Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Анализ современной финансовой политики России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представители Чикагского университета Л. Зингалес и Р. Раджан аргументированно доказали, к каким последствиям может привести низкий уровень финансового развития страны, в том числе России. По их мнению, финансовые рынки обеспечивают мобильность экономики, которая необходима стране для экономического развития в условиях быстро меняющейся глобальной экономики. Традиционные банковские функции управления сбережениями и выдачи ссуд отступают в этих условиях на задний план (да и сами кредиты все чаще выдаются в форме долговых бумаг). Выпуск облигаций и казначейских обязательств занимает большее место в системе государственных финансов. Биржевыми спекуляциями активно начинают заниматься не только институциональные инвесторы, но и промышленные корпорации, которым в условиях насыщенности товарных рынков труднее получать прибыль от производственных капиталовложений [17, с. 56].

3.2.Перспективы совершенствования финансовой политики России

В этой связи следует изменить направленность финансовой политики государства, в т.ч. более эффективно использовать бюджетное регулирование, которое может выступить в качестве катализатора процессов стимулирования экономического роста в стране.

Ключевым направлением формирования адекватной государственной финансовой политики является поиск баланса между задачами стабилизации и стимулирования роста экономики. Эксперты предполагают четыре целевых направления финансовой политики страны: стабилизационный - поддержание максимально низкого бюджетного дефицита за счет сокращения бюджетных расходов и роста налоговой нагрузки; форсированный - стимулирование путем роста рисков дестабилизации бюджета и платежного баланса; мобилизационный - попытка решить задачи развития за счет ресурсов бюджета или эмиссионного финансирования ЦБ; кооперационный - определение приоритетов развития и их финансирование совместно государством и бизнесом.

Процесс создания модели инновационной экономики должен быть также рассмотрен с позиций механизма реализации экономических интересов и мотивации потенциальных инвесторов [5, с. 9]. Необходимо оценить природу инновационной модели с позиций существующих проблем в современной российской экономике, а именно: временной неопределенности состояния субъектов и объектов инновационного развития экономики; изменчивости интересов и мотиваций субъектов инновационной деятельности; нестабильности получения дохода; высокого финансового риска. Следует подчеркнуть, что основными целевыми установками совершенствования инструментов бюджетного регулирования инновационных процессов в России должно являться их направленность на изменение структуры экономики, модернизацию всех элементов экономической системы, включая инновационную инфраструктуру фундаментальной науки, венчурных фондов, форм государственно-частного партнерства, повышение расходов всех уровней бюджетной системы на образование и научные исследования [24].Таким образом, на сегодняшний день финансовая политика России имеет множество недостатков, которые требуют немедленного исправления. Причинами низкой инновационной активности являются высокий риск, большие затраты и длительный период развития. Одной из причин слабых результатов деятельности инновационного сектора является низкая эффективность механизма его финансирования. Для построения национальной инновационной модели экономики необходимо принятие радикальных мер со стороны государства по разработке эффективных форм и методов финансирования, на основе поддерживающих и стимулирующих инновационную активность подходов, что позволит развить интерес у потенциальных инвесторов, инноваторов, приведет к положительным результатам и повлияет на развитие экономики России. В этих условиях правительству необходимо активнее использовать инструменты государственной финансовой политики в целях антикризисной стабилизации экономики России.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проделанной работы можно сделать выводы, что финансовая политика это сфера целенаправленной деятельности государства, связанная с формированием и использованием финансовых ресурсов для реализации экономической политики, т.е. функций и задач государства. Цели и задачи финансовой политики разрабатываются на основе норм, стандартов и одновременно субъективного восприятия существующей ситуации ответственными государственными структурами и должностными лицами.

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политики, выделяют политику стабилизации, политику экономического роста и политику ограничения деловой активности.

Главными проблемами финансовой политики России являются:

  • несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
  • низкие показатели инвестиционного финансирования;
  • нестабильность валютного курса рубля;
  • отсутствия единства денежно-кредитной и финансовой политик;
  • неэффективное использование государственной собственности;
  • несовершенство налоговой системы.

