Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Проблема антимонопольного регулирования в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) американская, которая запрещает любую форму монополистического сговора или союза (США, Аргентина и др.);

2) западноевропейская, направленная против тех монополий, которые ограничивают возможности конкуренции в какой-либо отрасли рынка (страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР) [9, с. 10].

В этой классификации есть исключение — законодательство Германии, которое занимает промежуточное положение между двумя указанными формами.

В Германии действует запрет на монополии, но в то же время существует множество исключений из этого принципа. В законодательной системе США антимонопольное регулирование именуется антитрестом, а в Австрии, Германии и Швейцарии — картельным антимонопольным регулированием.

Первый антитрестовский закон США был принят в штате Алабама в 1883 г. Затем на протяжении 1889–1890 гг. такое законодательство было принято в остальных штатах. Это способствовало разработке соответствующих законов на федеральном уровне [5, с. 140].

В 1890 г. вышел закон Шермана, который установил основные требования к антимонопольному законодательству. Суть этого закона заключалась в формальном запрете монополий, что отличало его от законодательств остальных государств.

Позднее, в 1914 г., как расширение закона Шермана были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии. Именно эти три законодательных акта послужили фундаментом антитреста в США [5, с. 12].

В противовес южноамериканской системе ставится европейская. Она базируется на принципе регулирования и контроля монополий, а не полного их запрета.

Для рассмотрения воздействия монополистической деятельности на конкуренцию формируются особые муниципальные организации, осуществляющие контроль монополистической деятельности. Ярким образцом европейской системы является система антимонопольного регулирования Франции.

Там вследствие долгого вмешательства в экономику страны монополизм почти не получил распространения. Для регулирования экономики и выравнивания общей экономической ситуации в стране был основан Конкурентный комитет, особый антимонопольный орган. На сегодняшний день вмешательство государства в экономику снизилось до нуля, что позволяет рынку устанавливать и регулировать цены.

В Великобритании антимонопольное законодательство более либерально, нежели в США, и прямое вмешательство государства минимизировано.

Важным законодательным актом, который регулирует деятельность монополий, является Закон о добросовестной торговле 1973 г. В нем предусматриваются условия и порядок контроля со стороны государства над монополиями. Если же брать во внимание Европейский союз в целом, то нормы о защите конкуренции содержатся в Римском договоре об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г., которым установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке.


Антимонопольный контроль осуществляет комиссия Евросоюза, которая проводит проверки и применяет санкции к правонарушителям.

Хотелось бы также рассмотреть страну — «исключение» из правил антитреста. Германия имеет в своем распоряжении специальное законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции (Закон о недобросовестной конкуренции 1909 г.), в котором содержатся нормы, посвященные ответственности за нарушение условий конкуренции.

В России в основном были восприняты опыт европейских государств и европейская система антимонопольного регулирования, которая скорее ограничивает монополии, чем полностью запрещает их деятельность. Федеральный закон «О защите конкуренции» учитывает специфику российской экономики и наряду с ограничением монополий предусматривает также меры по пресечению государственного монополизма.

Предусмотренные российским законодательством пороги в размере 35–50 % доли рынка как признак доминирования в полной мере соответствуют практике большинства стран [24, с. 7]. Однако применение зарубежного опыта регулирования монополий не дало существенных результатов.

3.2 Проблема антимонопольного регулирования в России

В России проблема монополий перестала быть только экономической. В данное время очень велико вмешательство государства в рыночную экономику, поэтому можно сказать, что данная проблема стала отчасти политической.

Для того чтобы наладить в России систему антимонопольного регулирования, требуется исключить или минимизировать вмешательство государства в рыночную экономику, что в дальнейшем, по оптимистическим прогнозам, приведет либо к становлению страны на западноевропейский путь развития, либо к образованию новой самостоятельной российской системы антимонопольного регулирования экономики.

Углубление экономических преобразований и активизация интеграционных процессов обостряют вопрос разработки государственной антимонопольной политики в области защиты субъектов хозяйствования и потребителей от недобросовестной конкуренции, злоупотреблений монопольным положением на рынке, антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования, органов государственной власти и органов местного самоуправления и соответственно требуют совершенствования механизма государственного контроля в сфере защиты экономической конкуренции и обеспечения защиты конкурентных отношений в РФ [12, c. 8].


Антимонопольное законодательство РФ определяет правовые основы ограничения монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и осуществления государственного контроля за его соблюдением.

Законы предусматривают демонополизацию экономики, а также финансовую, материально-техническую, информационную, консультативную и другую поддержку бизнесменов, способствующую развитию конкуренции.

Мировые монопольные процессы заставили государство усилить регуляторные меры в экономике.

Специальная антимонопольная политика и антимонопольное законодательство позволили поставить под контроль процессы монополизации, сохранить и усилить конкуренцию.

Заключение

Таким образом, монополия это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции.

Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т. е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма.

Монополизация экономики - это процесс захвата фирмами ключевых позиций в области производства и реализации продукции, установление ими своего монополизма. Монополизация экономики может иметь естественное, либо искусственное происхождение.

Монополии могут пожертвовать частью текущей прибыли: отказаться от ряда не просчитанных до конца «строек века», высвободить часть людей, что снизит дефицит кадров в других сферах экономики, и, наконец, что не менее важно, ликвидировать необъяснимые повышающие коэффициенты к стоимости строительства различных объектов, которыми (коэффициентами) славятся все монополии.

