Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Широкое распространение и эффективность франчайзинговых сделок в зарубежных странах вызвали высокую активность банков по предоставлению специализированных кредитов на покупку франшизы. Охотное предложение таких кредитов обусловлено, во-первых, тем, что использование франчайзинга позволяет банкам не только расширить круг своих клиентов за счет предпринимателей и компаний, покупающих франшизу, но и установить сотрудничество с крупными франчайзинговыми сетями, а во-вторых, запуск бизнеса через покупку франшизы гораздо менее подвержен рискам, чем старт самостоятельного бизнеса [8, с. 15].

В 2013 г. возможность получения специализированного кредита на покупку франшизы появилась и в Беларуси. ОАО «Белгазпромбанк» первым из белорусских банков стал предоставлять такие продукты. Данное решение было продиктовано стратегией банка, направленной на формирование частных инициатив и комплексную поддержку предпринимателей малого и среднего бизнеса Беларуси.

В свою очередь ассоциация «Белфранчайзинг», выстраивая инфраструктуру для развития франчайзинга в стране, нашла еще одну дополнительную возможность финансирования проектов, заключив соглашение о сотрудничестве с Республиканской ассоциацией микрофинансовых организаций.

Таким образом, у отношений франчайзинга в Беларуси своя специфика как с точки зрения законодательного оформления, так и наличия и развитости соответствующей инфраструктурной базы.

Однако в целом благодаря постоянно растущей емкости внутреннего рынка и низкой насыщенности многих сегментов белорусский франчайзинг имеет значительный потенциал и несет в себе перспективы дальнейшего развития.

3 ОСОБЕННОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Развитие франчайзинга в России

Официальная статистика умалчивает какие-либо данные по рынку франчайзинга. К примеру, неизвестно, сколько в стране предлагается франшиз для покупателей. Единый список никто не ведет, потому что франчайзинг  не выделяется в отдельный вид бизнеса.

Некоторые компании ведут собственные каталоги, однако в них представлена куцая информация, порой и вовсе проплаченная. При этом общий объем российского рынка франшиз оценивают в 5 млрд. долларов.


Однако темпы роста, по мнению специалистов Российской ассоциации франчайзинга, стали немного снижаться из-за некоторого насыщения рынка новыми предложениями. Кроме того, в России до сих пор отсутствует необходимое законодательство по франчайзингу. Как будет развиваться рынок франчайзинга в условиях такой неопределенности [16, с. 10]. 

Неофициальная статистика гласит, что бизнес по франшизе пополняет российский ВВП на 1%. К примеру, в США этот показатель достигает 10%. По данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга, за последние три года рынок франчайзинга в России увеличился на 98%. При этом высокие темпы его развития, по утверждению экспертов организации, продолжится и в ближайшие пять лет.  

Россия находится в числе лидеров по динамике роста стартапов, открывшихся по франшизе.

На эту модель ведения бизнеса начинают обращать внимание не только бизнесмены, но и представители государственных структур. Так, на Московском международном форуме по франчайзингу прозвучала идея применить основы франчайзинга в сфере ЖКХ. Чиновники обещали подумать над этим предложением.

Президент РАФ Мераб Бен-Эл убежден, что у подобных инициатив перспективное будущее. По его мнению, франчайзинг занимает особое место в системе экономических приоритетов. На сегодня готовый бизнес стал едва ли не единственным механизмом, который позволяет быстро развить отрасли, отвечающие массовому спросу потребителей.

Поэтому представители РАФ добиваются принятия госпрограммы поддержки франчайзинга. От чиновников они просят помощи в создании инфраструктурных проектов (продвижении потребительских кластеров; развитии транспортных узлов; создание структуры, которая  продвигала интересы российских франчайзи за рубежом).

В начале этого года более половины российских франшиз, по данным журнала « Франчайзи», были связаны непосредственно  с торговлей. Дальше в ТОПе следуют общепит, бытовое обслуживание, сфера услуг, авто, медицина и здоровье.

