Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Анализ современной финансовой политики России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация финансовой политики в 2015 г. осуществлялась уже в новых экономических условиях: падение цен на товары российского экспорта, введение экономических санкций и замедление потенциальных темпов роста российской экономики на фоне накопившихся структурных дисбалансов, снижения цен на нефть и уменьшения потребительских возможностей российских покупателей импортной продукции, которые все еще не исчерпали себя. Поэтому разработка финансовой политики на 2016 г. осуществлялась с учетом данных условий.

Главную роль в составе финансовой политики играет бюджетная политика, цели и задачи которой на 2016 и плановый период 2017 и 2018 гг. содержатся в проекте бюджета. Проанализировав проект, можно выделить главную цель бюджетной политики данного периода - это достижение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы. «Действительно, в настоящее время проблема сбалансированности бюджетов и внебюджетных фондов стоит особо остро, так как экономическая ситуация в стране и в мире в целом является крайне неблагоприятной» [23, с. 477]. Для этого необходимо решить задачу повышения эффективности бюджетных расходов т.к. задачи государственной политики, множатся и усложняются, а бюджетные возможности снижаются. Для достижения сбалансированности федерального бюджета и бюджетов субъектов планируется, например, сократить объем расходов федерального бюджета, снизить зависимость бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета.

2.2. Особенности денежно-кредитной политики России

Денежно-кредитная политика также является составной частью финансовой политики, она направлена на регулирование денежного обращения, для обеспечения стабильности цен и роста реального объема производства.

Ужесточение денежно-кредитной политики было осуществлено через повышение ключевой ставки, что привело к удорожанию кредитов. С июля 2013 г.резко возрастают нормативы обязательных резервов кредитных организаций, депонированных в Банке России (рис. 2.1) [29].

Рис. 2.1. Динамика ключевой ставки ЦБ РФ

ЦБ продолжает ужесточать денежно-кредитную политику в условиях острой нехватки ликвидности, что приводит к замедлению экономического роста и разогревает инфляцию, приводя экономику страны в состояние стагнации. В связи с санкциями и ограничениями на внешнем рынке заимствований замедляется рост объемов задолженности внешнему сектору, однако он по-прежнему нарастает.


Россия стала одной из немногих стран, где в условиях кризиса процентные ставки имеют тенденцию к повышению, в то время как все ведущие экономики мира опустили их до минимумов. Например, в Швейцарии ключевая ставка имеет отрицательное значение, в ЕЦБ - нулевое, а в США - всего 0,25%.

Рентабельность производства в различных отраслях экономики изображена на рис. 2.2 [28].

Рис. 2.2. Рентабельность производства в различных отраслях экономики в 2015 г.

Из рис. 2.2 видно, что в целом по экономике рентабельность (5,1%), значительно ниже текущего уровня средней ставки процента (17,5%). В результате подавляющая часть предприятий реального сектора экономики не может позволить взять себе кредит для развития производства. В особенности ситуация критическая с долгосрочными источниками инвестиций.

Сжатие денежной массы и ужесточение условий кредита влечет за собой сокращение инвестиций предприятий и расходов населения (рис. 2.3) [27].

Рис. 2.3. Динамика конечного совокупного спроса

Как результат денежно-кредитной политики, повышение инфляции, начиная с 2012 г. способствовало увеличению издержек предприятий, расходов населения, росту доли убыточных предприятий и проблемных кредитов. В условиях ограниченной доступности финансовых ресурсов и ужесточения требований к качеству заемщиков со стороны российских банков совокупный спрос сокращается. Иными словами, денежно-кредитная политика и банковская система в целом потеряли свою способность по стимулированию спроса и инвестиций.

Динамика курса рубля и ставки рефинансирования приведена на рис. 2.4 [30].

Рис. 2.4. Динамика курса рубля и ставки рефинансирования

Как видно из рис. 2.4 повышение процентных ставок Банком России не способствовало стабилизации курса и вызвало лишь приток денежной массы на валютный рынок, которая, скорее всего, используется в спекулятивных целях игроков фондового рынка.

Проанализировав документ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов», разработкой которого занимается Банк России можно выделить следующие цели [25]:

1. Снижение инфляции до 4 % в 2017 году и поддержание ее на данном уровне в дальнейшем (применение ключевой ставки, которая устанавливается советом директоров банка России);

2. Поддержание ценовой стабильности, устойчивости рубля, как национальной валюты.


Неблагоприятная внешнеэкономическая обстановка, неопределенность дальнейшего развития, ухудшение настроений населения и бизнеса, дополненные жесткой денежно-кредитной политикой привели к существенному падению в 2015 г. как потребления, так и инвестиций. Поэтому важной целью финансовой политики на современном этапе является привлечение инвестиций в экономику страны, которые необходимы для ее стабильного функционирования.

Для налоговой политики остается все так же актуальной целью поддержка инвестиций, и стимулирование инновационной деятельности. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации [5, с. 8].

Таким образом, создание эффективной финансовой политики для современной России имеет крайне большое значение. Новая экономическая реальность и западные санкции ставят в невыгодное положение всю финансовую систему нашей страны. Современная реальность ставит новые задачи перед государством. Тем не менее, у России имеются существенные перспективы развития и возможность поддержания стабильного экономического положения. Следовательно, финансовая политика России требует рассмотрения и принятия мер по её усовершенствованию, так как она во многом обеспечивает финансовую стабильность в государстве.

