Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.

Сегодня по всей стране, включая маленькие города в глубинке, можно встретить аптеки, магазины, кафе популярных сетевых брендов.

Потребители стремятся пользоваться услугами компаний известных марок, положительно зарекомендовавших себя на рынке и вызывающих гораздо больше доверия, чем никому не известные новички.

При сложившихся обстоятельствах начинающим предпринимателям крайне сложно противостоять популярным брендам.

Однако есть вариант открытия собственного бизнеса, который как раз использует всю силу успешных торговых марок. Речь идет о франчайзинге, или, другими словами, покупке франшизы.

В 2014 г. бизнес по франшизе был включен в топ-20 наиболее перспективных рыночных ниш, в которых можно заработать предпринимателям в ближайшие 5–10 лет.

Столь высоко перспективы франчайзингового бизнеса были оценены по причине минимизации рисков в создании собственного дела через покупку франшизы, а также из-за отсутствия необходимости инвестирования в создание продукта, технологии, бренда.

Целью данной курсовой работы является изучение франчайзинга как особого вида вертикальных ограничений.

Задачи курсовой работы:

изучить понятие и участники франчайзинга;

рассмотреть отношения франчайзинга;

проанализировать особенности франчайзинга в Республике Беларусь;

исследовать франчайзинг как универсальный инструмент активизации предпринимательства в Беларуси;

изучить особенности проблемы и перспективы франчайзинга в Российской Федерации.

Объектом работы выступает – франчайзинг, предметом – франчайзинг в Республике Беларусь.

В работе использованы следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, систематизация и логическое обобщение, сравнительный и аналитический методы.

Как источники использовались различные исследования ученых по данной тематике и статьи из научной литературы разных авторов.

Франчайзинг как система в российской экономике на данный момент находится в стадии становления, поэтому данная проблема недостаточно хорошо изучена в отечественной литературе.


Основополагающими источниками при написании курсовой работы послужили: Гражданский Кодекс Российской и статьи из периодических изданий, таких авторов, как Климова С.В., Каткова М.Н., Соколова, Ю.А. и др.

Практическая значимость заключается в том, что изучение регулирования монополизации рынка будет способствовать развитию теоретической разработанности темы по проблеме франчайзинга.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключение и списка использованных источников.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА

1.1 Понятие и участники франчайзинга


Франчайзинг — это форма продолжительною делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи) [1, c. 6].Франчайзинг (дословно — «льготное предпринимательство») — это форма партнерских связей и делового сотрудничества.

Суть этой формы в том, что головная, чаще всего крупная, авторитетная и достаточно известная потребителям компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказания услуг под торговой маркой данной компании [25, c. 7].

Франчайзер — это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы.

Франчайзи — это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера.

Для малых предприятий (только возникающих) эта форма удобна, так как у головной компании есть авторитет (имидж наработан), потребитель уже привык к торговой марке и на рекламу не нужно тратить денег [13, c. 7].

1.2 Отношения франчайзинга

Франчайзер (головная компания) заключает договоры не с одним, а с несколькими малыми предприятиями (операторами) и таким образом создает разветвленную сеть торговых и промышленных предприятий, которые находятся в зависимости от него. Эта зависимость определена договором, по которому необходимо соблюдать все правила торговли или производства, вплоть до мелочей (униформа).


Но и франчайзер обязуется оказывать комплекс услуг — поставка оборудования, сырья, передача технологии, обучение персонала, услуги по бухучету [21, c. 8].

Одновременно франчайзи получает и права на использование торговой марки, стандартов обслуживания, фирменного дизайна и деловой репутации.

Франшиза — это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям [10, c.8].

При этой форме предприятие-организатор обеспечивает своим партнерам (в основном малым предприятиям) лицензию на самостоятельное ведение хозяйственной деятельности, но под маркой предприятия-организатора [8, c. 10].

Последний предоставляет свой опыт и технологию и берет на себя осуществление рекламы, поставок и контроля (например, предприятие быстрого обслуживания «Макдональдс»). При этом лицензиат франшизы (пользователь), оставаясь самостоятельным предпринимателем, за пользование франшизой платит лицензиару определенные договором сборы.

