Файл: Особенности и тенденции раскрытия порядка формирования учетной политики организации для целей налогообложения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учетная политика является одним из отправных документов, используемых контролирующими органами при проверке организации. Поэтому важным элементом учетной политики является организация системы внутрихозяйственного контроля, в которую включают:

- разделение функций по ведению бухгалтерского учета;

- установление ответственности каждого работника;

- использование бланков строгой отчетности;

- организация хранения ценностей;

- организация внутреннего аудита;

- организация службы информационной безопасности [6, с.110].

Таким образом, учетная политика организации наравне с финансовой, производственной, маркетинговой политикой и другими является неотъемлемым звеном системы управления организацией.

Рассмотрев данный вопрос можно сделать вывод, что под учетной политикой понимается совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией. Учетная политика является важнейшим нормативным актом, который обязаны составлять все организации. К учетной политике предъявляется ряд требований, таких как: полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности.

1.2 Обязательные элементы учетной политики в Республике Беларусь

В Республике Беларусь обязательными элементами учетной политики являются:

  • План счетов бухгалтерского учета;
  • Формы первичных учетных документов;
  • Форма бухгалтерского учета;
  • Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
  • Виды учетной оценки;
  • Иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета организации представляет собой систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Его называют также рабочим планом счетов. В него включаются абсолютно все счета бухгалтерского учета, а также субсчета и аналитические счета, забалансовые счета, используемые в конкретной организации. Рабочий план счетов разрабатывается организацией самостоятельно с учетом отраслевых и других особенностей ее финансово-хозяйственной деятельности на основе типового плана счетов бухгалтерского учета. При этом организация вправе уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов бухгалтерского учета, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета. Аналитический учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить получение информации о наличии и движении активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в организации, необходимой для составления бухгалтерской отчетности [21].


Под первичным учетным документом понимается документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухучета, составленный в момент ее совершения, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее совершения. Первичным учетным документом оформляется каждая хозяйственная операция (абз. 13 ст. 1, п. 1 и 5 ст. 10 Закона №57-З).

Если формы первичных учетных документов, утвержденные республиканскими органами государственного управления, используются организацией в неизменном виде, их формы в учетной политике можно не указывать. Достаточно указать на сам факт их использования.

Если же организация добавляет в установленные республиканскими органами государственного управления формы документов дополнительные реквизиты либо применяет документы, форма которых законодательно не определена (например, акт на списание материалов, бухгалтерская справка-расчет, акт о выполненных работах (оказанных услугах)), то она должна закрепить в учетной политике такие применяемые документы с приложением разработанных форм.

Самостоятельно разработанные первичные учетные документы должны содержать все обязательные сведения, предусмотренные п. 2 ст. 10 Закона № 57-З. В зависимости от характера хозяйственных операций и особенностей деятельности организации в первичные учетные документы могут включаться иные сведения, наличие которых не является обязательным.

В учетной политике должна быть отражена форма ведения бухгалтерского учета, применяемая в организации. Под формой бухгалтерского учета понимаются порядок осуществления и обобщения записей на счетах бухгалтерского учета и совокупность регистров, в которых такие записи производятся.

Формы бухгалтерского учета предоставим на рисунке 2.

Рисунок 2 – Формы бухгалтерского учета [21]

Наиболее часто применяемой является автоматизированная форма учета. В зависимости от специфики деятельности (размера и структуры организации, объема учетной работы, степени автоматизации) организация самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета, которая будет ею использоваться, и закрепляет свое решение в учетной политике.


Случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным, перечислены в п. 2 ст. 13 Закона №57-З. Такие случаи в учетной политике можно не перечислять. Важно закрепить случаи, при которых инвентаризация проводится по решению руководства организации. Также в учетной политике необходимо предусмотреть порядок проведения инвентаризации: количество инвентаризаций в отчетном году, сроки проведения инвентаризации, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, и др. Целесообразно составить график проведения инвентаризации активов и обязательств, в котором будет указываться вся необходимая информация. График проведения инвентаризации может быть оформлен как приложение к положению об учетной политике.

В учетной политике должны быть указаны виды учетной оценки. Под учетной оценкой понимается стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности. Для учетной оценки применяются первоначальная, приведенная (дисконтированная), переоцененная стоимости, а также другие виды учетной оценки.

При формировании учетной политики организация указывает иные способы организации и ведения бухгалтерского учета (рисунок 3).