Глава 3. Проблемы и перспективы совершенствования финансовой политики России

3.1. Проблемы финансовой политики России

Как видно из приведенных выше данных, Россия объективно нуждается в системе мер по обеспечению ускоренного развития финансовой системы, финансовых рынков, т.е. в создании адекватного финансового обеспечения экономического развития. Устойчивое развитие, в каковом в настоящее время настоятельно нуждается российская экономика, требует создания адекватного финансового механизма [20, с. 19]. Финансовый же механизм, ориентированный на экономическое развитие, должен в своем основании иметь финансовую систему, все звенья которой сформированы потребностями развития реального сектора и не имеют существенных пробелов и изъянов.


Российская же финансовая система, если на нее смотреть с точки зрения потребностей экономического развития, содержит в себе массу изъянов и недостатков. Так, например, бюджетная система не имеет достаточно надежной системы программирования государственного масштаба, ориентированной на постановку и решение действительно первостепенных задач экономического развития с адекватной целевой мобилизацией необходимых экономических ресурсов. Российская налоговая система пока плохо приспособлена для решения стратегических задач экономического развития, в ней преобладает фискальная функция. Проблема минимизации чистых потерь, то есть избыточного налогового бремени в российской практике не ставилась и не решалась.

В кредитном звене финансовой системы либо отсутствуют, либо находятся в зачаточном состоянии целые блоки институтов, способных полноценно и масштабно аккумулировать долгосрочные сбережения и трансформировать их в инвестиции. Даже система краткосрочного кредитования, представленная коммерческими банками, плохо приспособлена для целей экономического развития: основной объем финансовых ресурсов стянут в столицы (Москву и Санкт-Петербуг), система же региональных банков фактически прозябает или деградирует, во всяком случае, отсутствует как полноценное звено, способное обеспечить кредитными ресурсами потребности развития экономики российских регионов. Звенья кредитной системы, способные взять на себя решение основной части проблем управления коммерческими и предпринимательскими рисками, также не соответствуют запросам развития реальной экономики [8, с. 15].

Масштабное изменение качеств финансового капитала, выразившееся в появлении новых форм финансово-экономических взаимоотношений глобального плана, более всего коснулось финансового пространства и отношений, возникающих между практикой функционирования глобальных финансов и политикой, направленной на обеспечение комплексного развития страны. Результатом финансизации стала резко возросшая доля финансового сектора в мировом ВВП, превалирование в экономиках развитых стран доходов от операций на финансовых рынках, занявших главное место в структуре совокупных доходов общества. Феномен финансизации нуждается в глубоком изучении и осмыслении: создан ли он на потребу клубу высокоразвитых стран мира, прежде всего США, для целей глобального перераспределения доходов мировой экономики в пользу господствующих стран, либо он необходим для целей внутреннего развития реального сектора этих стран. Соответственно, что должно делать в этой ситуации российское государство: копировать западный опыт для создания эффективной финансовой инфраструктуры развития собственной экономики, либо напротив, защищать свою экономику от попыток ее превращения в донора для развития клуба высокоразвитых стран и строить свою собственную финансовую инфраструктуры исходя из потребностей развития собственной реальной экономики.


Значительные изменения общей экономической ситуации в стране повлекли дефицит финансовых ресурсов, необходимых для изменения структуры производства, обеспечения инфраструктурных преобразований и эффективной организации рынков капиталов, финансово-хозяйственных комплексов и отдельных отраслей.

Фактически реальный сектор экономики оказался заложником господствовавших среди реформаторов представлений о первенстве макроэкономических достижений перед институциональными и структурными реформами. Ошибочность этой позиции многократно доказана современными реалиями.

Произошло географическое сжатие мирового экономического пространства, требующее новых форм взаимоотношений. Уровень капитализации становится важным показателем финансовой глобализации, а регулирование фондовых рынков одной из ключевых проблем этого явления.

В настоящее время нет единой общепринятой концепции, описывающей взаимодействие финансовых институтов и корпоративного сектора, которая необходима для успешного перехода от состояния депрессивной стабилизации к ускорению темпов экономического роста на базе новых технологий. Более того, все еще не поставлена задача создания методологии анализа финансовых, институциональных и технико-экономических изменений в процессе радикальных реформ. Недостаточно разработаны способы определения степени влияния рыночного финансирования на структуру производства в условиях интеграции российского и иностранного корпоративного капитала, на динамику экономического роста, дифференциацию отдельных отраслей, представляющих глобальный комплекс в хозяйственной системе РФ.

Развитию процессов финансовой глобализации способствует ряд факторов, важнейшими из которых выступают [26]:

1. Либерализация финансовых рынков.

2. Расширение сферы деятельности ТНК (Транснациональная компания), обладающих мощными технологическими и инвестиционными ресурсами, позволяющими размещать по всему миру производство таким образом, чтобы добиваться наибольшей эффективности за счет использования дешевых рабочей силы и сырья.

3. Высокий уровень развития средств связи, позволяющий корпорациям поддерживать постоянные контакты и заключать сделки с партнерами, находящимися в любой точке земного шара.

Дело в том, что современной рыночной экономике вовсе не нужно, чтобы все финансирование определялось рынком. Наоборот, существенная часть финансовых отношений может, выводится за пределы рыночного регулирования, значительные объемы финансовых потоков будут контролироваться одновременно и рынком, и на внерыночных основаниях.