Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За 2014 г. количество зарегистрированных договоров франчайзинга выросло почти на 30 %.

Среди основных видов франчайзинга сегодня выделяют в первую очередь товарный франчайзинг, когда франчайзи получает от франчайзера на льготных условиях товары для их дальнейшей реализации. При этом он приобретает право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера. Изготовителем товаров может быть как сам франчайзер, так и другие компании. Примерами создания франчайзинговой сети, предлагающей товарную франшизу, могут служить белорусские компании, такие как производитель корсетных изделий и женского нижнего белья Milavitsa, производитель одежды и белья MarkFormelle.

Производственный франчайзинг предполагает передачу франчайзером запатентованных технологий и сырья для производства определенного продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается.

Практически все предприятия, осуществляющие розлив и упаковку продукции таких известных компаний, как CocaCola, PepsiСola и др., осуществляют свою деятельность в рамках производственного франчайзинга.

При сервисном франчайзинге франчайзер предоставляет право на продажу услуг под своей торговой маркой, а также осуществляет передачу оборудования, технологий продажи и обслуживания клиентов, контролирует все аспекты их применения.

В нашей стране сервисный франчайзинг представлен, например, белорусскими сетями детских развивающих центров «Лесенка», туристических агентств Oranjet, а также одной из крупнейших мировых сетей агентств недвижимости ReMax.

И, наконец, при франчайзинге бизнес- формата франчайзер, кроме прав на использование товарного знака, передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса, на основании которой франчайзи может планировать и строить свою деятельность [15, c. 11].

В нашей стране франчайзинг такого формата предлагают белорусские сети городских кафе Pizza Smile, фаст-фуд-кафе GooDburger.

Анализируя состав договоров франчайзинга, зарегистрированных в Беларуси, более половины всех франшиз представлено в сфере розничной торговли, остальные — услуги для населения (образовательные, оздоровительные, гостиничные, туристические), общественное питание, услуги для бизнеса.

Большая часть всех зарегистрированных договоров заключена белорусскими франчайзерами с белорусскими франчайзи. В основном это франшизы крупных магазинов по продаже товаров повседневного спроса и супермаркеты бытовой техники. Также проданы белорусские франшизы детских развивающих центров, туристических агентств.


Впрочем, число зарегистрированных договоров франчайзинга не отражает реального состояния рынка. По-прежнему большинство предпринимателей, де-факто использующих модель франчайзинга для создания своего бизнеса, юридически оформляет такие отношения комплексом других договоров (как правило, лицензионный договор в совокупности с договором поставки или договор поставки, расширенный специальными условиями по использованию средств индивидуализации).

Кроме того, специфика белорусского законодательства, требующая обязательного включения в состав лицензионного комплекса (франшизы) права пользования фирменным наименованием франчайзера, позволяет зарегистрировать далеко не все договоры, подчиненные праву другой страны [9, с. 11].

Учитывая, что договор на покупку зарубежной франшизы почти всегда подчинен праву страны франчайзера и то, что крупные франчайзинговые сети неохотно идут на изменение условий договора, случаи невозможности регистрации договора франчайзинга в Беларуси ввиду коллизии норм законодательства далеко не единичны. Несмотря на отсутствие в Беларуси отдельного законодательного акта, посвященного франчайзингу, этот вид отношений достаточно полно регулируется действующим законодательством. В целом в стране отсутствуют законодательные препятствия для широкого развития данной формы организации бизнеса.

Основной законодательный акт, регулирующий отношения франчайзинга сегодня, — Гражданский кодекс Республики Беларусь, Также отдельные аспекты данной формы организации бизнеса регулируются Законом Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания», с изменениями и дополнениями, постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)».

Факт развития отношений франчайзинга в Беларуси прослеживается среди прочего и в том, что они упоминаются в законодательных актах, регулирующих иные сферы отношений. Так, Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» определяет, что создание фирменных магазинов, фирменных секций осуществляется в том числе субъектами торговли, получившими право продажи товаров конкретного товаропроизводителя с использованием товарного знака либо фирменного наименования этого товаропроизводителя, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).


В силу указанной нормы субъектам торговли, использующим франчайзинг, не требуется, например, ассортиментного перечня при продаже товаров. Аналогично статья 1 этого Закона относит к сетям общественного питания объекты общественного питания, в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).

Сущность ведения бизнеса по франшизе определяет и особенности его налогообложения. С одной стороны, покупатель франшизы осуществляет собственную предпринимательскую деятельность, которая подлежит налогообложению по общим правилам [11, с. 16]. То есть не важно, открыл предприниматель, например, кафе самостоятельно или с приобретением франшизы, — налоги с осуществления этого вида деятельности будут уплачиваться по единым правилам. Но при покупке франшизы возникает дополнительный вид хозяйственных отношений непосредственно между владельцем франшизы и ее приобретателем. Налогообложение франчайзинговых сделок определяется сутью этих договорных отношений.

Договор франчайзинга предполагает пользование комплексом прав на объекты интеллектуальной собственности.

Поскольку одним из обязательных элементов такого комплекса прав по белорусскому законодательству является право пользования фирменным наименованием, то в силу ограничений, установленных Налоговым кодексом Республики Беларусь, владельцы франшизы не могут использовать упрощенную систему налогообложения (в части сделок по реализации средств индивидуализации в гражданском обороте). Также нужно обратить внимание на то, что при покупке франшизы у нерезидента франчайзинговые выплаты являются доходом нерезидента из источника в Республике Беларусь, по которому приобретатель франшизы обязан уплатить налог. Стандартная ставка налога составляет 15 %. При этом необходимо учитывать, что с рядом стран у нас заключены договоры об устранении двойного налогообложения и при соблюдении условий, предусмотренных такими договорами, ставка налога может быть уменьшена либо вовсе устанавливается освобождение от уплаты налога в нашей стране [12, с. 12].

