Файл: Особенности и тенденции раскрытия порядка формирования учетной политики организации для целей налогообложения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом необходимо учитывать, что не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее или возникших впервые в деятельности организации.

Таким образом, утверждение способа ведения бухгалтерского уче­та указанных фактов хозяйственной деятельности возможно в течение отчетного периода.

При изменении учетной политики необходимо учитывать следу­ющее:

1) изменение учетной политики оформляется организацией в виде отдельного акта (положения), утверждаемого властно-распорядительным актом (приказом, распоряжением и пр.) руководите­ля организации (п. 17 ПБУ 1/2008). Возможны два варианта оформления: составление акта, содержащего пол­ный текст учетной политики, или составление акта, содержащего только текст изменений;

2) изменение учетной политики должно быть обоснованным. В при­казе об изменении учетной политики организации должно быть указано, по каким причинам в учетную политику организации вносятся соответствующие изменения;

3) изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным докумен­том (п. 18 ПБУ 1/2008);

4) изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, раскрываются в пояснительной записке в бухгалтерской отчет­ности организации (п. 23 ПБУ 1/2008).

Что касается Республики Беларусь, то случаи изменения учетной политики определены Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12.07.2013 №57-З [8] (в редакции от 04.06.2015 №268-З). Согласно п.7ст.9 данного Закона изменения в учетную политику организации могут быть внесены в случае:

- изменения законодательства Республики Беларусь;

- изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;

- принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.

Изменения в учетную политику организации вносятся с начала отчетного года и в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности [10, с.20].

Помимо изменений в учетную политику, можно внести еще дополнения. Случаи внесения дополнений в учетную политику организации предоставим на рисунке 5.


Рисунок 5 – Случаи внесения дополнений в учетную политику [21]

Иными словами, дополнения в учетную политику вносятся в том случае, если в деятельности организации появляется что-то новое, ранее не имевшее места в деятельности организации или отличающееся по своей сущности от ранее совершавшихся организацией хозяйственных операций (новый вид деятельности, новый вид активов, новые операции и т.п.). Если способы учета таких операций не были оговорены в учетной политике, то в нее могут быть внесены дополнения, которые не будут считаться ее изменением.

Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет. Организация может дополнять учетную политику несколько раз. Дополнения в учетную политику включаются по мере необходимости (не обязательно с начала года). При этом их можно внести как непосредственно перед осуществлением операции (на дату осуществления операции), так и заранее. Дополнения применяются сразу же после утверждения руководителем организации в отношении хозяйственных операций, совершенных организацией после их внесения.

Итак, раскрытие учетной политики организации означает придание ее гласности. Изменение учетной политики организации допускается только по основаниям и в порядке, установленным законодательством. Дополнения в учетную политику вносятся в том случае, если в деятельности организации появляется что-то новое (новый вид деятельности, новый вид активов, новые операции и т.п.).

3 Значение учетной политики для целей налогообложения

Наиболее актуальными в настоящее время, в период усовершенствования системы налогообложения в РФ представляются вопросы, связанные с легализацией и одновременной оптимизацией налогообложения предприятий и организаций. Налогоплательщикам предоставлены широкие возможности в решении вопросов минимизации налогового бремени, поэтому главной задачей остается изучение законодательства РФ и выбор направлений и методов оптимальных для конкретной организации и ее специфики деятельности.

Учетная политика является одним из основных документов, позволяющих налогоплательщику уменьшить налоговое бремя. В настоящее время, для того, чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов следует не уводить денежные поступления из под налогообложения, формируя тем самым черную кассу, а разобраться в системе налогообложения, и, с помощью учетной политики, создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации [13, с. 29].


Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской, однако недооценивать ее значение было бы неправильно. Ведь именно порядок налогового учета непосредственно влияет на правильность определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, а допущенные ошибки в учете могут стоить очень дорого.

Принципы построения учетной политики в целях налогового учета отражены в Налоговом Кодексе РФ. Таким образом можно сделать вывод, что учетная политика для целей налогообложения – это закрепляемые в предусмотренных НК и налоговом законодательстве случаях в приказе руководителя обязательные для организации правила, в соответствии с которыми плательщики обобщают информацию о своих хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода для определения налоговой базы по различным налогам.

Вместе с тем утвердить учетную политику для целей налогообложения, в первую очередь, необходимо для самого плательщика.

Во-первых, утвержденная приказом руководителя учетная политика служит определенным инструментом налогового планирования и позволяет в известных пределах так или иначе корректировать налоговые платежи.

Во-вторых, она выполняет функцию доведения до сведения налоговых органов информации, необходимой для контроля за правильностью исчисления и уплаты сумм налога, и позволяет избежать многих ненужных споров.

