Файл: Организационные основы нотариальной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Нотариат как объект научного исследования является феноменом, требующим к себе пристального внимания ученых. Вопросы определения содержания понятия нотариата, его правовой природы и места в системе правовых институтов и отраслей права, основных функций, а также соотношения нотариата с институтами власти и гражданского общества в настоящее время приобретают в юридической науке особую актуальность.

В российской теории права и законодательной базе пока отсутствует единое содержание понятия «нотариат». При этом, по мнению ряда исследователей, четкая дефиниция нотариата, в полной мере отображающая сущность этого общественного института, несет в себе большой практический потенциал[21, c. 123].

В Российской Федерации институт нотариата имеет, разумеется, свое особое содержание и специфику, обусловленную, в том числе формой территориального устройства.

Актуальность выбранной нами темы для написания работы обусловлена особой важностью указанного института для жизнедеятельности общества.

Целью работы является изучение правового статуса нотариуса.

Для реализации данных норм нужно решить ряд задач:

- дать понятие нотариата;

- рассмотреть основные права и обязанности нотариуса;

- рассмотреть порядок оспаривания действий нотариуса.

Объектом исследования выступает – порядок нотариальной деятельности, а предметом – нормы права, закрепляющие права и обязанности нотариуса в РФ.

Тема нотариата достаточно изучена, по поводу основных понятий имеется множество суждений таких авторов как Бурова А.С., Быкович Д.А., Грибанов В.П., Даштоян А.В., Захаров В.В., Токарева С.Н., Комаров Н.И., Смольников Д.И., Сучкова Н.В. Их работы и мнения проанализированы в данной курсовой работе.

Цель и задачи обусловили структуру работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Организационные основы нотариальной деятельности

1.1. Понятие нотариата

В принятых 11 февраля 1993 г. Основах законодательства РФ о нотариате[6] не представлено его определение, что позволило российским ученым предложить на рассмотрение многочисленные определения понятия «нотариат» и активно включиться в дискуссию о содержании данного термина.


Как правило, в научных и учебных изданиях под нотариатом принято понимать:

- систему государственных органов, которые наделены властными полномочиями и осуществляют защиту прав и законных интересов общества, юридических лиц и граждан;

- правовой институт, обеспечивающий стабильность гражданского оборота и защиту прав и законных интересов юридических лиц и граждан посредством совершения специальных (нотариальных) действий;

- отрасль знаний о нотариате как о правовом институте, а также учебный курс, изучающий вопросы нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере[15, c. 23].

В российской правовой науке существует особая точка зрения на содержание понятия «нотариат», принадлежащая Е.Б. Тарбагаевой. Уточняя, что нотариат, с одной стороны, отождествляется с материально-правовыми институтами, а с другой - с идеей превентивного правосудия (в рамках существующих связей нотариата и процессуальных институтов), автор указывает на многозначность термина и выделяет самостоятельное понятие «система нотариата» - субъекты, уполномоченные законом совершать нотариальные действия именем Российской Федерации[24, c. 58].

Такой подход к пониманию понятия «нотариат» интересен прежде всего в силу того, что он представляет собой попытку комплексного исследования содержания данного термина с учетом рассмотрения вопросов о системе нотариальных органов и месте нотариуса в них; целях, задачах и функциях нотариальных органов; предмете, содержании и форме нотариальной деятельности; гарантиях законности и обоснованности нотариальных актов.

В целом следует отметить, что большинство авторов предлагают схожие по содержанию дефиниции понятия «нотариат». Так, часть исследователей под нотариатом понимают систему государственных органов и должностных лиц, выполняющих предусмотренные законом действия в установленном законом порядке для обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц[25, c. 89].

Другими учеными нотариат рассматривается как система органов, наделенных властными полномочиями и в рамках своей деятельности осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов как граждан и юридических лиц, так и общества в целом[29, c. 347].

В Юридическом энциклопедическом словаре представлено уточняющее содержание понятия «нотариат» - как системы государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законами защиту прав и законных интересов граждан посредством совершения нотариусами различных нотариальных действий, предусмотренных законодательными актами[29, c. 348].


Понимание нотариата как правового института напрямую сопряжено с выявлением предмета регулятивного воздействия законодательства в сфере нотариата на общественные отношения, а также тех методов, целей, задач и функций, которые выполняет эта регламентация. В этой связи представляется недостаточно полной трактовка нотариата, предложенная профессором М.Н. Марченко и некоторыми другими исследователями[22, c. 70].

По мнению А.Е. Черникова, ввиду двойственности правовой природы нотариальной деятельности, понимание нотариата как системы государственных органов и должностных лиц не может быть неоднозначным. Уникальность института нотариата заключается в том, что нотариус, являясь представителем гражданского общества, одновременно выступает и в качестве носителя публично-правовых полномочий. Такая дуалистичность правовой природы нотариата позволяет ему функционировать на границе частной и публичной сфер. В связи с этим требует дальнейшего обсуждения вопрос об определении статуса нотариата как элемента публично-властного механизма либо как структурных единиц гражданского общества, отделенных от публичной власти и не квалифицируемых в качестве государственных органов или соответствующих должностных лиц[27, c. 79].