В России существует большое количество экспертов, которые считают оправданным и необходимым приближение внутрироссийских цен на энергоносители к некоему условному мировому уровню. Свою позицию они обосновывают высоким уровнем энергоемкости российской экономики.

В современном мире внутренняя экономическая политика государств направлена на обеспечение честных условий конкуренции.

Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за существование на рынке. Стремление обойти своего конкурента, не уступить, не отстать от него — именно это создает мощный стимул для экономического роста и прогресса в целом [7. С. 152].


Само установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегуляции. Ситуация с монополией нуждается в регулировании.

Следует заметить, что монополии могут существовать не во всех отраслях. Так, английский экономист Дж. Робинсон, исследуя монополии, выделила отрасли, где конкуренция не может существовать в силу технологических особенностей. Позднее они получили название «отрасли естественной монополии».

Дж. Робинсон отнесла к их числу электроэнергетику, железнодорожные перевозки и газовую промышленность, объясняя это тем, что «в данных отраслях отсутствуют предпосылки для конкуренции». Надо полагать, что сохранение относительно низких цен на энергоносители в российской промышленности должно стать элементом структурной политики России: не так уж много у отечественной промышленности конкурентных преимуществ.

Процесс монополизации российской экономики имеет как положительные, так и отрицательные последствия, однако никто не отрицает, что недостатков значительно больше. Чтобы предотвратить проявление некоторых негативных факторов, российское государство вынуждено проводить антимонопольную политику.

Концепция антимонопольно-конкурентного регулирования в РФ должна быть призываться обеспечивать уход от позиции «регулирования для регулирования» и направить на «регулирование ради роста и процветания экономики». Эта проблема должна стать объектом последующих изучения ученых-экономистов.

Список использованных источников

  1. Абросимова О.Ю. Естественные монополии в России: особенности развития и способы эффективного регулирования: автореф. дис. ...канд. экон. наук. - Н. Новгород, 2013.
  2. Бархатов В.И. Теоретико-методологические аспекты регулирования совершенной и несовершенной конкуренции в глобальной экономике // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2013. № 27 (208). - Экономика. - Вып. 29. - С. 36–41.
  3. Голоскоков Д. Ю. Совершенствование форм и методов инвестирования инновационных проектов в условиях естественных монополий: на материалах Ставропольского края : автореф. дис. ..канд. экон. наук. Ставрополь, 2013.
  4. Гуляев Г.Ю. Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования // Экономика и предпринимательство. – 2014. – №1-3. – С. 85-90.
  5. Карасева, М. А. Развитие методов оценки бизнеса субъектов естественных монополий: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012.
  6. Курс экономической теории: учебное пособие / С.В. Иванов.– Киров: 2013. – 495 с.
  7. Качалин В.В. Международные аспекты антимонопольного регулирования // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 2. - С. 49-56
  8. Латышев Ю.А. Противоречия развития современных монополий: теория и российская практика // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 9 (338). - Вып. 44. - С. 78–88.
  9. Литвинова Н. А. Экономико-институциональные аспекты развития монополии в современных условиях: дис. ... канд. экон. наук. Самара, 2012.
  10. Меликсетян А.Ф. Процессы самоорганизации и проблема устойчивости в экономических системах // Вестн. гос. и муницип. управления. - 2013. - № 2. - С. 23–26.
  11. Мясников А.А. Синергетические эффекты в современной экономике. Введение в проблематику / А. А. Мясников. - М.: Либроком, 2013.
  12. Никитин С. Государство и проблема монополии // МЭ и МО. - 2013. - № 7. - С. 8
  13. Носачев А.В. Минимизация рисков в системе обеспечения экономической безопасности естественных монополий: концепция, модель, инструментарий: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Ростов н/Д, 2012.
  14. О роли монополизма в современной экономике / В.А. Волконский, Т. И. Корягина // Банковское дело. - 2013. - № 2. - С. 4-14.
  15. Прохоров Е. В. Государственные услуги в механизме реформирования естественных монополий: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2012.
  16. Ракова Е. Энергетический разряд монополии // Нац. экон. газ. - 2013. - №50. - С. 19.
  17. Синякова К. А. Организация несовершенно конкурентных рынков в условиях дерегулирования деятельности естественных монополий: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Ростов н/Д, 2013.
  18. Слагода В.Г. Основы экономической теории. - М.: Форум - Инфра-М., 2012. – 327 с.
  19. Тотьев К. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий. – М.: 2012. – 364 с.
  20. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ (ред. от 5.10.2015) «О естественных монополиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 21. — Ст. 2169.
  21. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от от 03.07.2016 ,) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — № 45. — Ст. 2067.
  22. Фишер С. Экономика. - М.: 2013. – 512 с.
  23. Хиль М. Правовое регулирование антимонопольного законодательства в Республике Беларусь и других государствах - членах ЕврАзЭС // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2013. - № 5. - С. 34-44.
  24. Чечик А. Ю. Обеспечение экономической безопасности при реформировании естественных монополий: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2013.
  25. Шаститко А. Сопоставимые рынки как инструмент антимонопольной политики // Вопросы экономики. - 2013. - № 5. - С. 96-109.