Эксперты прогнозируют России бурный рост франчайзинга в секторе сервиса и B2B-услуг. В этом плане Россия идет в одну ногу со всем остальным миром.

Согласно исследованию компании Entrepreneur magazine Franchise Zone, в прошлом году среди лидеров по количеству франшиз выделяются предприятия питания, сетей по продаже продовольственных товаров и коммунальных услуг [4, с. 17].

Член совета экспертов Федерации франчайзинга Франции и автор книги La Franchise Жильбер Меллинж уверен, что именно участие банковской системы сделало возможным успешное развитие франчайзинга во Франции.


Многие французские финансовые учреждения открыли отделы, которые занимаются вопросами финансирования франчайзи, которые показывают высокие показатели прибыльности в сочетании со сравнительно низком уровне рисков.

3.1 Проблемы и перспективы франчайзинга в России

С какими проблемами сталкиваются франчайзи.

Существует немало факторов, которые сдерживают стремительное развитие франчайзинга в России.

Среди основных причин эксперты называют нехватку качественной недвижимости, которая соответствовала бы профилю бизнеса. Развитию бизнеса по франшизе не способствует отсутствие внятной законодательной базы. Не лучшим образом сказывается и закрытость самих франчайзеров, которые не торопятся предоставлять исчерпывающую информацию о том, на каких условиях могут сотрудничать, отмечают эксперты РАФ.

Еще одна причина сдержанного роста рынка франшизы - острая нехватка специализированных посредников между франчайзерами и начинающими бизнесменами-франчайзи. Предприниматели, получив франшизу, остаются с ней один на один, не имея возможности проконсультироваться по некоторым вопросам.

Однако присутствие подобных посредников на российском рынке постепенно расширяется. К примеру, инвестиционный фонд «Лайф Франчайзинг» выделяет предпринимателям  до 90% суммы на приобретение любой франшизы из своего портфеля (рестораны «Шоколадница», Subway, «Папа Джонс»; супермаркет «Перекресток Экспресс» и другие) [13, c. 7].

Договор компания заключает на пять лет, в течение которых специалисты фонда будут консультировать предпринимателей. За это время бизнесмен должен выкупить у фонда свою долю франшизы. До истечения договора компания делится с предпринимателем опытом и финансами, а после истечения срока выходит из проекта.

Выделяют до 90% инвестиций бизнесменам и принимаем на себя риски start-up. Отбирают франшизы на основании своей экспертной оценки, поэтому занимаются финансированием франчайзинговых проектов только тех физических лиц, которые прошли наш строгий отбор.

Успех подобных посредников обусловлен недоступностью традиционных банковских  кредитов для большинства бизнесменов, занимающихся франчайзингом. Это еще одна причина, сдерживающая развитие рынка франшиз.

Однако в России существуют и положительные примеры по этому направлению. Первопроходцем можно считать «Сбербанк», у которого уже порядка 70 франчайзинговых партнеров. Причем банк не только выдает  бизнесменам специализированные кредиты, но и выступает с предложением развивать собственное дело на основе уже созданного бизнес-плана (заведения общепита, мастерские по ремонту обуви, салоны красоты, производство мебели и другие).


На октябрь 2015 года самыми популярными и востребованными франшизами, под которые бизнесмены  брали кредиты, стали магазин игрушек «БЕГЕМОТиК», ресторан быстрого обслуживания SUBWAY, магазин автомобильных аксессуаров Автодевайс, торговля нижним бельем «Парижанка» и другие. Причем размер кредита, выделяемого банком на франшизу, составляет 80% от объема инвестиций, остальные 20% бизнесмен должен найти самостоятельно.

Однако активность «Сбербанка» на рынке франчайзинга можно считать скорее исключением, потому что остальные банки не спешат развиваться в этом направлении.

Какие перспективы у российского рынка франчайзинга [14, c. 10]. 

