Файл: Организационные основы нотариальной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В правоприменительной практике в рамках вопроса о пределах полномочий нотариальной палаты при осуществлении контрольных проверок профессиональных обязанностей нотариуса постоянно обсуждается вопрос о правомочии нотариальной палаты проверять соблюдение нотариусом законодательства при совершении нотариальных действий, имея в виду, что нотариус независим в своей профессиональной деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и международными договорами, а контроль за совершением нотариальных действий осуществляется судом [6, cт. 3, ст. 5].

При ответе на этот вопрос, представляется, прежде всего следует вспомнить о том, что нотариат в Российской Федерации служит целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечивая совершение нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах или занимающихся частной практикой, предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных актов. Нотариальная деятельность носит публично-правовой характер, а нотариальные действия, совершаемые всеми нотариусами от имени государства, являются публично значимыми [6, ст. 1, 32, 33, c. 47].

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 2 июля 2015 г. N 1523-О, осуществление нотариальных функций от имени государства в целях обеспечения конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает предъявление к ним особых (повышенных) требований с тем, чтобы обеспечить независимое, объективное и беспристрастное исполнение нотариусами публичных функций на основании закона, что является одной из основных гарантий нотариальной деятельности[34].

Конституция Российской Федерации [3, ст. ст. 78, 132] не запрещает наделять отдельными государственными полномочиями негосударственные организации при условии осуществления контроля со стороны государства за реализацией этих полномочий. Контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан наделены суды и нотариальные палаты. Но если суд в рамках осуществления правосудия проверяет законность совершения нотариального действия или отказа в его совершении только при наличии обращения заинтересованного лица в случае нарушения его прав (ст. ст. 3, 310 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 4, п. 9 ст. 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), то для нотариальной палаты обращение третьего лица с жалобой на действия (бездействие) нотариуса не является основанием и/или условием проведения плановых проверок исполнения профессиональных обязанностей нотариусом, занимающимся частной практикой. В силу закона (ч. 2 ст. 34 Основ о нотариате) обязательная периодичность проведения таких проверок не должна быть реже одного раза в четыре года, а первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса. Таким образом, нотариальная палата, исходя из публичных интересов, обязана осуществлять постоянный контроль за профессиональной деятельностью частнопрактикующих нотариусов, составной частью которой является совершение нотариальных действий.


Рассмотрение названных положений в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что правомочие нотариальных палат проверять в рамках контроля за нотариальной деятельностью соблюдение частнопрактикующими нотариусами законодательства при совершении нотариальных действий обусловлено необходимостью ответственного исполнения нотариусами своих публичных полномочий в целях оказания гражданам и юридическим лицам квалифицированной юридической помощи и недопущения нарушения прав и законных интересов участников гражданских правоотношений.

Надо также отметить, что с 1 января 2015 г. законодательно закреплена норма об осуществлении контроля за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления. В соответствии со ст. 33.1 Основ о нотариате предметом проверки деятельности указанных лиц по совершению нотариальных действий являются, в частности, организация ими работы по совершению нотариальных действий, исполнение правил нотариального делопроизводства и соблюдение законодательства при совершении нотариальных действий. Нет оснований полагать, что в отношении нотариусов предмет проверки их профессиональной деятельности по совершению нотариальных действий в рамках законодательства о нотариате должен трактоваться, чем в отношении должностных лиц местного самоуправления[20, с. 132].

Такой вывод вытекает также и из того, что наряду с обязанностью контролировать профессиональную деятельность нотариуса на нотариальные палаты законом прямо возложена обязанность реагировать на выявленные нарушения законодательства путем обращения в суд с ходатайством о прекращении права нотариальной деятельности.

Что касается пределов осуществляемого нотариальными палатами контроля за совершением нотариусом нотариальных действий, то представляется, что нотариальные палаты не вправе оценивать законность нотариального действия, включая и законность удостоверенной сделки, поскольку правомерность или неправомерность не являются необходимым элементом сделки как юридического факта, а определяют лишь те или иные последствия сделки и являются внешней реакцией правопорядка, не способной изменить суть явления, а причины, по которым позитивное право так или иначе реагирует или не реагирует на сделки, совершаемые в жизни, изменчивы и не всегда создают точно определенные границы.

Таким образом, в силу независимости нотариуса в профессиональной деятельности[6, ст. 5] проверка законности нотариального действия может быть осуществлена лишь органом правосудия. Именно такой подход к компетенции проверяющих закреплен, например, в Законе г. Москвы от 19 апреля 2006 г. N 15 «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» (ч. 3 ст. 21) [20, с. 132].


Возникает вопрос: любые ли из совершенных нотариусом дисциплинарных проступков либо нарушений законодательства могут явиться основанием для прекращения в судебном порядке права нотариальной деятельности? Данный вопрос законом также четко не регламентирован.

Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации (п. 6), говоря о выборе уполномоченным органом подлежащей применению меры дисциплинарного воздействия, в качестве оснований такого выбора указывал особенности, характер тяжести допущенного нарушения и его последствий, причины и условия его совершения, эффективность выбранной меры воздействия для исправления ситуации и предупреждения нарушений.

