассматриваемой сфере занимает Налоговый кодекс Российской Федерации, части первая и вторая[10], Федеральный закон от 21 ноября 1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете», Закон РФ от 21 марта1991 года № 943-1 (в редакции от 21 ноября 2011 г.) «О налоговых органах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 1 января 2012) и др.

Постановления Правительства Российской Федерации конкретизируют правила осуществления налогового учета, в общем виде сформулированные в Налоговом кодексе и иных федеральных законах. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 утверждены новые формы и Правила заполнения счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, ведения книги покупок, книги продаж и журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.[1]

Акты федеральных органов исполнительной власти содержат закрепление процедур и алгоритмов составления и предоставления отчетности при осуществлении налогового учета, также, в основной своей массе, посвящены рекомендациям, разъяснениям, ответам на вопросы и т.д. Например, Приказ Минфина РФ от 31.12.2008 № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения»; Письмо Минфина РФ от 1 августа 2007 г. № 03-03-06/1/531, действующие в части не противоречащей актам, принятым позднее Рекомендации МНС РФ «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации»[2], впервые развернуто описавшие порядок и процедуры налогового учета при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, Письмо ФНС РФ от 02.02.2011 № КЕ-4-3/1459 «О порядке заверения Книги учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН»; Разъяснение ФНС РФ от 1 декабря 2008 года «О порядке исчисления ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль организаций исходя из фактически полученной прибыли в IV квартале 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»» и т.д.


Законодательство субъектов Российской Федерации представлено конституциями и уставами субъектов, где нередко закрепляется, что региональные налоги устанавливаются соответствующими налогами субъектов и законы субъектов РФ, посвященные правовому регулированию региональных налогов, например, налогу на имущество предприятий, установлению допустимых федеральным законодательствам льгот и т.д. Так, согласно ст. 284 НК РФ ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.

Нормативные акты местного самоуправления закрепляют положения, касающиеся местных налогов, например ставки налога на имущество физических лиц, земельного налога и т.д.

Решения высших судов имеют немаловажное значение для правового регулирования налогового учета. Так, например, Определение КС РФ от 18 января 2005 г. N 24-О установлено, что приоритет при уяснении значения налогового института, понятия или термина отдается налоговому законодательству. Определение КС РФ от 4 декабря 2003 г. N 442-О разъяснено, что в соответствии с НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» содержаться важнейшие положения, существенно ограничивающие применение способов так-называемой оптимизации налогообложения при определении налогооблагаемой базы по отдельным видам налогов, в первую очередь – налога на прибыль.[3]

Для рассматриваемой проблематики существенное значение имеют нормы налогового законодательства, устанавливающие ответственность за нарушения при осуществлении налогового учета.

Ответственность в рассматриваемой сфере устанавливает статья 120 НК РФ, наименование которой сформулировано следующим образом – «грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения». В примечании к статье указывается, что грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является:

- отсутствие первичных документов,

- отсутствие счетов-фактур,

- отсутствие регистров бухгалтерского учета,

- систематическое, то есть два или более раз в течение календарного года, несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.


Глава 2 Анализ системы налогообложения на КУП «ЖКХ Гродненского района»

История деятельности предприятия начинается с 1993 года. Статус коммунального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Гродненского района» приобрело с 01 ноября 2005 года.

Территория обслуживания населения - Гродно и Гродненский район, в частности, деревни: Одельск, Бакуны, Бояры, Вертелишки, Гибуличи, Грандичи, Индура, Лабно-Огородники, Путришки, Подлабенье, урочище Пышки. Площадь занимаемых предприятием земельных участков составляет 59,1 гектара.

Необходимость существования предприятия базируется на жизненной потребности услуг, оказываемых для населения Гродненского района вышеуказанными подразделениями.

Полное наименование предприятия: Коммунальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Гродненского района». Сокращенное название:КУП «ЖКХ Гродненского района». Форма собственности -коммунальная(районного уровня управления).

КУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Гродненского района» (далее- Предприятие) является преемником Гродненского областного унитарного предприятия по коммунальному обслуживанию «Мяжа», зарегистрированного Гродненским областным исполнительным комитетом 28.03.2005г. Предприятие входит в систему жилищно-коммунального хозяйства Гродненской области. Функции отраслевого органа государственного управления Предприятием осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства Гродненского областного исполнительного комитета (которое является учредителем предприятия) и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Территориально предприятие подчиняется Гродненскому районному исполнительному комитету.

Обслуживает жилищно-коммунальные объекты, расположенные в 34 населенных пунктах района. На балансе состоит 11 мини-полигонов твердых коммунальных отходов, 46 артскважин, протяженность водопроводных сетей 84,2 км, канализационных сетей-47,1км, тепловых сетей 18,4 км, 16 водопроводных башен, 13 канализационных насосных станций, три бани на 68 помывочных мест, 24 котельных, 147 жилых домов.

По состоянию на 01.01.2010года в состав котельного производства со среднесписочной численностью работающих 131 человек, входили 24 котельных и 18,4 км тепловых сетей (в двухтрубном исчислении), расположенных исключительно в сельской местности.