Итак, основные перспективы совершенствования финансовой политики России заключаются в:

  • более активном развитии проектного финансирования;
  • обеспечении доступности кредитов;
  • совершенствовании применения инструментов бюджетно-налогового стимулирования;
  • развитии института ГЧП, в частности - венчурную индустрию за счет прямого присутствия в финансировании венчурных фондов государственных пенсионных и страховых фондов;
  • применении налогового стимулирования для инвесторов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 283-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.11.16).
  2. Проект основных направлений бюджетной политики 2016 и плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ (дата обращения: 10.11.16).
  3. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.11.16).
  4. Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 10.11.16).
  5. Абрамова М.А., Красавина Л.Н., Криворучко С.В., Лаврушин, О. И., Федотова М.А. Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики России на ближайшие три года: мнение экспертов // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 6-12.
  6. Арсланов А.Ф. Формирование и реализация национальной финансовой политики в современных условиях: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. эконом. наук (08.00.10) / А.Ф. Арсланов; Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова. - Москва, 2013. - 21 с.
  7. Альвинская Н.В. Финансы современной России: учеб. пособие - М.: «ЮНП», 2012 - 226 с.
  8. Гринберг Р.С. Экономика современной России: состояние, проблемы, перспективы // Вестник института экономики РАН. 2015. №1. С. 10 - 29.
  9. Грязнова А.Г. Финансы: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 496 с.
  10. Ершов М.В. Какая экономическая политика нужна России в условиях санкций? / М.В. Ершов // Вопросы экономики. - 2014. - № 12. - С. 37-45.
  11. Нешитая А.С. Финансы и кредит: учеб. / А.С. Нешитой. - 6-е изд., пер. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 576 с.
  12. Колесов А.С. Финансовая политика государства: методология оценки и повышения результативности: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук (08.00.10) / А.С. Колесов; Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург, 2014. - 383 с.
  13. Лаптев С.В., Маркина Н.А. Формирование финансового механизма обеспечения устойчивого развития экономики России // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. - 2013. - № 4 (44). - С. 44-57.
  14. Лаптев С.В. Основы теории государственных финансов. учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям экономики и управления / С.В. Лаптев. - М., 2012. - 2-е изд., перераб. и доп. - 240 с.
  15. Лаптев С.В., Филина Ф.В. Финансово-кредитная система как условие и фактор модернизации и перехода российской экономики к инновационной модели развития // Terra Economicus. - 2012. - Т. 10. - № 4-2. - С. 27-32.
  16. Лаптев С.В., Филина Ф.В. Проблемы совершенствования денежно-кредитной политики современной России // Terra Economicus. - 2013. - Т 11. - № 4-3. - С. 124-129.
  17. Лаптев С.В. Проблемы изменения парадигмы финансово-экономической политики современной России // Вестник НГУЭУ - 2015. - № 2. - С. 55-70.
  18. Миркин Я.М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, сис-темные риски. - М.: Изд-во Geleos Publishing House Ltd, Еврофинансы, 2012. - 480 с.
  19. Полтавченко А.А., Седых Н.В. Финансовая политика России на современном этапе // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. №43. С. 186 - 191.
  20. Слепов В.А. Интегральная национальная финансовая политика и ее особенности в современных условиях / В.А. Слепов, А.Ф. Арсланов // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2014. - №7 (73). - С. 19-30.
  21. Ушанов П.В. Медведев Г. А. Финансовый сектор как локомотив антикризисных мер правительства / П.В. Ушанов, Г. А. Медведев // Банковское дело. - 2015. - № 9. - С. 12-18.
  22. Шаринова Г.А. Финансовый механизм - активный элемент в системе управления финансами // Вестник КалмГУ. 2013. №1 (17) С. 93 - 98.
  23. Щербакова Ю.В. Современные проблемы финансовой политики и пути их решения / Ю.В. Щербакова // Молодой ученый. - 2015. - № 13. - С. 477-480.
  24. Войнова Е.Л. Основные направления финансовой политики России в условиях экономического спада [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 4. - Режим доступа: http://snauka.ru/issues/2015/04/51613 (дата обращения: 10.11.16).
  25. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов. URL: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2016 (2017-2018) pr. pdf (дата обращения: 10.11.16).
  26. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/(дата обращения: 10.11.16).
  27. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.16).
  28. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.gks.ru/(дата обращения: 10.11.16).
  29. О ключевой ставке Банка России и других мерах Банка России. URL: www.cbr.ru. (дата обращения: 10.11.16).
  30. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.cbr.ru(дата обращения: 10.11.16).