Помимо торговой марки, технологии, рекламы лицензиар франшизы в соответствии с договором может предоставлять финансовые ресурсы (как кредит), оборудование (в основном на условиях лизинга) и оказывать другие услуги (подготовка персонала, повышение его квалификации, консультирование и т.д.) [18, с. 15].

В самом общем смысле под франчайзингом понимают способ сбыта товаров и услуг, развитие и завоевание рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств малого и крупного бизнеса [7, c. 10].

Различают следующие виды франчайзинга:

франчайзинг услуг - многие иностранные фирмы создают в крупных городах центры, через которые финансируют приобретение или аренду помещений, обучают персонал, поставляют оборудование и осуществляют контроль («Макдональдс»);


франчайзинг товаров — создают широкие сети сбыта и обслуживания. Все сбытовые фирмы пользуются фирменными знаками. Головные фирмы обеспечивают инструментами, запчастями, ноу- хау, финансируют рекламу.

Использование франшизы выгодно для стабилизации и развития экономики, ибо франшиза дает тройной эффект:

лицензиат может воспользоваться проверенными экономическими методами лицензиара;

лицензиар закладывает прочный фундамент для работы своей компании;

покупатели без перебоев получают товары и услуги гарантированного качества («Монарх», «Эконика» — торговля обувью) [19, c. 6].

Однако франшиза не лишена недостатков: лицензиары стараются ограничить самостоятельность лицензиатов, так как договор франшизы составляет ее продавец, и он прописывает благоприятные для себя условия соглашения (выбор поставщиков регламентирует продавец франшизы, ограничивается сфера распространения услуг по франшизе и т.д.) [13, с. 14].

По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь [16, c. 12].

Источниками доходов франчайзера становятся:

вступительные взносы новых франчайзи,

роялти (фиксированные платежи или платежи как процент от выручки или прибыли франчайзи),

наценка на поставленные товары (материалы),

скидки оптовых поставщиков,

премия за подбор помещений и оборудования для франчайзи,

сдача в аренду франчайзи зданий и оборудования,

процент за кредит, предоставляемый участникам франчайзинговой системы,

плата за управленческие, консультационные услуги,

маркетинговые взносы франчайзи,

собственные торговые точки (предприятия) франчайзера.

Иногда, в целях повышения привлекательности франчайзи, франчайзер сам организует торговую точку, убеждается в ее доходности и предлагает ее франчайзи [5, c. 9].


Таким образом, франчайзинг (дословно — «льготное предпринимательство») — это форма партнерских связей и делового сотрудничества.

Франчайзинг — это форма продолжительною делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи).

Франчайзер — это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы.

Франчайзи — это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера.

2 ОСОБЕННОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Рынок франчайзинга в Республике Беларусь

Рынок франчайзинга имеет повсеместное развитие и давно стал глобальным. Сегодня эту форму отношений можно встретить более чем в 80 отраслях предпринимательской деятельности. Ежегодно растет количество как франчайзеров, так и франчайзинговых предприятий.

Список мировых лидеров возглавляют США, Канада, Франция, Япония, Китай и Индия. При этом наиболее популярны и распространены франчайзинговые сети сферы розничной торговли и общественного питания.

В стране — родоначальнице франчайзинга, США, — этот способ ведения бизнеса является доминирующей формой предпринимательства. По последним данным, сети франчайзинговых предприятий имеют почти 2 300 компаний, осуществляющих деятельность более чем в 80 отраслях. Кроме того, франчайзинговые системы ежегодно продают товары на сумму 1 трлн. долларов, что составляет около 40 % объема всех розничных продаж в США.

Что касается Беларуси, то в нашей стране, франчайзинг только начинает свое развитие. Первый договор был зарегистрирован в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь 23 января 2006 г. В течение 2007 г. в НЦИС было зарегистрировано 4 договора франчайзинга, на начало 2009 г. — 49, на начало 2013 г. — 135, а на начало 2015 г. — уже более 180 договоров [15, c. 10].