Конституционный Суд Российской Федерации, давая конституционно-правовое толкование положениям законодательства о нотариате, в Определении от 8 декабря 2011 г. N 1714-О-О отметил, что освобождение нотариуса от должности не рассматривается законодателем исключительно как дисциплинарное наказание - это еще и необходимое последствие наступления обстоятельств, делающих невозможным сохранение нотариусом своего статуса. Оценивать степень и характер нарушений, допущенных нотариусом, и определять в пределах своих полномочий меру дисциплинарной ответственности или инициировать в суде процедуру лишения нотариуса права нотариальной деятельности должна именно нотариальная палата при выполнении возложенных на нее контрольных полномочий[35]. Но при определении конкретной меры воздействия в отношении нотариуса нотариальным палатам надлежит руководствоваться критериями разумности, соразмерности (пропорциональности) и необходимости и использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные целями нотариальной деятельности меры, как это вытекает из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2015 г. N 1523-О[34].

Таким образом, для принятия соответствующего решения нотариальной палате следует оценить совершенное нотариусом нарушение с точки зрения причин и условий его совершения, степени его отрицательного влияния (нарушение, ограничение) на права и обязанности физических и юридических лиц, характера и размера понесенного ими материального ущерба, числа лиц, которым нанесен вред, тяжести причиненного им физического, морального или имущественного вреда. В ином случае принятые меры могут свидетельствовать о негативном внутрикорпоративном влиянии на деятельность нотариуса со стороны руководящих должных лиц нотариальной палаты.


2.2. Судебное оспаривание нотариальных действий

Осуществляется контроль за нотариальной деятельностью и при рассмотрении споров о праве, основанных на совершенных нотариальных действиях. Эта форма контроля за деятельностью нотариусов имеет свои особенности. Так, если с заявлением на действия нотариуса или на его отказ совершить нотариальное действие может обратиться лишь лицо, которое непосредственно обращалось к этому нотариусу, то с иском о признании нотариального действия недействительным - любое лицо, считающее, что его право или законный интерес совершенным нотариальным действием нарушены[9, с. 7].

Рассмотрение возникшего между заинтересованными лицами спора о праве, основанного на совершенном нотариальном действии, в порядке искового производства возможно не только в суде общей юрисдикции, но и в арбитражном суде.

Например, согласно ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ[5] споры о признании не подлежащими исполнению исполнительных надписей нотариусов, если они возникли между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, относятся к экономическим и рассматриваются арбитражными судами.

Однако нотариус, занимающийся частной практикой, к числу граждан-предпринимателей не относится, в связи с чем споры с участием нотариуса в качестве стороны по делу арбитражному суду неподведомственны.

Иски граждан о защите нарушенного или оспариваемого права, основанного на совершенном нотариальном действии, подаются в суд с соблюдением всех требований гражданского процессуального законодательства. Если, например, оспаривается нотариально удостоверенный договор об отчуждении недвижимости, то иск подается с соблюдением правила об исключительной подсудности, т.е. в суд по месту нахождения недвижимости[20, с. 132].

При судебном оспаривании нотариальных действий нотариусы, совершившие оспариваемые действия, привлекаются к участию в деле, как правило, в качестве третьих лиц. Например, если после смерти завещателя один из его наследников по закону предъявляет иск к наследнику по оспариваемому завещанию о признании этого завещания недействительным, то нотариус, удостоверивший завещание, должен участвовать в судебном процессе в качестве третьего лица.


Рассматривая иск и решая вопрос о праве, суд проверяет законность совершения оспариваемого нотариального действия: устанавливает, при каких обстоятельствах оно было совершено, были ли допущены при этом какие-либо нарушения, а если да, то кем и по чьей вине.

Если нотариус при совершении оспариваемого нотариального действия выполнил все требования действующего законодательства и не допустил при этом никаких ошибок в своей профессиональной деятельности, то признание нотариального действия недействительным не влечет лично для него никаких последствий. Однако, если нотариальное действие будет признано недействительным в связи с тем, что оно противоречит законодательству, к нотариусу, занимающемуся частной практикой, впоследствии может быть предъявлен иск о возмещении причиненного ущерба[24, с. 60].

В случаях, когда при рассмотрении требований о признании недействительными совершенных нотариальных действий будут установлены какие-либо нарушения законности нотариусами либо существенные недостатки в их деятельности, суды по правилам ст. 226 и 368 ГПК РФ могут выносить частные определения и направлять их в органы юстиции либо в нотариальные палаты. Если же при рассмотрении гражданского дела суд обнаружит в действиях нотариуса или уполномоченного на совершение нотариальных действий должностного лица, а также других участников процесса признаки преступления, он сообщает об этом прокурору[23, с. 74].

В судебной практике России нередки споры о признании недействительными нотариально удостоверенных договоров, завещаний, свидетельств о праве на наследство. При рассмотрении таких споров ошибки и упущения нотариусов, допущенные ими при совершении оспариваемых нотариальных действий, не остаются без внимания. Данное обстоятельство обязывает нотариусов стремиться точно соблюдать при совершении нотариальных действий все требования действующего законодательства. Ведь правовая помощь, оказываемая нотариусом, не должна быть источником конфликтов, не должна нарушать чьих-либо прав и законных интересов, затрагиваемых совершаемым нотариальным действием, а нотариальный акт может подтверждать и закреплять лишь бесспорный факт или право[17, с. 90].

Таким образом, для нотариусов, которые придерживаются этих правил, неукоснительно соблюдают все требования действующего законодательства и беспристрастно совершают нотариальные действия, не преследуя при осуществлении своей деятельности лишь цели извлечения прибыли, спор в суде - это конфликт между сторонами, в результатах разрешения которого нотариус не может быть заинтересован. Однако нотариусы должны участвовать в рассмотрении и таких дел, ибо решение суда по делу, в котором оспаривается какой-либо нотариальный акт, может повлиять на права или обязанности нотариуса по отношению к одной из сторон.