Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Проблема антимонопольного регулирования в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В России сформировался особый тип монопольного хозяйства и самих монополий, существенно отличавшихся от классических рыночных. Монополизм проявлялся и проявляется в специфических формах хозяйствования, обусловленных особенностями социально-экономического развития страны, в составе бывшего СССР.

Отличительной чертой промышленного сектора республики является высокая степень огосударствления и сильная зависимость предприятий от правительственных структур и местных органов власти. Формально в государственном секторе производится более половины всей промышленной продукции.

Однако реально проявляются высокая активность государства в управлении всеми предприятиями, весьма условное соблюдение прав собственности (через пакеты акций, прямое вмешательство).

В Беларуси имеет место не реальное обладание монопольной властью со стороны самостоятельных хозяйствующих субъектов (возможность определять объемы производства и цены на продукцию, диктовать условия потребителям), а формальное лидерство и подчинение вышестоящим инстанциям.

Актуальность проблемы состоит, прежде всего, в недостаточной теоретической разработанности теории и методологии монополизации в российской экономике. Необходимость разработки мер по ее регулированию определили выбор темы, предмета, целей и задач настоящей курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является изучение процесса монополизации рынка в теории и на практике.

Задачи курсовой работы:

изучить сущность монополии;

рассмотреть сущность монополизации экономики;

исследовать положительное и отрицательное влияние монополий;

проанализировать монополизацию рынка в Российской Федерации;

изучить зарубежный опыт антимонопольного регулирования;

исследовать проблему антимонопольного регулирования в России.

Объектом работы выступает – монополизация, предметом – монополизация рынка в Российской Федерации.

В работе использованы следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, систематизация и логическое обобщение, сравнительный и аналитический методы.

Как источники использовались различные исследования ученых по данной тематики и статьи из научной литературы разных авторов.

Основополагающими источниками при написании курсовой работы послужили нормативные акты Российской Федерации «О естественных монополиях», «О защите конкуренции» и статьи из периодических изданий, таких авторов, как: Бархатов В.И., Гуляев Г.Ю., Меликсетян А.Ф. и др.


Практическая значимость заключается в том, что изучение регулирования монополизации рынка будет способствовать развитию теоретической разработанности теории по проблеме монополизации рынка.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключение и списка использованных источников.

1 Теоретические основы монополизации 

1.1 Сущность монополии

Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей [6, c. 301].

Существуют разные виды монополий.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами.

В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов [3, с. 78].

С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности.

С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям [22, c. 101].

Легальные монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

А) Патентная система.

Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;

Б) Авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода;

В) Торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки) [18, c. 176].


Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития [14, c. 4].

Искусственные монополии.

Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм – картель, синдикат, трест и концерн и др.

Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических объединений:

1) простейшие объединения.

К ним относятся конвенции, пулы, ринги, концерны. В этих низших формах монополистических объединений достигались временные соглашения о ценах;

2) картели.

Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов;

3) синдикаты [8, c. 78].

Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности;

4) тресты.

Трест - это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности как в коммерческом, так и в производственном отношениях;

5) комбинаты.

Комбинаты объединяют предприятия различных, связанных друг с другом отраслей промышленности, например, каменноугольную, металлургическую и машиностроительную;

6) концерны [3, с. 78].

Концерн представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путём установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений.

Из отечественных классификаций наиболее известной является классификация типов монополизма в экономике А. Лившица [14, c. 4].

Опираясь на анализ современной мировой экономической теории и практики, Лившиц считает правомерным выделить, по меньшей мере, 6 основных разновидностей данного явления [16, с 19]:

1) монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства и капитала;

2) технологические (или естественные) монополии и олигополии, характерные для коммунальных служб, а также отраслей металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и т.д.;

3) монополизм, вызываемый дифференциацией производимой однотипной продукции;


4) монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных направлениях современного НТП;

5) естественные государственные монополии (типа монополии государства на эмиссию денег, на продажу отдельных видов потребительских товаров неэластичного спроса и т.п.);

6) монополизм, характерный для командно-административного типа экономики [18, c. 176].

1.2 Монополизация экономики

Монополизация экономики - это процесс захвата фирмами ключевых позиций в области производства и реализации продукции, установление ими своего монополизма.

Монополизация экономики может иметь естественное, либо искусственное происхождение [25, c. 96].

Низшими формами монополизации экономики являлись временные соглашения о ценах - их участники обязывались в течение известного периода продавать свои товары по единым ценам (такие соглашения именовались конвенциями, пулами, рингами).

Такие соглашения могут возникать и сегодня. Но основными формами монополизации экономики выступают картели, синдикаты, тресты и концерны [19, с. 109].

В хозяйственной жизни стран с рыночной экономикой монополизация экономики связывается с овладением монополиями рыночной власти, т. е. сосредоточением в руках корпораций такой доли продаж, которая позволяет им навязывать обществу и иным хозяйствующим субъектам свои интересы.

В США, например, уровень монополизации производства и реализации товара одной фирмой равной 40%, рассматривается как концентрация реальной рыночной власти, а уровень монополизации, равный 60% - как выражение полной монополии [23, с. 34].

Таким образом, монополия - это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции.

Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т. е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма [10, c. 13].

2 Российская практика монополизации рынка 


2.1 Положительное и отрицательное влияние монополий

Современные запасы ресурсов экономики имеет тенденцию уменьшаться или очень неравномерно распределяться это и обусловливает проблему монополий современности [11, c. 12].

Плюсы и минусы монополий для экономики страны отражены в таблице 1.

Таблица 1

Плюсы и минусы влияния монополий

Источник: Латышев Ю.А. Противоречия развития современных монополий: теория и российская практика / Ю.А, Латышев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 9 (338). - Вып. 44. - С. 78–88.

Экономисты современного времени на Западе полагают, что распространенность монополий уменьшают экономическую эффективность в стране; в сущности главными являются 3 важных фактора:

1. Объем монополистического производства, который максимизирует прибыль монополистов в России, меньше, а цена — больше, чем, если на рынке совершенная конкуренция. Это приводит к тому, что ресурсы экономики России применяются не полностью, и не производится часть товаров, которые выпускается монополистами, которая необходима гражданам РФ.

2. Почти всегда являясь единственным представителем на рынке, у российского монополиста нет стимула сильно уменьшать расходы на производство, нет мотивации внедрять НИОКР и вкладываться инновационное оборудование.

3. Преграды для вступления новых российских организаций в монополизированные и коррумпированные экономические сферы, а также большие силы и финансовые средства, которые российские монополисты каждый год отдают на то, что бы сохранить и укрепить собственную монопольную власть, сдерживают влияние на увеличение экономической эффективности экономического положения страны.

Другое мнение о вопросах монополии в экономике современности и их эффективности имеют 2 западных автора это Дж. Гэлбрейт и Й. Шумпетер. Они не отрицают негативные стороны монополий, но показывают и их плюсы относительно НТП, но авторы не учитывали минусы монополий. Защита от отрицательного влияния на экономику страны от монополий это вопрос государственного управления [4, c. 85].

Российская Федерация защищает конкуренцию в предпринимательской среде. Нельзя допускать злоупотребление положением монополий на рынке, неправомерной ограничений конкуренции и недобросовестной конкуренции.