В-третьих, учетная политика дает плательщику возможность систематизировать и закрепить в едином документе те методы и способы, которые он посчитал необходимым применять при исчислении налогов (разумеется, в рамках, установленных НК и налоговым законодательством).

Таким образом, учетная политика для целей налогообложения представляет собой обязательный документ, принимаемый организацией-плательщиком, в котором в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах закрепляются «внутренние» правила (методы) определения налоговой базы, исчисления и уплаты налогов в данной организации [20, с.121].

Формирование учетной политики для целей налогообложения – это совокупность действий плательщика, выражающаяся в выборе (разработке) методов определения налоговой базы, исчисления и уплаты налогов, их принятия и утверждения.

При формировании учетной политики плательщику необходимо учитывать следующее.

  1. Для целей налогового учета так же как и для целей бухгалтерского учета, должно осуществляться с учетом определенных принципов. Так, налоговый учет организуется плательщиком исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.
  2. Учетная политика для целей налогообложения в обязательном порядке должна содержать элементы, наличие которых прямо предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Другими словами, те элементы, на которые есть прямые ссылки в законе.
  3. При формировании учетной политики организации по конкретному элементу осуществляется выбор одного из нескольких методов, допускаемых налоговым законодательством.
  4. Учетная политика организации, сформированная с учетом вышеуказанных требований, принимается организацией в виде отдельного акта (положения), утверждаемого приказом руководителя организации.

Организация может принять единый акт, в котором найдут отражение как способы ведения бухгалтерского учета (учетная политика для целей бухгалтерского учета), так и методы определения налоговой базы, исчисления и уплаты налогов (учетная политика для целей налогообложения). Какой-либо жесткой формы рассматриваемого акта не предусмотрено ни нормами налогового законодательства, ни положениями по ведению бухгалтерского учета.

5. Методы определения налоговой базы, исчисления и уплаты налогов, избранные плательщиком при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Необходимо учитывать тот факт, что какие-либо расчетные показатели, исчисление которых предусмотрено налоговым законодательством, определяются по данным плательщика в целом, то есть с учетом обособленных подразделений. Недопустимо осуществлять расчеты каких-либо показателей отдельно по каждому подразделению и головной организации.

Изменение учетной политики может производиться в случаях:

- при изменении законодательства о налогах и сборах (не ранее чем с момента вступления в силу таких изменений);

- изменения плательщиком методов учета;

- при осуществлении новых видов деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в курсовой работе исследование особенностей и тенденций раскрытия порядка формирования учетной политики организации позволило сделать ряд выводов.

1. Учетная политика – это совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией. Учетная политика является важнейшим нормативным актом, который обязаны составлять все организации. К учетной политике предъявляется ряд требований, таких как: полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером, утверждается руководителем предприятия и оформляется приказом, обязательным к исполнению всеми структурными подразделениями организации в течение всего отчетного периода. В приказе по учетной политике должны найти отражение методический, организационный и технический аспекты бухгалтерского учета в организации.

2. Правовое регулирование отношений, связанных с формированием и применением учетной политики организации для целей бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется: Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете); Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н (далее – Положение по ведению бухгалтерского учета); Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.


В Республике Беларусь правовое нормативное регулирование отношений, связанных с формированием и применением учетной политики организации для целей бухгалтерского учета, осуществляется Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 №57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»; Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденная Постановлением Министерства финансов РБ от 10.12.2013 №80.

3. Формирование учетной политики – это совокупность действий организации (ее уполномоченных лиц), выражающихся в определении (выборе, разработке) способов ведения бухгалтерского учета (элементов учетной политики), их принятия и утверждения.

4. Придание учетной политике организации гласности означает рас­крытие ею принятых при формировании учетной политики способов бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие ре­шений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. В соответствии с пунктом 12 ПБУ 1/2008 к способам ведения бухгал­терского учета, подлежащим обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся: способы амортизации основных средств; способы амортизации нематериальных и иных активов; способы оценки производственных запасов; способы оценки товаров; способы оценки незавершенного производства; способы оценки готовой продукции; способы признания прибыли от продажи продукции, товаров, ра­бот, услуг; другие способы, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

5. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях: изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов орга­нов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета; разработки организацией новых способов ведения бухгалтерско­го учета; существенного изменения условий ее деятельности. Существен­ное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. п.

6. Учетная политика для целей налогообложения – это закрепляемые в предусмотренных НК и налоговом законодательстве случаях в приказе руководителя обязательные для организации правила, в соответствии с которыми плательщики обобщают информацию о своих хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода для определения налоговой базы по различным налогам.