Файл: Правовая основа налогового учёта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура управления КУП «ЖКХ Гродненского района» приведена в приложении А.

В состав предприятия входит 9 структурных подразделений: жилищно- эксплутационная служба с тремя участками; подразделение отопительных котельных и тепловых сетей; водопроводное хозяйство; канализационное хозяйство; санитарная очистка; баня; вспомогательное производство; абонентный отдел; строительная группа.

Руководство предприятием осуществляет директор, первым его заместителем является главный инженер. У каждого структурного подразделения есть свой начальник. За предоставление услуг в сельской местности отвечает заместитель начальника. Кроме него напрямую директору подчиняются: главный инженер, главный бухгалтер, инспектор по кадрам, начальник абонентного отдела, начальник планово-экономического отдела.

Главному инженеру непосредственно подчиняются начальник ПТО, начальники всех участков и ЖЭСов. Структура управления предприятием приведена в приложении 1 к настоящему отчету.

Таким образом, структура управления Предприятия можно считать линейно-функциональной, которая достаточно проста и стабильна.

В соответствии со статьей 8 Налогового Кодекса Республики Беларусь к налогам, уплачиваемым КУП «ЖКХ Гродненского района», относятся: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налог на недвижимость; земельный налог; дорожные налоги и сборы; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей.

Налоговые ставки по местным налогам и сборам устанавливаются в зависимости от объекта налогообложения в размерах, кратных базовой величине, и являются едиными всей территории области.

Согласно учетной политике КУП «ЖКХ Гродненского района» налогообложение предприятия осуществляется по общей (стандартной) системе. В исследуемом периоде предприятием уплачивались:

налог на прибыль по ставке 24 % в соответствии с Законом Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» (с изменениями и дополнениями);

налог на добавленную стоимость - в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями»;

подоходный налог с физических лиц в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями);


экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 декабря 1991Г. № 1335- XII «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» и соответствующими Указами Президента Республики Беларусь;

налог на недвижимость в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 декабря 1991 года «О налоге на недвижимость» (с изменениями и дополнениями). Ставка налога составляла 0,25 %;

земельный налог в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 декабря 1991 года «О платежах за землю» (с изменениями и дополнениями), а также в соответствии индексами, установленными законами Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год, и повышающими коэффициентами, установленными решениями местных Советов депутатов;

Предприятием уплачивает также местные налоги и сборы: целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении; сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района).

Для того, чтобы рассчитать удельный вес каждого налога в их общей сумме и в выручке предприятия, определим основные финансово-экономические показатели деятельности КУП «ЖКХ Гродненского района» по данным приложения В.

Расчет удельных весов налогов в их общей сумме и в выручке предприятия приведен в приложения Г.

Удельный вес налогов и платежей в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг) составил в 2010г. 6,8 % . Налоговая нагрузка по сравнению с 2009 г. уменьшилась на 2,1 %.

Удельный вес налогов и платежей, выплачиваемых из выручки от реализации продукции, уменьшился на 2,3 % из-за снижения ставки единого платежа с 3,9 % до 2,0 %, а также из-за увеличения суммы НДС к зачету по оборудованию.

За счет налогов из прибыли налоговая нагрузка уменьшилась на 0,2%. Сокращение размера платежей из прибыли связано со снижением рентабельности реализованной продукции с 16,0% (за 2009 год) до 14,0% (за 2010 год) и с уменьшением ставки местных налогов с 4 % до 3 %. Увеличились на 0,7 % налоги и отчисления, относимые на себестоимость продукции. Увеличение налогов и отчислений, относимых на себестоимость продукции, произошло, в основном, за счет таможенных пошлин и сборов (закупка оборудования для реконструкции, проводимой на предприятии).

Уменьшение налоговой нагрузки в целом на предприятии позволяет сделать вывод об эффективности налогового менеджмента, который есть на данном предприятии.


Для действенного управления налогами, в первую очередь, предприятием организовано правильное ведение налогового учета по средствам использования налогового менеджмента. На предприятии разработана сбалансированная система показателей (Приложение Д), которая дает руководству совершенно новый инструмент управления. Сбалансированная система показателей - это не только тактическая или операционная оценочная система, она служит еще и средством стратегического управления на долгосрочной основе.

Сбалансированная система показателей позволяет контролировать процесс исполнения целей и корректировать его, а в случае необходимости делать серьезные изменения в самой концепции стратегии. Использование целевых показателей деятельности, их прогноз и анализ в рамках сбалансированной системы позволяет руководству организации осуществлять мониторинг и искать пути оптимизации управления налогами.

Порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике в целях налогообложения и может быть изменён с начала нового налогового периода. В случае изменения законодательства о налогах и сборах в принятую учётную политику также вносятся изменения, но не ранее, чем с момента вступления в силу норм законодательства о налогах и сборах.

Соответственно выбранной предприятием учетной политике составлен и Рабочий план счетов. В нем предусмотрено, что информация о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым предприятием, и налогам с дохода его персонала отражается на синтетическом счете 68 (расчеты по налогам и сборам). К счету 68 открыты субсчета по каждой группе платежей, например, «Налоги, уплачиваемые из прибыли».

Аналитический учет расходов по налогам и сборам ведется по каждому виду платежей (налогов и сборов). Из того, что налоговый учёт предназначен также для информирования внутренних и внешних пользователей, вытекает принцип ясности, прозрачности порядка ведения налогового учёта, который успешно реализуется на исследуемом предприятии.