Таким образом, рынок франчайзинга имеет повсеместное развитие и давно стал глобальным. Сегодня эту форму отношений можно встретить более чем в 80 отраслях предпринимательской деятельности. Ежегодно растет количество как франчайзеров, так и франчайзинговых предприятий.

Список мировых лидеров возглавляют США, Канада, Франция, Япония, Китай и Индия. При этом наиболее популярны и распространены франчайзинговые сети сферы розничной торговли и общественного питания.


Что касается Беларуси, то в нашей стране, франчайзинг только начинает свое развитие.

2.2 Франчайзинг как универсальный инструмент активизации предпринимательства в Беларуси

Путей для создания собственного дела существует много. Но, наверное, в начале каждого из них предпринимателя сопровождает нехороший попутчик — риск банкротства, от которого не застрахован никто.

Поэтому бизнесмены, заинтересованные в успехе, стараются смотреть на других, учиться на их ошибках, заимствовать хорошие решения, которые, собственно, и предлагает франчайзинг.

В последние годы неуклонно растет заинтересованность иностранных франчайзинговых сетей в сотрудничестве с белорусскими франчайзи. Так, в специализированном каталоге франшиз на сайте ассоциации «Белфранчайзинг» представлено около 150 франшиз из разных стран — России, Украины, Литвы, Германии, Англии, Австра- лии, Италии, Испании, Нидерландов, Греции, с Кипра.

Все указанные франчайзеры активно заинтересованы в открытии франчайзинговых объектов своих сетей в Беларуси. Кроме того, более 30 белорусских компаний предлагают предпринимателям приобрести их франшизу. Некоторые из этих франшиз предлагаются для предпринимателей из нашей страны (городские кафе Pizza Smile, фаст-фуд-кафе GooDburger, хостелы Traveler’s, туристические агентства Oranjet), другие же являются для франчайзера способом выхода на рынки соседних стран (магазины женского белья Milavitsa, детской одежды «Оранжевый верблюд», точки по продаже кожаных сувенирных изделий «КАЖАН») [15, c. 12].

При прочих равных (когда речь не идет о приобретении широко известного бренда) условиях национальный франчайзер способен предоставить большую поддержку по сравнению с иностранным, потому как бренд франчайзера уже известен на той территории, где планирует развиваться франчайзи; франчайзер ведет хозяйствование в идентичных законодательных, рыночных, культурных условиях и может поделиться этим опытом с франчайзи; как правило, у франчайзи увеличивается возможность экономии на ресурсах сети, так как нет ограничений по использованию этих ресурсов, а также снижаются издержки, связанные с выбором франшизы, заключением договора, прохождением обучения, общением с франчайзером.


Франчайзинг — универсальный инструмент активизации предпринимательства. Его активное развитие свидетельствует о наличии явных преимуществ данной формы деловых отношений, позволяющих ее участникам получать обоюдные конкурентные преимущества. Так, для покупателя франшизы — это минимизация рисков старта и периода развития; использование только проверенных на практике систем бизнеса; работа под известным брендом; постоянная поддержка и структурированное обучение. А для владельца франшизы — отсутствие финансовых рисков при открытии новых точек; высокая скорость развития сети; возможность сконцентрироваться на развитии корневых компетенций; дополнительная доходность (первоначальный доход от продажи пакета франшизы и ежемесячные перечисления точки за работу в сети); увеличенные объемы продаж франчайзинговых точек по сравнению с товарооборотом собственных представительств, укомплектованных исключительно наемным персоналом [15, c. 13].

Помимо выгод для участников системы, франчайзинг служит мощным стимулом развития экономики в целом, поскольку является действенным механизмом развития малого и среднего бизнеса, эффективной моделью привлечения инвестиций в экономику.

Положительное влияние на состояние франчайзинга оказывает и заинтересованность нашего государства в развитии этого инструмента. Так, мероприятия по развитию франчайзинга были включены в Государственную программу развития малого и среднего предпринимательства на 2013–2015 годы. А в рамках этой программы ассоциацией «Белфранчайзинг» совместно с республиканскими и областными органами государственного управления проводятся форум «Франчайзинг. Беларусь» и практическая конференция по франчайзингу, где обсуждаются актуальные вопросы развития франчайзинга в стране, определяются основные проблемы и перспективы. Форум становится и площадкой для встреч франчайзеров с потенциальными франчайзи.

Также ежегодно мероприятия по презентации франчайзинговых предложений проходят в областных и районных центрах страны. Рассматривая рынок Беларуси в целом, нельзя не отметить, что он пока не насыщен известными брендами. На нем нет серьезной конкуренции. Однако это может служить и фактом привлечения иностранных франчайзеров.

Кроме того, у Беларуси есть дополнительные плюсы в данном вопросе: недорогая и квалифицированная рабочая сила, высокий уровень экономической дисциплины и образования населения.

Правда, существуют и минусы: устоявшееся представление на Западе о политической и экономической ситуации в нашей стране, а также определенная закрытость экономики. В числе проблем, мешающих открыть бизнес по франшизе, — высокие арендные ставки и дорогие кредитные ресурсы». Возможность доступа к финансовым ресурсам, безусловно, значимый фактор для развития франчайзинга.