Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Анализ современной финансовой политики России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей курсовой работы – финансовая политика и ее реализация в Р.Ф. Я выбрала эту тему, т.к. она актуальна в наше время. Вопросам государственной финансовой политики уделяется много внимания, ведь она играет большую роль в экономическом и социальном развитии страны.

Для того чтобы экономика страны эффективно развивалась необходимо поддерживать сбалансированность финансовой политики и от того насколько грамотно будет вестись эта политика, зависит развитие как экономики в целом, так и отдельных ее отраслей.

Объектом исследования курсовой работы является финансовая политика.

Предметом исследования – особенности реализации финансовой политики в Р.Ф.

Целью моей курсовой работы является изучение финансовой политики и ее реализации в России.

Для достижения поставленной цели необходимо изучить следующие задачи:

  • Дать определение понятию и сути финансовой политики;
  • Определить роль, цели и задачи финансовой политики;
  • Провести анализ современного состояния финансовой политики России;
  • Рассмотреть особенности денежно-кредитной политики России;
  • Выявить проблемы финансовой политики России;
  • Определить перспективы совершенствования финансовой политики России.

Информационной базой исследований стали законодательные акты, нормативные документы, доклады, отчеты, статистические данные, научные публикации, методическая и учебная литература.

Доклады, отчеты, статистические данные были использованы по данным сайтов государственной службы статистики, министерства финансов и центрального банка Р.Ф.

В качестве законодательных и нормативных документов были использованы положения: концепции долгосрочного социально-экономического развития Р.Ф.на период до 2020года, основные направления деятельности Правительства Р.Ф. на период до 2018 года и бюджетного послания Президента Р.Ф. Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2014-2016 годах. Ежегодные бюджетные послания Президента Р.Ф. от 4 октября 20014г. №283-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Р.Ф. и статью 30 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных ) учреждений» размещенных на государственных сайтах или информационно консультационной системы «Консультант-Плюс», что свидетельствует о их надежности и объективности.

Научные публикации, методическая и учебная литература использовалась исключительно на основании официальных научных изданий, входящих в собрание электронной научной библиотеки «elibrary», что свидетельствует о их актуальности, объективности и практической ценности для рассматриваемой темы.


Глава 1. Теоретические основы финансовой политики

1.1. Понятие и суть финансовой политики

По мнению А.Г. Грязновой «финансовая политика (ФП) представляет собой совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства» [9, с. 41]. Автор считает, что ФП - это, прежде всего целенаправленная деятельность государства в сфере финансов. В то же время в данной формулировке отсутствует некоторая важная особенность - необходимость учета при формировании и проведении ФП различных факторов, влияющих на весь процесс ее осуществления.

Нешитая А.С. под финансовой политикой понимает «особую сферу деятельности государства, направленную на мобилизацию финансовых ресурсов их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций» [11, с. 74]. Данное определение весьма полно и адекватно дает трактовку ФП, однако есть некоторые неточности. В настоящее время у государства отсутствует возможность любыми способами мобилизовать финансовые ресурсы, например, такими как конфискация, изъятие значительной части доходов предприятий, установление произвольных тарифов и цен и др. Сегодня денежные ресурсы собираются налоговыми органами по факту их поступления. Кроме того из-за того, что значительная часть полномочий федерального центра утрачена и децентрализована невозможно рационально распределить финансовые ресурсы [15, с. 27].

Рассмотренные нами подходы к определению ФП позволяют сформировать представление о том, что финансовая политика это сфера целенаправленной деятельности государства, связанная с формированием и использованием финансовых ресурсов для реализации экономической политики, т.е. функций и задач государства.

1.2. Роль, цели и задачи финансовой политики

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии стран значительна. От рациональности финансовой политики зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей [22, с. 93].


Но разработке и реализации финансовой политики государства препятствует множество проблем, которым уделяется мало внимания в научной и учебной литературе [16, с. 124].

Основные проблемы разработки финансовой политики представлены на рисунке 1.1 [14, с. 45].

Рис. 1.1. Проблемы разработки финансовой политики

Рассмотрим более подробно проблемы разработки финансовой политики, представленные на рисунке.

Одной из проблем разработки финансовой политики является проблема постоянно меняющегося состояния экономической и социальных сфер государства. Данные изменения в социальной и экономической сферах требуют соответствующих изменений в финансовой политике, корректировке ее целей и задач, этот процесс может никогда завершиться. Данную проблему А.С. Колесов относит к числу «вечных» проблем, которые существовали ранее и продолжат существовать в будущем [12, с. 134];

Долговременный характер целей и задач, для достижения которых требуется значительный промежуток времени, также является проблемой (например, снижение до приемлемого уровня дефицита федерального бюджета и т.д.).

Некомплексность в постановке некоторых целей и задач, а также различия в их масштабности является проблемой разработки финансовой политики. Данная проблема означает недостаточный учет всех факторов, которые оказывают влияние на разработку финансовой политики [7, с. 36].

Цели и задачи финансовой политики разрабатываются на основе норм, стандартов и одновременно субъективного восприятия существующей ситуации ответственными государственными структурами и должностными лицами. Возникает разрыв между стандартами и субъективным восприятием, субъективный подход при этом играет немаловажную роль в определении целей и задач финансовой политики [18, с. 63].

Существует множество точек зрения на цели и задачи финансовой политики современного периода.

Например, П.В. Ушанов и Г.А. Медведев в статье «Финансовый сектор как локомотив антикризисных мер правительства» ставят целью финансовой политики - развитие государственно-частного партнерства, вовлечения частных инвесторов путем создания для них благоприятных инвестиционных возможностей. Ведь для того, чтобы вывести страну из кризиса необходимо привлечение капиталов частных инвесторов, поэтому создание привлекательных финансовых инструментов является задачей финансовой политики. Также в российских антикризисных мерах целью финансовой политики должна быть дедолларизация экономики и мягкое валютное регулирование, призванные ослабить влияние инфляции на бизнес и население. Целью налоговой политики должен быть пересмотр налогового законодательства, для того чтобы сделать его наиболее простым, понятным и прозрачным, при этом необходимо все налоговое бремя возложить на покупателя (налог с покупок), это подхлестнет импортзамещение [21, с. 16-18].


В статье «Кризис дает шанс начать структурное преобразование экономики» акцентируется внимание на актуальности на современном этапе развития России такой задачи финансовой политики как единство социально-экономической, финансовой и денежно-кредитной политики [8, с. 6]. Данная задача выделяется многими авторами различных учебников и статей, она имеет значимость на любом этапе экономического развития.

Для поддержания экономики председатель совета Ассоциации региональных банков России Я.М. Миркин в рамках данной статьи считает необходимой целью финансовой политики - финансовую поддержку инвестиционных проектов, при этом необходимы специальные счета, куда будут поступать деньги конкретным проектам - это позволит иметь реальную схему поддержку для развития экономики [18, с. 72].

В статье, «Какая экономическая политика нужна России в условиях санкций?» М. Ершов в качестве задачи финансовой политики выделяет повышение уровня монетизации экономики, при этом необходимо снизить инфляционные риски. Ершов обосновывает это тем, что в современных условиях компании часто берут рублевые кредиты и переводят средства на валютный рынок, что приводит к снижению курса рубля и сокращению валютных резервов. Для достижения данной задачи можно применять налоговые стимулы иные механизмы, направленные на ограничение нецелевого перетока средств, дестабилизирующих валютный рынок [10, с. 41-42].

На пути реализации целей и задач финансовой политики возникает множество препятствий, которые не позволяют претворить в жизнь намеченные цели и задачи (рисунок 1.2) [13, с. 44].

Рис. 1.2. Проблемы реализации финансовой политики

Рассмотрим подробнее проблемы реализации финансовой политики: Недостаточное взаимодействие между органами, разрабатывающими цели и задачи составных частей финансовой политики. Разработка финансовой политики и ее успешная реализация зависит не только от главного исполнителя - Минфина РФ, но и от усилий других участников данного процесса - государственных органов исполнительной власти, разрабатывающих и реализующих свою часть финансовой политики (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная таможенная служба и Центральный банк России), а также от взаимодействия и координации между ними [6, с. 12].

Проблемой является отсутствия достаточных финансовых ресурсов, необходимых для реализации поставленных задач финансовой политики, например, нехватка бюджетных средства для повышения пенсий выше прожиточного минимума, для существенного сокращения внешнего и внутреннего долга и т.д. Организационная проблема на пути реализации финансовой политики это наличие межведомственных барьеров. В настоящее время управлением финансами в Российской федерации занимаются: Президент РФ, правительство РФ, федеральное собрание РФ, министерство финансов РФ, Центральный банк, функционирующий как самостоятельное звено, счетная палата, федеральное агентство Росимущество, федеральная налоговая служба, федеральная таможенная служба и множество др. органов государственной власти. Такое количество ведомств, которые работают на реализацию единой цели, приводит к снижению конечного результата [19, с. 186]. Несогласованность целей и задач составляющих частей финансовой политики является еще одной проблемой реализации. Автор уже говорил о необходимости согласования всех направлений финансовой политики, если же этого не осуществляется, то достигнуть конечного результата не представляется возможным, и мы наблюдаем ситуацию, когда цели и задачи направлений финансовой политики реализуются, но «воз и ныне там» [20, с. 22].


Таким образом, под финансовой политикой следует понимать сферу целенаправленной деятельности государства, связанную с формированием и использованием финансовых ресурсов для реализации экономической политики, т.е. функций и задач государства. Цели и задачи финансовой политики разрабатываются на основе норм, стандартов и одновременно субъективного восприятия существующей ситуации ответственными государственными структурами и должностными лицами.

Глава 2. Анализ современной финансовой политики России

2.1. Современное состояние финансовой политики России

Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время определяется следующими положениями: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2014-2016 годах. Ежегодные бюджетные послания Президента РФ отменены Федеральный законом от 4 октября 2014 г. N 283-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [1, 2, 3, 4]. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации.

В содержание перечисленных выше документов подчеркивается то, что финансовая политика России нацелена на формирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития, создания предпосылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности» [3].

В настоящее время в России решается ряд важнейших задач, направленных на преодоление последствий финансово-экономического кризиса и стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Финансовая политика России в настоящее время ориентирована на привлечение инвестиций из зарубежных стран. В 2014 году финансовый сектор России столкнулся с серией санкций, которые постепенно меняют ситуацию на финансовом рынке страны.