Для российского рынка франчайзинга характерно неравномерное распределение бизнеса. Обычно только после внедрения своих проектов на московском или петербургском рынках бизнесмены начинают продвигать его и в регионах. Тем не менее, направление развития в сторону регионального франчайзинга уже задано.

Важным событием в 2014 году стало открытие в Тюмени представительства РАФ.

К примеру, в Башкортостане в 2014 году открылся  Центр франчайзинга, который создан совместно с РАФ.

Франчайзинг становится реальным инструментом для вывода экономики на мировой рынок, но при условии, что создаются пакетные предложения. Под франшизами нужно подразумевать не только разрешение на использование бренда, но и определенный набор услуг, который сопровождает бизнес.

Специалисты рекомендуют обратить внимание на развития франчайзинга в Нижнем Новгороде, Самаре, Ростове-на-Доне, Перми, Омске, Владивостоке и других городах. 

Но для начала нужно провести «ликбез», заняться обучающими программами. Осознавая перспективность развития франчайзинга, власти намерены заняться активным обучением бизнесменов основам этого бизнеса. На эти цели намерены потратить солидные суммы денег.

В этой ситуации неудивительно, что в скором времени станет возможным открытие отделений «Почты России» частными компаниями на условиях франчайзинга [23, c. 19].

Нововведения предусмотрены законопроектом «О почтовой связи» разрешит «Почте России».  Франчайзинговая схема функционирования почтовых отделений успешно применяется в странах Европы. Сам оператор управляет 10% - 20% всех отделений, остальные же открыты по договорам с сетевыми магазинами и ИП.

В России пока отсутствует необходимое законодательство по франчайзингу, что во многом сдерживает развитие рынка. Примером в этом плане могут стать страны ЕС, которые, по мнению некоторых экспертов, нашли оптимальный способ правового регулирования франчайзинга. К примеру, были определены общие критерии оценки договоров франчайзинга на соответствие антимонопольному законодательству ЕС и закреплен перечень положений, которые недопустимо включать в договоры франчайзинга из-за риска возможного ограничения конкуренции.


При этом более детальное регулирование отношений в франчайзинге остается на усмотрение сторон по договору. Не избежать внесения корректировок по франчайзингу в законодательство и России. В таком случае есть большая вероятность, что бизнес по франшизе будет пополнять российский ВВП на более солидные суммы. 
А как у других

Общий объем российского рынка франшиз оценивают в 5 млрд. долларов, то в Казахстане годовой оборот франчайзинга достигает «всего» вдвое меньше - 2,5 млрд. долларов. По итогам этого года казахи намерены выйти на 2,7 млн. долларов.

Около 60% экономики Евросоюза «делает» франчайзинг. При этом порядка 90% этого бизнеса в ЕС растет за счет специфических целевых кредитов.

В условиях увеличения оборотов крупных и средних торговых компаний франчайзинг становится одним из самых эффективных инструментов выживания малого бизнеса. Однако в России этот вид бизнес пока не получил должного внимания, уровень осведомленности базовых знаний в этой области в предпринимательской среде достаточно низок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, франчайзинг (дословно — «льготное предпринимательство») — это форма партнерских связей и делового сотрудничества.

Франчайзинг — это форма продолжительною делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи).

Франчайзер — это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы.

Франчайзи — это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера.

Франчайзинг — универсальный инструмент активизации предпринимательства. Его активное развитие свидетельствует о наличии явных преимуществ данной формы деловых отношений, позволяющих ее участникам получать обоюдные конкурентные преимущества.

Рынок франчайзинга имеет повсеместное развитие и давно стал глобальным. Сегодня эту форму отношений можно встретить более чем в 80 отраслях предпринимательской деятельности. Ежегодно растет количество как франчайзеров, так и франчайзинговых предприятий.

Список мировых лидеров возглавляют США, Канада, Франция, Япония, Китай и Индия. При этом наиболее популярны и распространены франчайзинговые сети сферы розничной торговли и общественного питания.