Рисунок 3 – Иные способы организации и ведения бухгалтерского учета [21]

Таким образом, в учетной политике организации должны найти отражение следующие обязательные элементы: план счетов бухгалтерского учета; формы первичных учетных документов; форма бухгалтерского учета; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; виды учетной оценки и иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.

2 Принципы формирования учетной политики организации

2.1 Особенности формирования учетной политики организации

Формирование учетной политики – это совокупность действий организации (ее уполномоченных лиц), выражающихся в определении (выборе, разработке) способов ведения бухгалтерского учета (элементов учетной политики), их принятия и утверждения.


Обязанность по формированию учетной политики возлагается на того, кто осуществляет руководство бухгалтерским учетом в организации. А именно:

  • на главного бухгалтера;
  • руководителя организации, если он осуществляет ведение бухгалтерского учета и составляет отчетность лично;
  • организацию или ИП, оказывающих услуги по ведению бухучета и составления отчетности.

Утверждается учетная политика руководителем предприятия и оформляется приказом, обязательным к исполнению всеми структурными подразделениями организации в течение всего отчетного периода.

Порядок формирования и утверждения учетной политики организации представим на рисунке 4.

Рисунок 4 – Порядок формирования и утверждения учетной политики [21]

В приказе по учетной политике должны найти отражение методический, организационный и технический аспекты бухгалтерского учета в организации. Содержание учетной политики организации представим в таблице 1.

Таблица 1 – Содержание учетной политики организации

Содержание

Аспект бухгалтерского учета

1

2

1. Методический

Раскрывает природу отдельных объектов учета исходя из действующей нормативной базы

Организация сама определяет:

• стоимость имущества, относимого к основным средствам; способы начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;

• метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

• метод распределения коммерческих расходов;

• метод оценки и учета незавершенного производства;

•методы оценки и методику учета операций по приобретению и реализации ТМЦ;

• вариант учета выручки от реализации продукции;

•условия признания в учете доходов и расходов;

•особенности учета, обусловленные спецификой хозяйственной деятельности и управления организации, и т.д.

2. Организационный

Описывает построение бухгалтерской службы, ее место в системе управления организацией и взаимодействие с другими подразделениями

Организация вправе определять:

• права, обязанности и ответственность должностных лиц за надлежащую организацию и ведение бухгалтерского учета;

• организационную форму, подчиненность и структуру бухгалтерской службы;

•уровень централизации учета;

•состав и соподчиненность отдельных подразделений и др.

3. Технический

Определяет процедуры, реализация которых позволяет обеспечить методический и организационный аспекты на уровне современных требований

Организация разрабатывает:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета;

• форму бухгалтерского учета;

• формы первичных документов и правила документооборота;

• технологию обработки информации;

• состав, формы и строки составления и представления внутренней отчетности.


Примечание - Источник: [5, c. 103].

В Российской Федерации учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/2008 [14] допущений и требований. На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

- организационно-правовая форма организации;

- отраслевая принадлежность;

- масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);

- управленческая структура организации и структура бухгалтерии;

- финансовая стратегия организации (например, стремление организации к уменьшению налога на прибыль и налога на имущество будет способствовать выбора таких вариантов учета, которые позволяют увеличить себестоимость, - применение ускоренных методов амортизации основных средств, метода ЛИФО при оценке израсходованных производственных запасов. Если для организации, наоборот, важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учета и оценки объектов учета, позволяющие уменьшить текущие затраты на производство и реализацию продукции, - понижающие коэффициенты амортизации, метод ФИФО при оценке израсходованных производственных запасов и т.п.);

- материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);

- степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого учета;

- уровень квалификации бухгалтерских кадров[9, с. 566].

Процесс формирования учетной политики организации состоит из следующих последовательных этапов:

  1. определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
  2. выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
  3. выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
  4. идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;
  5. отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;
  6. оформление избранной учетной политики.

В этой последовательности все вышеперечисленные этапы являются строго необходимыми: каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего.

На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, ибо конкретная организация имеет свою специфическую совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной деятельности). В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики. Третий этап формирования подразумевает анализ общепризнанных допущений в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов; при их адекватности эти допущения закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета; отбор ведется из всего множества теоретически возможных (предусмотренных нормативными документами) способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора. Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для конкретной организации; выбор производится посредством проверки каждого способа, отобранного на предыдущем этапе, системой соответствующих критериев. На заключительном, шестом этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем чтобы удовлетворять формальным требованиям к ней [3, с.66].