Налоговый учет для целей правильности исчисления платежей в бюджет организован на КУП «ЖКХ Гродненского района» в соответствии нормами Постановления Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16.12.2003 г. № 173/114 «О вопросах ведения налогового учета» и иными действующими нормативными документами по данному вопросу. Учет организован методически правильно, о чем свидетельствуют результаты аудиторских проверок и практическое отсутствие штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. Так, в 2012 - 20015гг. этих санкции не было вообще. В 2012г. санкции составили 5 млн. руб., или менее одной стотысячной доли процента от выручки предприятия в указанном календарном году.


Налоговое планирование на предприятии призвано не только и не столько уменьшить налоговые отчисления предприятия, хотя оптимизация налогового портфеля и является его важнейшей функцией, сколько стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием, должно способствовать повышению финансовой устойчивости и достижению лучших финансовых результатов. В свою очередь, налоговое регулирование это совокупность управленческих действий по внедрению в финансово-хозяйственной деятельности организации выбранных налоговым планированием способов оптимизации налоговых платежей. Такое регулирование осуществляется на исследуемом предприятии при оформлении договоров крупных сделок.

Что касается налогового контроля, то традиционно он рассматривается предприятиями в качестве государственной функции, и его основной задачей является пополнение бюджета. В то же время налоговый контроль на КУП «ЖКХ Гродненского района» направлен только на выявление и устранение налоговых ошибок, связанных с ежедневным ведением налогового учета и исполнения налоговых обязательств.

Глава 3 Оценка эффективности системы налогообложения КУП «ЖКХ Гродненского района»

Показатели эффективности налоговой системы могут быть рассчитаны как в долях единицы, так и в процентах. Воспользуемся для определения этих показателей самой распространенной методикой, применяя формулы (1.1- 1.5).

По формуле (1.1) определим значения общего коэффициента эффективности налогообложения в 2009 и 2010 гг. При этом в налоговые издержки включаются как косвенные налоги на доходы в размере сумм к доплате, то есть с учетом возмещаемых сумм, так и налоги, относимые на затраты и финансовые результаты, включая чистую прибыль [ 29, с. 40].

Общий коэффициент эффективности налогообложения (1.1),

ЧП – чистая прибыль; СНИ – совокупные налоговые издержки.

В 2008 г. или 35,6%

В 2009 г. или 62,1 %.; В 2010 г. , или 94,8 %.

Наблюдается рост общего коэффициента эффективности налогообложения в связи с увеличением чистой прибыли в 2006 г. по сравнению с предыдущим годом.

По формуле (1.2) определим налогоемкость продаж: (1.2),

СНИ – совокупные налоговые издержки; Опр – объем продаж.


(При этом указанный в знаменателе объем продаж включает выручку от реализации товаров(р.,у) и полученные от покупателей суммы косвенных налогов НДС и налога с продаж). Налогоемкость продаж в 2008 г. составила: или 14,9 %;

в 2009 г. , или 8,9 %; в 2010 г. - , или 6,8%.

Как мы видим по значениям коэффициентов, наблюдается положительная тенденция на предприятии, поскольку налогоемкость продаж снижается.

По формуле (1.3) определим коэффициент налогообложения доходов. При расчете коэффициента налогообложения доходов в числитель (оборотные налоговые издержки) следует включать как косвенные налоги на доходы, так и налоги, облагаемой базой по которым является выручка от реализации товаров, работ и услуг [29, с.40 ].

Поэтому коэффициент налогообложения доходов равен: ( 1.3),

ОНИ – оборотные налоговые издержки; Вр – выручка от реализации товаров (р.,у)

; в 2008 г. или 5,1%

в 2009 г. = - 0,0183, или -1,83%; в 2010 г. = - 0,044, или - 4,4%.

Наблюдается тенденция снижения уровня налогообложения доходов.

По формуле (1.4) определим коэффициент налогообложения затрат. Коэффициент налогообложения затрат определяют как отношение налоговых издержек, относимых на затраты, к совокупным затратам (себестоимости). (1.4),

Низ – налоговые издержки, относимые на затраты; Сз - совокупные затраты.

в 2008 г.или 8,6%

в 2009г. , или 9,1 %; в 2010 г. или 9,5%.

Следовательно, коэффициент налогообложения затрат практически не изменился. Незначительное увеличение (на 0,4%) произошло за счет увеличения в 2010 г. ставок налога за использование природных ресурсов.

По формуле определим коэффициент налогообложения прибыли: (1.5),

Нип – налоговые издержки, относимые на прибыль;

ЧП – чистая прибыль (или любой из показателей прибыли).

При расчете коэффициента налогообложения прибыли используем показатель чистой прибыли.

в 2004 г. или 73,8%

в 2005 г., или 63,8 %.; в 2006 г. , или 49,3%.

Показатель налогообложения прибыли уменьшился, что является положительным моментом для предприятия.

Приведенные выше коэффициенты всесторонне характеризуют эффективность системы налогообложения. Мы выявили лишь тенденции изменения этих показателей для исследуемого предприятия.

Вместе с тем, в отношении показателя «налогоемкость продаж» российский специалист по планированию А. Васильев предлагает следующую оценочную шкалу [29 ,c.41]:

если значение показателя составляет не более 20%, то налоговое планирование может быть ограничено рамками четкого ведения бухгалтерского учета и внутреннего документооборота, использованием прямых льгот и самообразованием главного бухгалтера;