В данном отношении мы разделяем позицию А.И. Черникова о характеристике нотариата в институциональном смысле как системы государственных и частнопрактикующих нотариусов, а также их объединений, осуществляющих от имени государства правоохранительно-юрисдикционные функции в сочетании с оказанием частной юридической помощи гражданам и организациям.

Следует отметить, что и публичная, и частная стороны деятельности нотариусов являются предметом многих исследований в российской юридической науке. Причем реализация нотариатом «публичной власти государства», равно как и его неразрывная связь с гражданским обществом, является общепризнанным фактом, не вызывающим научных дискуссий. Соединение названных выше конкурирующих начал порождает сложности в определении понятия и сущности российского нотариата.

В качестве примера совмещения публичного и частного характера нотариата может быть предложена дефиниция, приведенная в одной из работ Н.И. Комарова: «Нотариат, входя в систему правоохранительных органов государства, является правовым органом гражданского общества, который нередко характеризуется как орган превентивного, досудебного правосудия» [16, c. 83]. Необходимо обратить внимание на то, что данная дефиниция далеко неоднозначна. Следует учитывать, что нотариат не в полной степени отвечает признакам государственных органов (как это было, например, в советский период развития нотариата), а в качестве «правового органа гражданского общества» не может быть квалифицирован из-за существующей юридической неопределенности этого термина.


Принимая во внимание двойственность правовой природы нотариальной деятельности, профессор И.Г. Черемных предпринял попытку раскрыть понятие нотариата через его юридическую сущность, определив, что нотариат, защищая права и законные интересы физических и юридических лиц, осуществляет свою деятельность от имени государства, в связи с чем его деятельность, направленная на обеспечение законности, защиту частных и публичных интересов, является по своей сути правоохранительной деятельностью с публичным характером[25, c. 90].

Схожей позиции придерживается и еще один исследователь - И.А. Остапенко, считающий, что нотариат является публично-правовым, правозащитным и правоприменительным институтом, состоящим из системы органов и должностных лиц, обеспечивающих стабильность гражданского оборота в соответствии с Конституцией и иными законами Российской Федерации, а также осуществляющим функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий от имени государства[18, c. 4].

В Основах законодательства Российской Федерации о нотариате отсутствуют нормы, четко определяющие публично-правовой или частноправовой статус нотариата, в связи с чем особую значимость приобретает анализ правоприменительной практики. В данном отношении следует отметить, что одна из наиболее полных характеристик публично-правового статуса нотариата представлена высшим судебным органом конституционного контроля.

В противовес стремлению обосновать публично-правовой статус нотариусов и нотариата в научных кругах представляется и тезис о независимости нотариата (и от государства, и от клиентов[16, c. 82]. Однако, на наш взгляд, частные начала в нотариальной деятельности не означают того, что работа нотариуса осуществляется исключительно ради его собственной выгоды.

Ряд исследователей, анализирующих юридическую природу нотариата, основополагающим определяют принцип публичности нотариальной деятельности, проявляющийся наличием у нотариуса государственно-властных полномочий. Вместе с тем государственно-властные полномочия представляют собой конституирующий признак, отличающий государственный орган от негосударственного. Вопрос об отнесении нотариата к государственным или негосударственным органам в юридической науке достаточно дискуссионный. При решении этого вопроса необходимо учитывать ряд существенных условий[20, c. 103].

Посредством деятельности государственного органа происходит реализация государственной власти. Согласно нормам Конституции Российской Федерации (ст. ст. 10, 11) [3] государственная власть в стране осуществляется на основе разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной). Ни к одной из перечисленных ветвей власти нотариат структурно не принадлежит. При этом Конституционным Судом РФ установлено, что негосударственные структуры на основании специального поручения государства (в исключительных случаях) вправе осуществлять конкретные государственные функции.


Так, Постановление от 19 мая 1998 г. N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» содержит указание на то, что реализация нотариатом своих функций от имени Российской Федерации определяет статус нотариусов как публично-правовой[32]. В Конституции страны не содержится запрет государственной власти передавать отдельные полномочия ее органов негосударственным организациям в выполнении функций публичной власти. Схожая позиция была высказана Конституционным Судом в его Постановлении от 19 декабря 2005 г. N 12-П[31].

Теоретическое осмысление роли и места нотариата в системе публичной власти нашло свое отражение в законотворческой практике. Так, согласно положениям проектов Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности», разработанных специалистами как Федеральной нотариальной палаты, так и Минюста России, нотариатом в России было признано профессиональное сообщество нотариусов, выполняющее публично-правовые функции и не входящее в систему государственных и местных органов власти[14, c. 8].

Таким образом, современному российскому нотариату характерна двойственная правовая природа, проявляющаяся в функционировании нотариата на стыке публичных и частных интересов как связующего звена между гражданским обществом и государством.

1.2. Основные права и обязанности нотариусов

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Эта же статья предусматривает, что в соответствии с указанными Основами нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Данное положение свидетельствует о том, что после долгого перерыва (с 1917 года) законодательно закрепляются основы частного нотариата[23].

Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции РФ. При отсутствии в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.