Файл: Социальное страхование и его функции (О государственном регулировании социального страхования).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
Введение
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки.
Социальное страхование выступает и как продукт гражданского общества (определяющая роль социальных субъектов в финансировании и самоуправлении), и как эффективный инструмент его построения (демократический характер организации, массовый масштаб вовлеченности в него практически всего трудозанятого населения, прозрачность финансовых потоков).
На сегодняшний день система обязательного социального страхования в России еще не отвечает тем задачам, которые она призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В этой связи требуется принять не просто отдельные меры по совершенствованию отдельных механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения, а значит, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
- пенсионным;
- обязательного медицинского страхования;
- социального страхования.
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально-экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также концептуальных подходов к законодательной базе.
Объектом исследования является механизм формирования системы государственного социального страхования, а также система социальной защиты населения.
Целью данной работы автор работы обозначил определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- описать основные понятия и проблемы социального страхования;
- проследить динамику развития социального страхования в России.
Научная и практическая значимость работы состоит в том, что сделанные выводы и предложения позволяют расширить степень исследований.
1. О сущности социального страхования: механизмы организации и источники финансирования
Страхование является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы, важным элементом рыночной инфраструктуры. Оно непосредственно затрагивает интересы общества и хозяйствующих субъектов, обеспечивая защиту их интересов. Основной предпосылкой, обусловившей появление социального страхования, была и остается рисковая природа существования человека. Процесс человеческого воспроизводства подвержен рискам прерывания на физиологическом, экономическом и социальном уровнях. В основе социального риска для большинства населения лежит возможность потери трудового дохода. На макроэкономическом уровне социальный риск проявляется в несоответствии индивидуальных параметров уровня жизни человека общественным нормам и стандартам.
Социальное страхование является основой системы социальной защиты населения, наличие которой характерно практически для всех стран. Уровень этой системы зависит от экономических условий, культурно-исторических особенностей, политической культуры, состояния общественного движения. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения становится наиболее значимой и актуальной.
Сущность социального страхования заключается в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счет аккумулированных в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих.
Социальное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер для компенсации или минимизации последствий изменений материального и (или) социального положения работающих граждан, а также в случаях профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Существует ряд признаков, отличающих социальное страхование от социального обеспечения:
• выполнение социальным страхованием функции не только компенсации социального риска, но и предупреждения неблагоприятных последствий рисковой ситуации;
• способ финансирования дохода застрахованного лица даже в том случае, когда за наемного работника взносы уплачивает работодатель;
• высокий уровень обеспечения.
В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения ущерба, оказания помощи или для социального содержания в связи с наступлением определенных событий. Оно выступает в двух обособленных формах: социального страхования и страхования определенных объектов в связи с непредвиденными и чрезвычайными событиями.
Социальному страхованию присущи следующие признаки:
• страховые взносы являются централизованными доходами государства (внебюджетные фонды относятся к государственной форме собственности, порядок установления и уплаты взносов регламентирован государством) или доходами негосударственных специализированных фондов;
• страховые взносы представляют собой обязательный платеж: а) из фонда оплаты труда работодателей; б) из заработной платы работников; в) из суммы сокрытых, заниженных или не внесенных в установленный срок платежей (взыскиваются в принудительном порядке);
• страховые взносы, аккумулируемые в специальных фондах, используются целенаправленно;
• страховым взносам присущ возвратный характер, при этом возвратность может быть адекватна или не адекватна уплаченным суммам – в зависимости от существующей в государстве модели социальной защиты;
• привлекаемые страховые взносы могут быть обезличены либо персонифицированы.
Организация социального страхования базируется на принципах всеобщности; универсальности; комплексности; самоуправления; гарантированное пособий, пенсий и других выплат в соответствии с законодательством; равенства граждан в праве на социальное страхование; дифференциации условий и размеров пенсий, пособий и др. В странах с рыночной экономикой к ним добавляется принцип самоокупаемости.
Социальное страхование является не просто обязательным страхованием социальных рисков граждан, а социально ориентированным обязательным страхованием основного контингента населения от социальных рисков, определяемых государственной социальной политикой.
Страховые фонды создаются по определенным правилам и преследуют цель максимальной компенсации рисков при минимально необходимых затратах участников страховой схемы. Социальное страхование использует два метода покрытия рисков:
1) распределение вероятного ущерба между всеми участниками фонда за счет предварительной уплаты взносов;
2) капитализацию, предусматривающую индивидуальное накопление взносов каждого из участников к моменту страховой выплаты.
Капитализация в страховании не используется в качестве самостоятельного механизма, а только в сочетании с распределением. Это означает, что часть взносов поступает в так называемый рисковый фонд, средства которого направляются на страховые выплаты тем застрахованным, кто в силу раннего наступления риска не смог накопить свой индивидуальный страховой фонд. Механизм капитализации применяется в основном к долгосрочным видам страхования, например пенсионному.
Метод формирования страховых фондов, основанный на распределении ущерба, в социальном страховании получил название «pay-as-you-go», т.е. текущие расходы – за счет текущих доходов.
Метод формирования страховых фондов, основанный на накоплении, имеет несколько названий: «фондированная система», «капитализация», «система индивидуальных накопительных счетов». Страховые выплаты будут равны уплаченным страховым взносам, увеличенным на определенную норму доходности или, наоборот, страховые взносы будут зависеть от размера планируемых выплат с учетом дисконтирования.
Взносы на социальное страхование представляют собой периодические платежи, производимые в обязательном порядке законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости – государством, - аккумулируемые в специальных фондах на цели социальной защиты.
В настоящее время общая система финансирования социального страхования включает платежи только в виде страховых взносов:
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в ФСС;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в ПФР;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые через ПФР для федерального и территориальных ФОМС;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемые в ФСС;
- страховые взносы уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, уплачиваемые на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды ОМС (с 2012 г. - в Федеральный ФОМС).
Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью начисления и уплаты взносов осуществляется непосредственно внебюджетными фондами: ФСС – в двух отраслях страхования (социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и ПФР – так же в двух (пенсионное и медицинское страхование). ПФР продолжает контролировать порядок ведения страхователями индивидуального персонифицированного учета в пенсионном страховании. ФСС сохраняет обязанности в части проверки произведенных страхователями расходов по средствам социального страхования (ЕСН) и полный контроль за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев. За платежами органов власти на ОМС контроль теперь осуществляют фонды ОМС.
Плательщиками, обязанными уплачивать страховые взносы в ФСС, ПФР и ФОМС в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах на обязательное пенсионное, медицинское страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» признаются страхователи, указанные в соответствующих федеральных законах о конкретных видах социального страхования. Все плательщики разделены на две группы. К первой относят лиц, производящих выплаты физическим лицам: организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями.